Радость и печаль

Автор Священник Александр Усатов, октября 12, 2010, 19:51:57

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Предлагаю обсудить тему радости и печали в жизни христианина (-нки).
Совместимы ли эти состояния души?
Возможна ли радость, или всегда стоит печалиться?

Священник Роман Зимин

#1
Наверное, христианину никуда не деться от печали о своих согрешениях и от радости о неизмеримой любви Бога к нам.
И, думаю, если эти переживания не сменяются с достаточной частотой - можно говорить о какой-то патологии в духовной жизни: или мы в беспросветном унынии, или в прЕлестном восторге.

Священник Роман Зимин

Вообще, мне кажется, у христиан гораздо больше причин радоваться, чем у кого бы то ни было другого.

Священник Александр Усатов

Цитата: Диакон Роман Зимин от октября 12, 2010, 21:41:18  
если эти переживания не сменяются с достаточной частотой - можно говорить о какой-то патологии в духовной жизни: или мы в беспросветном унынии, или в прЕлестном восторге
Отче, Вы правы в описании цели, но не в методике.

Как же апостол говорит «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16)?
А по Евангелию «горе вам, смеющиеся ныне!» (Лук.6:25), «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лук.6:21).

Не смена настроения нам помогает. Бывает, что у человека непрестанно веселье сменяется депрессией, и именно это специалисты называют патологией. Правда, это касается душевной жизни.
А православный человек в своей душе умеет совмещать радость с печалью.
Это называется радостопечалью.
Цитировать«Аромат Православия» можно передать одним дивным церковнославянским словом - радостопечалие.
Радость без печали – это баптисты и харизматы, которых народ уже прозвал «халлилуями».
Печаль без радости – это шизофрения.
А Православие не то и не другое.
Православие – это радость со слезами на глазах.
Это – «вера, полная тревоги».
Люди не должны превращаться в какие-то мутные стеклышки, не способные отразить Свет Господа...
Что мы черпаем из нашей веры – скорбь или радость? Право-славящие мы или право-скулящие? Мне очень дорог такой рассказ из Древнего Патерика. Два молодых послушника пошли в город, там нагрешили, возвращаются в монастырь, и каются. Старцы определяют епитимью, каждого запирают в отдельной келье: кайтесь, молитесь. Через неделю открывают дверь первого монаха. Он выходит весь исхудавший, покрасневшие глаза, бледные щеки. Спрашивают его: «Что ты делал в эти дни?» «Я каялся и молил Господа простить мой грех». Старцы говорят: «хорошо» и открывают вторую келью. Второй монах выходит румяный, веселый. Спрашивают: «А ты что делал в эти дни?» - «Я молился и благодарил Бога за то, что Он простил мне мой грех». Старцы посовещались и сказали: «Оба пути равно хороши».

Понимаете, это ведь вид духовной болезни, когда мы, слишком много помня о своих грехах, забываем о Боге. Это тоже идол – постоянная медитация о себе (пусть даже осудительная медитация на тему «какая я сволочь»). Да подожди, ведь ты к Богу молишься, ты о Боге должен помнить, а не о своем прошлом.
Не всякий плачущий будет утешен. Скажем, если человек плачет о потере кошелька, за этот плач он не получит небесной награды. А если человек плачет о своих грехах? Нет, и плач о грехах несовершенен. Ад полон людьми, которые плачут о своих грехах, но этот плач не спасает. Григорий Нисский поясняет: блажен человек, который плачет о Боге. Т.е. этот человек когда-то испытал радость богообщения, но затем это чувство и радость первой любви он утратил и мается без этого, и желает вернуть Господа в свою душу, в свою жизнь. Такой плач будет утешен. Первичен свет, вторично всё остальное в жизни Православия.
(диакон Андрей Кураев. Церковь в мире людей )

Совмещать плач о своем не достоинстве с радостью, от ощущения милости Божией, советовал и свт. Феофан Затворник:
"Надо сознавать, что ты ничто, но надо и утешаться, что ты христианин"


Священник Александр Усатов

#4
А еще стоит задаться вопросом, о чем мы печалимся и о чем радуемся?

Опыт Церкви говорит о существовании двух родов «радости» и «печали»: «о Господе», т.е. имеющие свой источник в Боге, и «мирские», ведущие к отрыву от Божественной жизни.

Как безудержная радость, так и «чрезмерная печаль» (2Кор.2:7) также осуждается Церковью, ибо она граничит с проявлениями таких смертных грехов как уныние и отчаяние.
По словам архим. Кирилла «Павлова), «человеку в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается - словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость... очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни» По словам ап. Павла «печаль мирская производит смерть» (2 Кор.7:10).

И совсем иное дело - «печаль ради Бога», которая «производит неизменное покаяние ко спасению», в то время как неумеренная скорбь о грехах, сопровождаемая внешней «суровостью» и «угрюмостью» очень часто свидетельствует скорее об ущербности покаяния или же об его полном отсутствии:
«те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения... они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Посему когда (смиренный) впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость» (Невидимая брань).

Внешнее сетование часто есть лишь признак самолюбования. Ведь намного проще вместо подвига самоиспытания, ведущего к сердечному сокрушению и к обновлению души, иметь просто «вид благочестия» (2Тим.3:5), «принимая на себя мрачные лица, чтобы показаться людям» (Мф.6:15-18) - а иногда и самим себе - кающимися.
Подобный самообман и лицемерие во «всплеске эмоций» не имеют никакого отношения к истинному покаянию, которое есть поворот, обращение к Богу в глубине своего «я».
Таким образом «сетование» не довлеет само по себе — оно лишь средство к достижению Богообщения: «печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, приносит радость и утверждает человека в воле Божией», - говорит авва Исаия.
А все внешние проявления покаяния являются лишь средством или следствием этой личной встречи человеческой души со своим Спасителем.
По слову преп. Серафима Саровского «не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего».

Священник Роман Зимин

Согласен, батюшка. Спасибо за прекрасные цитаты.

Инна Игоревна

А как быть с бытовыми радостями и печалями, присущими всем человекам, не только воцерковленным? :)

Священник Александр Усатов

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. 6:12
«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» Еккл. 11:9
:)