Зачем освящать крест?

Автор Артемий, ноября 27, 2011, 23:45:55

« назад - далее »

Артемий

Вопрос такой, зачем освящают крест? Разве, он сам по себе не свят? И еще, у меня как-то спросили можно ли переплавить золотой крестик, я ответил, что нельзя. Аргументировал тем что крест свят! Ведь нельзя же совершать богохульные действия над крестом только потому, что его не освятили.

Священник Роман Зимин

Насколько я знаю, в разных поместных Церквях практика различается. Греки, например, кресты не освящают.

Нужно разобраться, что подразумевается в этом случае под освящением. Во-первых, освящая крест или икону, священник даёт своё благословение на использование святыни. Он таким образом подтверждает, что это действительно икона, а не что-то иное, и её можно использовать в богослужебных целях.

Молитвы
на освящение креста, икон Господа и святых также содержат прошения Господу об их владельцах: "Всякому же его [наперсный крест] носящему на себе верному рабу Твоему да послужит защитою души и тела пред лицом врагов видимых и невидимых и от всякого зла и ко умножению Твоей благодати".

Артемий

Еще вопрос, откуда пошло разделение на православный и католический крест?

Священник Роман Зимин

#3
Это разделение условное, только культурно-историческое.
[spoiler]

Крест четырехконечный, или латинский "immissa"

      В учебнике "Храм Божий и церковные службы" сообщается, что "сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия" (СП., 1912, стр. 46).
      Принятый Вселенской Церковью в употребление "Канон Честному Кресту" - творение святого Григория Синаита - воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: "Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолом благолепие" (песн. 1), "Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту" (песн. 4).
      Начиная с III-го века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Крест шестиконечный "Русский православный"

      Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: "Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия". Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.
      Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.

Крест осмиконечный православный

      Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. "А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе", - обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала "распяли Его" (Ин. 19:18), а потом только "Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте" (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили "одежды Его" воины, "распявшие же Его" (Мф. 27:35), а уж только потом "поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Мф. 27:3.7).
      Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же "крестом Его" (Мф. 27:32, Мк. 15:21, Лк. 23:26, Ин. 19:17), то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19:25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.

Целиком - здесь.
[/spoiler]

На форуме уже есть тема о значении различных форм креста.

Артемий


Жердива Влада

Во время Великой Отечественной войны в одной из русских деревень мать провожала сына на фронт. Сын был человеком далёким от церковной жизни и нагрудного креста не носил. Мать, благословляя его, надела ему на шею крестик и попросила не снимать его ни при каких обстоятельствах. Молодой человек, хотя и вырос в атмосфере атеистической пропаганды, мать послушался и воевал с крестом на груди. Случилось ему со своей воинской частью оказаться в окружении и попасть к немцам в плен.
Всех пленных выстроили длинными шеренгами. Вдоль них пошёл офицер с группой солдат. Внимательно всматриваясь в лица, офицер иногда останавливался, тыкал в грудь пленного и говорил:
— Der Jude! (Еврей)
Указанного военнопленного охранники вытаскивали из шеренги и отводили в сторону. Кучка отобранных для расстрела евреев всё росла и росла.
Молодой человек, которого мать благословила на фронт нагрудным крестиком, родился в русской деревне, но был чернявым, кудрявым и чертами лица походил на представителей еврейского племени. Он смотрел на приближающегося к его шеренге офицера и всё отчетливее слышал возгласы:
— Der Jude!.. Der Jude!..
Когда очередь дошла до него, офицер ткнул его пальцем и сказал:
— Der Jude! — и двинулся было дальше. Но на счастье пленного, взгляд офицера скользнул по расстёгнутому вороту его гимнастёрки. Немец заметил на его груди крест. На мгновение задумавшись, офицер скомандовал:
— Aufheben! (Отставить) — и пошёл дальше вдоль шеренги.
Солдат, уже положивший руку на плечо пленного, снял её и двинулся вслед за офицером.
Пленный вытер дрожащей рукой пот со лба и вспомнил о матери.

Протоиерей Валерий Волощук

Поисковики находят вместе с останками наших солдат ВОВ крестики вырезанные из консервных банок, а вот в капсулах где должны быть личные данные, православные ничего не вкладывали, считая, что Бог всех знает.Узнал об этом после того как среди найденных пятидесяти бойцов идентифицировали только двух - одного с еврейской фамилией, а другого с азербайджанской, данные были в несгораемых капсулах только у них.

Надежда

Приятно удивило благоговейное отношение к кресту у наших молодых солдатиков участвовавших в военных действиях уже в наше время. Наблюдала, приезжая к сыну во Владикавказ в 1999-2000 годы, что все солдатики с крестиками, часто самодельными, правда не из консервных банок, а из оргстекла и других, поддающихся обработке материалов.

Жердива Влада


Мы славим Крест, и вся Церковь наполняется блеском славы. Мы славим Крест, и лице всей вселенной озаряется сиянием радости. Мы славим Крест, и рассевается мрак и разливается свет.

Святой Андрей Критский

Надежда

Слышала что священник в храме отказался освящать нательный крестик по причине неправильного изображения Спасителя - т.е. с перекрещенными ступнями. Насколько важно какой крестик мы носим? А стоит ли тогда носить крестик на котором вообще нет распятия, а только изображение Иисуса Христа (вроде как на иконе), ведь куплен в православном магазине?

Артемий

С перекрещенными ступнями действительно странный крестик. Наверное уже не Иисус хоть и на кресте.

Священник Роман Зимин

Почему не Иисус? Вопрос ведь только в том, одним гвоздем или двумя были прибиты Его ноги. Это так существенно?

Артемий

#12
я предположил, просто непривычно, поэтому и странно))
Вообще больше похоже на то, как католики изображают. Хотя действительно Иисус один и значение наверное не имеет 1-м или 2-мя, просто привыкли к тому, что на православных Крестах изображают с 2-мя гвоздями. 


Артемий

Варварская галерея / Сурбаран Франсиско (1598-1664)