Клясться или нет?

Автор Владимир, апреля 23, 2014, 23:27:43

« назад - далее »

Владимир

"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Матф. 5:33-37).
А теперь читаем у отца Иоанна (Крестьянкина) "Опыт построения исповеди с.186-187:
Господи, приими наше покаяние!
Сейчас каждый должен явить Тебе, Господи, твердую решимость отречься от греха, возненавидеть грех, переломить свою жизнь...]И эту решимость подтвердив клятвою, поцеловать Крест и Евангелие. Пообещать в этом решении исправить жизнь свою.
Господи, я искренно хочу так! И молю Тебя, помоги мне сдержать клятву мою!
И как тут понимать? Всё довольно НЕ -двусмысленно.

Священник Роман Зимин

#1
Начать можно с примеров, когда клятва всё-таки использовалась в Новом Завете, не говоря уж о Ветхом.

Господь Иисус Христос неоднократно удостоверял истинность Своего учения, ссылаясь на Бога Отца, как на вернейшего Свидетеля правдивости Своих слов: "свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня".

Выражение Иисуса Христа "Истинно, истинно говорю вам", по словам свт. Иоанна Златоуста тоже клятва: "Когда Он клянется тою же самою клятвою: истинно, истинно говорю вам, - то не ясно ли, что это за неимением никого выше, кем бы клясться? Как клялся Отец, так Сын клянется Самим Собою.. Так как род человеческий недоверчив, то (Бог) нисходит к тому, что свойственно нам; Он клянется для нас".

Апостол Павел допускал клятвенные удостоверения в истинности своих слов: "свидетель мне Бог... что непрестанно воспоминаю о вас". "Заклинаю вас Господом" (беру клятву с вас именем Господа) прочитать сие послание всем святым братиям".

Слова Иисуса Христа "да будет слово ваше: да, да; нет, нет" объясняют смысл приведённого запрета. Если человек злоупотребляет клятвой, значит имеет основания полагать, что его слова могут быть сочтены неправдивыми.

Кроме того, иудеи, боясь ответственности пред законом за произнесение имени Божия в обыкновенных разговорах и сделках, не подлежащих контролю закона, установили клятвы сотворенными предметами. Часто клялись этими предметами во лжи, нарушали клятвенные обеты и думали, что за все это невиновны пред Богом, так как клятвы их не сопровождались произнесением имени Божия /статейка на тему/.

От себя добавлю. Мы так много говорим пустого, необдуманного, шуток, двусмысленностей. По-моему, необходим какой-то ритуал, подчёркивающий ответственность за сказанное, например, в суде, при принесении присяги, составлении завещаний и т.д. "В здравом уме и трезвой памяти..."

Владимир

Спасибо за разъяснения, о. Роман. Из всего прочитанного я сделал вывод, что лучше не клясться т.к. клятва это торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-н. священного, ценного, авторитетного (это словарь Ушакова). Религиозные источники конкретно связывают клятву с именем Бога. И если мы её не сдержим по немощи своей, то зачем нам проблемы на таком высоком уровне. Тогда мы фактически попираем имя Бога. А если мы не сдержим обещание, своё честное слово. то будет попрано непосредственно наше имя, что менее кощунственно. Бог может клясться, у Него 100% истинность и верность, а человеки лгут, лукавят на каждом шагу,даже не хотя этого. Мы же можем не выполнить обещания и по независящим от нас причинам.  "Клятвопреступник (мирянин) десять лет да не приобщается: два лета находясь между плачущими, три - между слушающими писания, четыре - между припадающими, один стоя с верными, - и тогда сподобится причастия И зачем так рисковать :)