Подготовка к Таинству Святого Причащения

Автор Южен, ноября 17, 2010, 21:15:29

« назад - далее »

Южен

Хочу спросить вас о подготовке к таинству Святого Причащения.
Когда постишься перед участием в Святой трапезе суббота является постным днем для готовящегося причаститься, или же есть постная только Великая Суббота

Священник Александр Усатов

#1
Уважаемый Южен!
В нашей памятке о правилах подготовки к причащению сказано, что
ЦитироватьПеред Причастием положен пост. Вопрос о том, как часто причащаться, а также об объеме подготовки  решается священником (духовником).
Человеку, который причащается редко, не соблюдает посты и постные дни, который далек от Церкви, полезно перед Причастием несколько дней попоститься.  В это время исключается пища животного происхождения, а постная пища употребляются в умеренном количестве. 
Иными словами, длительность говения напрямую зависит от воцерковленности человека и обязательно согласуется с духовником.
В идеальном случае (то есть строго по канонам) прихожанин причащается на каждом воскресном богослужении, и постится при этом согласно Типикону (то есть все четыре поста, постные дни). Дополнительных постных дней перед причащением ему не нужно. Он уже живет в церковном ритме жизни.
Про этот идеальный случай мы вспоминаем, когда говорим о запрете поста в субботу (кроме Великой Субботы).

Однако для невоцерковленных прихожан (которые не постятся (или редко), погружены в суету, не имеют молитвенного правила) полезно поститься несколько дней подряд, включая и субботу. Особым образом в это время молиться и читать церковные книги.
Такой период говения может стать духовной встряской для человека. Подготовить его к Встрече со Христом в Таинстве Евхаристии.

Священник Александр Усатов

Вот как подобный подход выразил ректор Православного Св.Тихоновского университета прот. Владимир Воробьев:
Цитироватьв нашей общине практикуется облегченный способ подготовки к святому причастию.
Для тех, кто живет глубокой христианской жизнью, молится Богу, регулярно ходит в храм, соблюдает постные дни и годичные посты, для того, чтобы причащаться в воскресенье нужно поститься в среду и пятницу, а в субботу не вкушать мясо, нужно прочитать последование ко святому причащению

Священник Александр Усатов

64-е правило святых Апостолов:
Цитировать"Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен "
Здесь можно прочесть текст этого канона и толкование епископа Никодима (Милоша)

Южен

благодарю,но как то запутанно.в первых ответах есть что то идущее вразрез последнему

Священник Александр Усатов


Южен

я имею ввиду то не добавляем ли мы к существующим постановлениям свои реконструкции(для одних суббота-постная. для других нет) ведь в приведенных текстах ничего не сказано о часто причащающихся или редко

Священник Александр Усатов

Все правильно: лекарство нужно больным.
А для живущих по Уставу дополнительные упражнения не нужны.

Священник Александр Усатов

#8
Цитата: Южен от ноября 20, 2010, 21:24:24  
я имею ввиду то не добавляем ли мы к существующим постановлениям свои реконструкции(для одних суббота-постная. для других нет) ведь в приведенных текстах ничего не сказано о часто причащающихся или редко
Я верен, что каноны принимаются ради блага Церкви и поэтому учитывают исторический контекст бытия Церкви.
Мы живем в совершенно иных условиях по сравнению с Византией IV-VIII веков. Поэтому во все времена после Вселенских Соборов были нужны толкования для церковных канонов, показывающие меру их применимости здесь и сейчас.
Это не реконструкции, а попытки следовать духу канонов в реальной жизни.
А делать вид, будто мы живем в Московской Руси или в Византийской империи, я бы не стал.

Вы пишите:
Цитироватьв приведенных текстах ничего не сказано о часто причащающихся или редко
Но мы ведь должны учитывать весь корпус канонов. А человек причащающийся раз в году или еще реже согласно церковным канонам отпадает от Церкви, и необходимы усилия (в том числе аскетические) для воссоединения с Ней. Между прочим, в тех же канонах говорится об отлучении грешников на некоторое время от причастия. И для таких категорий верующих уже неприменимы правила об обязательном причащении на воскресной литургии (вплоть до окончания эпитимии).
Думаю, что подобным образом можно относиться и к проблеме субботнего поста. К тому же, само отрицание поста в субботу не обязательно подразумевает мясоед. Вспомните про субботы Великого Поста.

Посмотрите материалы Круглого стола "Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса"
Здесь выступления многих опытных священников.

Надеюсь, что подобные сложные вопросы будут рассмотрены Межсоборным присутствием РПЦ, и мы получим четкие рекомендации священноначалия РПЦ относительно правил подготовки к Таинству Святого Причащения в современных условиях