Значение освящения предметов и продуктов

Автор Священник Александр Усатов, апреля 24, 2011, 15:27:33

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Как думают форумчане, для чего в Церкви так много чинов освящения?
Напомню, что освящаются колесницы (автомобили), яйца и мясо, колодцы и дома (квартиры).

Что означает такое освящение вещи или продукта?

Священник Роман Зимин

Мне кажется, здесь присутствуют мотивы благодарения Богу и испрашивания Божьего благословения. Много чинов - больше поводов вспомнить о Боге, обратиться к нему в общей церковной молитве.

Священник Александр Усатов

Цитата: Диакон Роман Зимин от апреля 25, 2011, 14:10:21  
Мне кажется, здесь присутствуют мотивы благодарения Богу и испрашивания Божьего благословения. Много чинов - больше поводов вспомнить о Боге, обратиться к нему в общей церковной молитве.
Тогда еще вопрос: а как воспринимать эти освященные продукты и вещи?
Они приносят "пользу" людям?

Священник Александр Усатов

На Пасху освящали артос - особый хлеб.

Читали такую молитву (привожу на русском языке):
Всесильный Боже, Господи Вседержитель! Ты повелел чрез раба Твоего Моисея при исходе Израиля из Египта и освобождении народа Твоего от горького рабства фараону заколоть агнца, прообразуя добровольно закланного за нас на Кресте Агнца, подъемлющего грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого мы получили освобождение и выход из вечного рабства врагу и избавление от несокрушимых уз ада. Так и мы, рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ныне в этот всесветлый, и преславный, и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством, смиренно молим Тебя: воззри на этот хлеб, благослови и освяти его. Нас же, его принесших, и целующих его, и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали, здравие всем подавая. Ибо Ты источник благословения и исцелений Податель, и Тебе славу воссылаем, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благими Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Итак, мы ожидаем стать причастниками Божьего благословения через вкушение освященного хлеба - артоса. Ожидаем здоровья и исцеления от болезней.

Священник Александр Усатов

А теперь посмотрим, что сказано про освящение продуктов на Пасху.

Молитва во еже благословити брашна мяс, во святую и великую Неделю Пасхи.

Призри Господи Иисусе Христе Боже наш, на брашна мяс, и освяти я, якоже освятил еси овна, егоже Тебе приведе верный Авраам, и агнца, егоже Тебе Авель во всеплодие принесе: подобне и тельца упитаннаго, егоже жрети повелел еси сынови Твоему заблуждшему, и паки к Тебе возвращшемуся: да якоже той сподобися Твоея благости насладитися, сице и освященных от Тебе, и благословенных насладимся в пищу всех нас. Ты бо еси истинная пища, и податель благих, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва во еже благословити сыр и яица.

Владыко Господи Боже наш, зиждителю и содетелю всех, благослови млеко огустевшее, с нимже и яица, и нас соблюди во благости Твоей, яко да причащающеся их, Твоих независтно подательных даров исполнимся, и неизглаголанныя Твоея благости: яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Далее читаем особое указание:
Вестно же буди: яко сицевый, мяс и набелу, принос, несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют, и приемлют, и ему со всяким говением якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иереа предложенными молитвами в снедь благословено будет: Пасха бо Сам Христос есть и Агнец вземляй грехи мира, на олтари в безкровной Жертве, в пречистых Тайнах, честнаго Тела, и животворящия Крове Своея, от иереа Богу и Отцу приносимый, и Тому достойно причащающиися истинную ядят Пасху.
И сего ради оныя приносы, яко не суть пасха, во олтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церкве, или в притворе, молитвою благословити.

Елена_K

Думаю, что, освящяя эти предметы, мы испрашиваем благословение на них, да послужат нам во благо, но при этом символически приносим их в жертву, что означает, в том числе, что мы намереваемся использовать их благоразумно, по-христиански.

Священник Александр Усатов

Цитата: Елена_K от апреля 25, 2011, 16:10:56  
Думаю, что, освящяя эти предметы, мы испрашиваем благословение на них, да послужат нам во благо, но при этом символически приносим их в жертву, что означает, в том числе, что мы намереваемся использовать их благоразумно, по-христиански.
кушая их? ;)

Священник Александр Усатов

эти молитвы показывают, что пасхальные куличи лишь отдаленно напоминают нам о Хлебе Жизни.
А освящение их в храме говорит о благословении на прекращение поста.
Часть продуктов люди жертвуют на Храм. Это уже собственно милостыня.

Елена_K

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 25, 2011, 16:47:09  
Цитата: Елена_K от апреля 25, 2011, 16:10:56  
Думаю, что, освящяя эти предметы, мы испрашиваем благословение на них, да послужат нам во благо, но при этом символически приносим их в жертву, что означает, в том числе, что мы намереваемся использовать их благоразумно, по-христиански.
кушая их? ;)
:D Это о вещах. О колесницах, например. А о мясах - не объедаясь.  ;D

Ну а в жертву же мы приносим Хлеб и Вино? И сами потребляем.

Яблоки, как начатки урожая, тоже символически приносятся в жертву, а съедаем их мы.

Священник Александр Усатов

Давайте не путать дары для Евхаристии (просфоры и вино) и освящение продуктов для вкушения дома.

ЦитироватьЯблоки, как начатки урожая, тоже символически приносятся в жертву, а съедаем их мы.
Не символически. Человек реально отрывает часть урожая от себя. Жертвует

Священник Александр Усатов

#10
Еще возникают вопросы об освящении предметов и продуктов.

Для кого-то это возможность получить здоровье. Для кого-то это святыня, соединяющая с Богом.

В связи с этим предлагаю вспомнить, каким образом человек может стяжать Духа Божия?
Как это в реальности происходит? Каков Путь?
Скушать освященный кулич?

Игорь

Мы видели множество людей приносящих на освящение все подряд, причем в храме многие бывают только на Пасху, да и то около храма, на службу не заходят. Парадоксально и печально то, что пришедши к началу службы, стоят на улице и ждут именно освящения продуктов в течении многих часов, да еще ропщут, что батюшки задерживаются... Вкладывая в это освящение и благословление свой сакральный смысл, будто чрез эти потребленные продукты они освятятся и очистятся от скверны греха. Поэтому и освящают все подряд и кулич и водку, главное чтоб побольше всего освященного:( Очень печально это.....

Алексей'

Цитата: Игорь от апреля 25, 2011, 21:35:36  Очень печально это.....
А меня это очень трогает.  За этими неуклюжими и судорожными какими-то попытками слышно: "Господи! помоги моему неверию"! Они ещё делятся своей добытой в Церкви святынькой. Приносят с большим почтением и вручают. Честное слово, такой подарок мне милее душеспасительных безукоризненных бесед.

Игорь

Цитата: Лёша от апреля 25, 2011, 22:30:23  
Цитата: Игорь от апреля 25, 2011, 21:35:36  Очень печально это.....
А меня это очень трогает.  За этими неуклюжими и судорожными какими-то попытками слышно: "Господи! помоги моему неверию"! Они ещё делятся своей добытой в Церкви святынькой. Приносят с большим почтением и вручают. Честное слово, такой подарок мне милее душеспасительных безукоризненных бесед.

Леша, печально магическое отношение к этой добытой святыньке! Вот для этого и нужны беседы.....

Алексей'

Цитата: Игорь от апреля 26, 2011, 10:42:52  ...Печально магическое отношение к этой добытой святыньке! Вот для этого и нужны беседы.....
А для меня, наоборот, радостно. Потому что есть надежда на то, что эти люди пойдут дальше в своей несовершенной вере (для этого и нужны беседы ) и не будут посрамлены даже и в своём хромом уповании.