20 Международные Рождественские образовательные чтения.

Автор Жердива Влада, января 24, 2012, 21:35:42

« назад - далее »

Жердива Влада

24 января 2012 года в конференц-зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось совещание руководителей епархиальных отделов образования и катехизации. Встречу возглавил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.В президиум совещания вошли: ректор Санкт-Петербургских духовных школ, председатель отдела образования Санкт-Петербургской митрополии епископ Гатчинский Амвросий; епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий; епископ Покровский и Николаевский Пахомий; руководитель сектора Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования Г.В. Демидов.Митрополит Меркурий рассказал о перспективах развития системы православного образования, введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» на территории Российской Федерации, обратил внимание на необходимость развития катехизической деятельности и работы воскресных школ, затронул другие актуальные вопросы.На вопросы участников совещания, касающиеся введения курса «Основы православной культуры», ответил Г.В. Демидов. Также с главами епархиальных отделов образования пообщались руководители других секторов Синодального отдела.

Жердива Влада

#1
23 января 2012 года на пленарном заседании ХХ Международных Рождественских образовательных чтений председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Нравственные ценности и будущее человечества».[spoiler]

Теория планетарного гуманизма

«Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать», — говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для нравственного здоровья человека и общества. Сегодня, в эпоху глобализации, многие секулярные политики вынашивают идею «планетарного гуманизма», то есть внедрения единого мировоззренческого стандарта для всех людей планеты. Стандарт этот будет основан на так называемых «общечеловеческих ценностях», т. е. на основе секулярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности. Лидеры современного секуляризма, либеральные гуманисты, болезненно реагируя на любые религиозные символы и упоминания о Боге, настаивают, в отличие от Вольтера, на другом выражении: «Если Бог и есть, о Нем надо умалчивать». Богу не место, по их мнению, в сфере общественного бытия.

История человечества неоднократно демонстрировала утопичность и гибельность таких гуманистических теорий, которые построены на искаженной антропологической парадигме, на отрицании традиционных ценностей, на отвержении религиозного идеала и ниспровержении богоустановленных моральных норм. До недавнего времени подобного рода теории могли быть воплощены в жизнь лишь в отдельно взятой стране. Однако идея «планетарного гуманизма» опасна тем, что она претендует на мировое господство, заявляя о себе как о норме, которую должны принять и усвоить все люди, вне зависимости от своей национальной, культурной или цивилизационной идентичности. Попытаемся понять, к чему это может привести.

Основные понятия нравственности

На наш взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности. В современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате такого подхода стирается граница между добром и злом.
Вместе с тем, умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32).

Представители исторического секуляризма (Ренессанс, Просвещение, деятели революций) выдвигали идею свободы, исключая из нее христианский смысл. В конечном итоге произошла абсолютизация личной свободы человека, сведение ее к свободе выбора, а значит, и к возможности выбора в пользу зла. На практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм.
Именно поэтому современному секулярному сознанию не известно такое понятие, как «грех». Хотя в его лексиконе есть такие термины, как «преступление», «нарушение закона», «вина» и даже «моральный запрет». Но понятие «грех» для того, у кого нет и не может быть никаких абсолютных нравственных ориентиров или критериев, просто не существует. Понятие греха невозможно выразить в терминах светской этики, оно не может быть сведено к элементам системы моральных ориентиров, хотя и несет в себе ярко выраженное нравственное содержание. Современное секулярное сознание навязывает человечеству представление о том, что не существует абсолютных моральных норм как грех, что всякая нравственность относительна, что человек может жить в соответствии со шкалой нравственных ценностей, которую он сам создаст для себя, причем его шкала может быть отличной (вплоть до противоположности) от условной нравственности другого.
Однако человек именно тем и отличается от животного, что ему Богом дана еще одна внутренняя сила, которая не дана животным — нравственное начало. Если нравственность отделить от религии, от Божественного начала — она исчезнет. Вспомним Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет... стало быть, все позволено». С атеистической точки зрения объяснить наличие нравственного закона внутри каждого человека, будь он верующий или нет, невозможно. Правда, есть попытки объяснить проявление нравственности культурой человека, обстоятельствами его жизни или чем-то подобным, но в них чувствуется недосказанность, потому что отличие добра от зла — это чувство человека, живущего в любом месте земного шара и на протяжении любой исторической эпохи, это голос его совести, звучащий на протяжении всей истории. Если же мы отрываем нравственность от реальной жизни, то люди действительно превращаются в животных, которыми движет только инстинкт. В самом деле, почему кто-то должен жертвовать собой во имя другого, почему кто-то должен отдавать что-то другому, когда логично стремиться к максимальному стяжанию?.. Не одухотворенная верой нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «мерой всех вещей». Это мнение, имеющее весьма давнюю историю, продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма.

В истории много примеров, которые доказывают чудовищные последствия внедрения «условной нравственности»: приход к власти в Германии нацистов, которые объявили нравственным уничтожение евреев, уничтожение в большевистской России верующих как «врагов народа». Восприятие нравственности как относительной, а не абсолютной категории создает потенциал для всевозможных конфликтов, в том числе и вооруженных. И когда в руках человека находится такое опасное оружие, как атомное, нравственный плюрализм может обернуться для человечества трагедией.
Христианизация и дехристианизация мира
Абсолютные нравственные ценности — это наш общий фундамент. На нем развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека. Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, выработалась процедура объективного суда, сформировались высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности. В христианской святоотеческой антропологии эти две категории — свобода и нравственность — находятся в нерасторжимой связи. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к трагедии личности и общества.

Сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы перестаем считаться со свободой. Нравственность представляет собой свободу, уже реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие человека, что приведет к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, — самостоятельного места в истории.
Несколько примеров. Посмотрите, что происходит сегодня с семейными ценностями. Известный религиозный и политический мыслитель XX века И.А. Ильин писал: «История показала... великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». На наших глазах традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, абортов, гомосексуальных связей. Более того, последние уравниваются с традиционным браком. Все чаще и чаще поднимается вопрос: если человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст вступления в сексуальные отношения?

Разрушение семьи — это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений.

Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку нивелировать различия между пороком и добродетелью, между добром и злом.

Залог будущего человечества

В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к губительным результатам. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без религии, так как только религия дает человеку прочную нравственную основу, только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях.
Для чего живет человек, на каких ценностях строится его жизнь — главнейший вопрос для представителей как секулярного, так и религиозного мировоззрений. И в конечном итоге, от ответа на него зависит будущее человечества: будут ли наши народы множиться или же сокращаться и постепенно исчезнут, о том, будут ли в обществе царствовать грех и вседозволенность, или же человек будет ориентироваться на абсолютные нравственные нормы, которые на языке религии называются Божиими заповедями.
Внутренний нравственный закон, вложенный Богом в человеческую природу, иррационален. Он опознается голосом совести, который у одних — сильнее, у других — слабее. Именно благодаря религии внутренний нравственный закон приобретает конкретные культурные и рациональные категории, обретает форму человеческого закона: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай. Все право основывается на нравственности. Если законы перестают соответствовать нравственной основе, то человечество от этих законов отказывается.
Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал. Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.

Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Молодые годы всякого нормально развивающегося индивидуума — это самое трудное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, это время обретения нравственных опор существования, наконец, это острое неприятие несправедливости и несовершенства окружающего мира. Вспомните слова норвежского драматурга Генрика Ибсена: «Я стал бояться... страшно бояться юности... Юность — это возмездие». Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая является наиболее духовно незащищенной и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они как никто нуждаются сегодня в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена в них сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем.
Именно поэтому необходимо знакомить детей и молодежь с национальной базисной культурой своего народа, к которой относится, в том числе, и религиозная культура. В течение многих веков православная вера являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в подвигах русской святости, и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение, и в патриотических подвигах героев Отечества, и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека. Вот именно из этой национальной базисной культуры произрастает система ценностей, национальных ценностей, которые формируют как личность, так и общество.
Школа всегда участвовала не только в интеллектуальном воспитании ребенка, она также активно формировала его личность. Сегодня, когда в образовательную сетку включены «Основы религиозной культуры», задачи школы стали еще ответственнее и шире. Именно через религиозное образование в школе можно и нужно осуществлять нравственное воспитание детей, что в свою очередь, будет способствовать процессу создания сильной личности, крепкой семьи и, как следствие, — надежного государства.
Сегодня перед Церковью стоит огромная миссионерская задача, о чем неустанно напоминает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Необходимо также продолжение и расширение просветительской и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются естественными соработниками. Задача современного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир, а с другой — быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей.
Вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу — это неотложная задача, которая стоит сегодня перед всеми нами. Уверен, что ХХ юбилейные Рождественские чтения внесут достойный вклад в это дело.

[/spoiler]

Жердива Влада

#2
23 января 2012 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на ХХ Международных Рождественских чтениях.[spoiler]

Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, представители государственной власти, уважаемые участники и гости XX Международных Рождественских образовательных чтений!
Рад приветствовать участников ХХ Международного образовательного форума, посвященного осмыслению соработничества Церкви, общества и государства в сфере забот о просвещении и нравственных ценностях.

В течение двадцатилетнего периода мы неизменно на высоком уровне Международных Рождественских чтений обсуждали вопросы возрождения, становления, раскрытия возможностей православной школы. Благодаря совместным усилиям Церкви и православного научно-педагогического практически с нуля удалось создать основы системы религиозного образования — от детского сада до вузов.
Безусловно, это лишь начало. В обществе наблюдается неуклонный рост интереса к Православию, усиливается потребность в знакомстве с сокровищами нашей духовности, богословской мысли. Перед нами стоит задача осмысления пройденного пути с тем, чтобы, подводя итоги и продолжая труды в данном направлении, дать аргументированный ответ на вопрошания современников о насущных духовных проблемах.
Современный мир динамичен. Столь же динамичной должна быть и система образования. Значительные изменения в этом направлении происходят в Европе, где в рамках Болонского процесса формируется общеевропейская интегральная система образования, основанная на принципах открытости и свободы. Активно в этом процессе участвует и Россия.

Каким же образом Русская Православная Церковь должна в этих новых условиях выстраивать отношения в сфере образования с государством и обществом? Какие коррективы в развитие православной школы в этой связи мы должны внести?
Надо отметить неоднозначное отношение к новым процессам в сфере образования. Ведутся споры, чувствуется растерянность педагогов и специалистов из-за непонимания того, как работать, что создавать самим, а в чем рассчитывать на государство.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не единожды говорил о недопустимости превращения образования в своего рода сферу коммерческих услуг, отмечая, что такая тенденция чужда «нашим традициям и народному менталитету». Вне сомнений, коммерциализация образования не только ухудшит его качество, но и негативно отразится и на внутренней, духовно-нравственной жизни всех участников образовательного процесса.

Ведь образование — это не только передача знаний, но и целостная система нравственного воспитания. Религиозное образование — не исключение. Являясь органичной неотъемлемой частью национальных образовательных систем стран, в которых наша Церковь совершает свое служение, оно призвано отвечать вызовам времени, с одной стороны, при этом сохраняя непосредственную связь с церковным преданием, таинственной жизнью Церкви.

Именно поэтому Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви уделяет сегодня особое внимание таким базовым вопросам открытости и доступности, системности и непрерывности религиозного образования.

Открытость системы религиозного образования — это способность динамично реагировать на запросы верующих, социума стран канонического присутствия Русской Православной Церкви.

В известном смысле это способность к интеграции с национальными образовательными системами. Здесь особое внимание следует уделить различным формам взаимодействия в поликультурном пространстве — совместным образовательным форумам, конференциям, семинарам, проведению общих школьных олимпиад, конкурсов педагогического мастерства.

Православное образование должно быть доступно каждому — в этом тоже проявляется принцип открытости. Поэтому совершенно оправдано развитие форм дистанционного обучения.
Уже сегодня система религиозного образования нашей Церкви включает все уровни образования: дошкольное, среднее, высшее профессиональное. Нами рассматривается возможность создания в ближайшей перспективе православных учебных заведений начального и среднего профессионального образования, таких как педагогические колледжи. Это должна быть именно система со своими логически взаимосвязанными стадиями и этапами.
Приобщать к православной культуре нужно уже дошкольников. Для этого важно расширять сеть православных детских садов, садов с этнокультурным компонентом, семейных детсадов с духовно-нравственным направлением, а также создавать кружки, православные группы на базе государственных детских садов.

В течение 2011 года велась конфессиональная аттестация православных дошкольных образовательных учреждений, православных общеобразовательных учебных заведений и учреждений дополнительного образования. Сейчас разрабатываются Стандарты православного дошкольного образования, и в этом году, думаю, соответствующие документы уже будут представлены на широкое обсуждение.

Встречаются случаи, когда православная образовательная деятельность в епархиях ведется без гослицензии и конфессионального представления. Такая деятельность не только противозаконна, но и противоцерковна. Важно помнить: мы ответственны перед Богом за то, каким образом дети получают знания о вере и церковной традиции. Именно поэтому нужно получить установленное церковное разрешение. Самодеятельность здесь недопустима.

Священным Синодом был утвержден «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации». Разработаны примерные программы по обязательным предметам православного компонента общего образования, которые будут представлены на обсуждение, в том числе и в рамках Чтений.

Еще предстоит проделать большую работу по улучшению преподавания в наших воскресных школах, которые должны быть четко вписаны в единую систему религиозного образования Русской Православной Церкви. Сегодня в Церкви около 13 000 воскресных школ для детей и взрослых. Однако преподавание в них пока еще не имеет единого подхода — отсутствует единообразие в формах и содержании. В течение 2011 года Отдел систематизировал опыт, накопленный в этой сфере. На общественное обсуждение был вынесен ряд подготовленных документов, в том числе Положение о деятельности воскресных школ, Устав лицензируемой воскресной школы и Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемый в воскресных школах. Поступившие замечания и предложения экспертов были учтены при доработке отдельных положений. Полагаем, реализация принципов заложенных в этих документах позволит вывести воскресные школы на новый уровень развития.

Отдельное направление — развитие системы непрерывного православного образования, которая давала бы возможность приобщиться к знаниям о Православии в любом возрасте.

По отношению к образовательным процессам — это преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, это и взаимосвязь дошкольного, среднего православного образования с высшим духовным образованием.

Говоря о взаимодействии православной школы с другими элементами национальных образовательных систем, нельзя обойти вниманием вопросы законодательного обеспечения условий присутствия Православной Церкви в светской школе.

В прошедшем году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла общецерковная рабочая группа с участием, в том числе, представителей Отдела религиозного образования и катехизации интенсивно трудилась над внесением предложений к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Сформулированные поправки, вошедшие в версию 3.02. законопроекта, отражают принципиальную позицию Церкви по вопросам регулирования образования, в контексте необходимости создания правовых гарантий реализации религиозного образования и духовно-нравственного развития, возможности для родителей обеспечить образование и воспитание своих детей (в том числе в муниципальных школах) в соответствии с собственными религиозными убеждениями.
В результате проект федерального закона предполагает принципиальную возможность реализации комплексного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в рамках основных образовательных программ, в том числе муниципальными школами. Текст законопроекта предусматривает проведение централизованной религиозной организацией экспертизы примерных образовательных программ в части курсов основ духовно-нравственной культуры народов России, будет привлекаться Церковь и к учебно-методическому обеспечению данных курсов.

Важным здесь видится закрепление права выбора одного из учебных курсов по религиозной культуре как гарантии реализации родителями их приоритетного права на воспитание детей в соответствии с личными религиозными убеждениями.

Кроме того, нормы законопроекта регулируют особенности осуществления образовательной деятельности конфессиональными образовательными организациями, реализующими религиозный компонент общего образования. Впервые закрепляется то обстоятельство, что примерные образовательные программы в части учебных курсов религиозного компонента утверждаются соответствующей централизованной религиозной организацией, которая осуществляет и их учебно-методическое обеспечение.

Включено положение об экспертизе, а также утверждении со стороны централизованных религиозных организаций примерных образовательных программ в части курсов основ духовно-нравственной культуры народов России.

Русская Православная Церковь активно действует в этом направлении. Святейшим Патриархом и Священным Синодом утверждены Стандарт православного компонента общего образования, Положение о выдаче конфессионального представления образовательным организациям. В завершающей стадии разработки — примерные программы по основам православной веры, греческому, латинскому, церковнославянскому языкам, церковному пению и логике.

Законопроект также возбраняет педагогам (под угрозой увольнения) принуждать учеников принимать какие-либо религиозные убеждения или отказываться от них, а также сообщать искаженные или оскорбительные сведения об исторических и религиозных традициях народов. Таким образом, закреплены реальные механизмы реакции Церкви, родителей, православного сообщества на возможные нарушения в данной области.

Кроме того, рабочей группой было предложено исключить указание на гуманизм как главный принцип образования и воспитания — учитывая, что гуманизм является конкретным идеологическим течением с открытой антирелигиозной позицией, — а также исключить из понятия «содержание образования и воспитания» приоритетный принцип развития личности на основе общечеловеческих ценностей. Вместо этого была предложена формулировка «традиционных духовно-нравственных ценностей».

Внесено предложение закрепить равенство прав государственных и негосударственных образовательных организаций, в том числе в сфере бюджетного финансирования, прав педагогов, а также расширить возможности родителей влиять на содержание образовательного процесса. К сожалению, не все, что предлагалось, было воспринято разработчиками законопроекта, но большинство важных для Церкви положений в законопроекте были отражены. На данном этапе мы положительно расцениваем достигнутый результат, в связи с чем, хотелось бы отметить конструктивный характер диалога с Министерством образования и науки.
Между тем работа над текстом еще не завершена, и мы надеемся на положительное развитие данного процесса.

В истекшем году завершилась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 2012 году практика преподавания религиозных культур по выбору, в том числе православной, в обязательной части школьной программы будет распространена уже на все регионы России.

Русская Православная Церковь участвовала в эксперименте с ясным пониманием главной цели — создать в школе благоприятные условия для воспитания детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Для ее достижения важно, чтобы новая предметная область была представлена по всем годам обучения в школе. Существующий формат преподавания религиозной культуры лишь в объеме 34 часов очевидно недостаточен. Для того чтобы дети могли систематически изучать родную духовную культуру, необходим хотя бы один час в неделю по всем годам обучения.

Эксперимент подтвердил: изучение религиозных культур и этики по выбору семьи — это оптимальная форма духовно-нравственного воспитания в школе в условиях многоконфессионального российского общества. Такая организация процесса приобщения к религиозным традициям не ведёт к росту межрелигиозной или межэтнической напряженности, напротив - содействует взаимопониманию и взаимному уважению представителей различных культур и народов.

Дальнейшее развитие церковно-государственного взаимодействия в сфере религиозного образования в светской школе — это, в первую очередь, соответствие предмета «Основы православной культуры» его историческим и культурным истокам. Во многом аутентичность ОПК будет зависеть от качества подготовки учителей, их знаний, а главное — любви к своему предмету.
Поэтому, помимо общей подготовки, необходимо постоянное систематическое сотрудничество представителей Церкви и педагогического сообщества, готовность к практическому взаимодействию, непрестанному самообразованию и самосовершенствованию.
На прошлых Рождественских чтениях я цитировал рекомендации Межведомственного координационного совета, направленные в регионы в мае 2010 года, — привлекать представителей религиозных организаций или уполномоченных ими специалистов к повышению квалификации или переподготовки учителей. Важно, чтобы руководители управлений образования тех регионов, где преподавание ОПК начнется уже с осени, помнили, что мы призваны к соработничеству и решаем общую задачу возрождения родной культуры, чтобы представители епархий могли активно участвовать в подготовке учителей по «Основам православной культуры».

Возможно, что уже в самом ближайшем будущем встанет вопрос о полноценной подготовке учителей православной культуры — как отдельной педагогической специальности, потребуются программы профессионального образования, в том числе и для государственных вузов.

Не менее важен вопрос учебно-методического обеспечения предмета. В рамках эксперимента, в процессе совместной работы все религиозные организации подготовили свои учебники по соответствующим модулям. Эти пособия были одобрены Министерством образования и науки РФ. Необходимо, чтобы эта деятельность продолжалась и все вновь создаваемые учебники по религиозным культурам проходили конфессиональную экспертизу, в том числе и по православной культуре — получали церковный гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации. По методическим пособиям это может быть экспертиза на уровне епархии. В отношении учебников без грифа мы будем вынуждены просить Минобрнауки не допускать их использование в школах и не применять их в практике.

Кроме ОПК в рамках курса ОРКСЭ предметом нашей заботы являются все дисциплины духовно-нравственного содержания, которые преподаются в рамках регионального и школьного компонентов учебного плана (в новом стандарте общего образования — компонент участников образовательного процесса). В ряде регионов в ходе эксперимента преподавание православной культуры в этом вариативном компоненте по разным причинам сокращалось. А надо, чтобы было наоборот: преподавание ОПК должно опираться на имеющийся в регионах опыт и за счет этого расширяться по ступеням обучения, интегрируя сложившуюся практику в новую предметную область.

Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что для реализации всего вышесказанного принципиально важны правовые гарантии духовно-нравственного воспитания детей по выбору их семьи, что светский характер образования в государственной школе не означает запрета на преподавание религиозной культуры в соответствии с тем, как видит и осознает ее сообщество верующих граждан. Надеюсь, что четкие юридические гарантии этой практики, как в большинстве современных светских демократических государств, поставят нашу совместную работу на более прочную правовую основу.
Позвольте теперь коснуться следующего важного направления нашей работы — катехизации. В 2011 году Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссиями Межсоборного присутствия и Учебным комитетом был подготовлен ряд документов, регламентирующих катехизическую деятельность в нашей Церкви. На последнем заседании Священного Синода был принят один из этих документов, остальные находятся в завершающей стадии разработки. Таким образом, практически создана необходимая нормативная база для развития катехизического служения.

Кратко обозначу планы работы в этой области. В соответствии с разработанным проектом «Положения о выдаче представления Отдела религиозного образования и катехизации» предполагается проведение аттестации учебных заведений, подготавливающих катехизаторов. Совместно с Российским православным университетом будет разработана типовая программа и пособие по организации катехизической деятельности, а также программа дистанционной подготовки катехизаторов. Последнее особенно важно для дальних регионов, где очное обучение затруднительно.

Совместно с Издательским Советом Русской Православной Церкви готовится выпуск учебно-методического пособия «Практическое руководство по приходскому консультированию», призванного помочь в организации приходских консультативных служб, а также всем сотрудникам храма, чья работа предполагает постоянное общение с маловоцерковленными людьми.Катехизические курсы — одна из самых эффективных форм духовного просвещения мирян. Многие верующие хотят получать систематические знания о Православии. Но большинство приходов не могут решить эту важнейшую задачу в полной мере, организуя лишь отдельные просветительские программы, лектории, беседы. А вот на катехизических курсах при благочиниях, духовных учебных заведениях можно давать серьезную двух-трехгодичную богословскую подготовку мирян, привлекая серьезные преподавательские кадры и ресурсы. Именно поэтому сейчас стоит задача создания подобных курсов во всех епархиях, а там, где они уже работают, — приведения их к единым нормам. В 2012 году планируется подготовка Положения, типовой программы, а также рабочих программ для катехизических курсов.

Несколько слов об Экспертном совете Отдела религиозного образования и катехизации, главная цель работы которого — обеспечение качества учебно-методической и катехизаторской литературы. К подаваемым на экспертизу материалам предъявляются серьезные требования, отнюдь не все материалы получают одобрение Совета. Именно по причине ответственности задачи обеспечения качества учебных пособий, используемых в образовательном процессе конфессиональных и светских школ, необходимо, чтобы все они проходили грифование в отделе. Это долгосрочный процесс, который потребует терпения и усердия и от авторов, и от сотрудников Синодальных учреждений, но в итоге сможет обеспечить необходимо высокое качество православного образования. Гриф Отдела — это гарант для использования данных изданий в общецерковной практике, поэтому, понимая ответственность перед Церковью, Экспертный совет и рецензенты Отдела работают объективно и непредвзято. Хотел бы обратить Ваше внимание на тот факт, что издания, вполне подходившие для использования 20 лет назад, сегодня требуют существенной доработки в соответствии с реалиями современной жизни. Наши рецензенты работают с авторами, занимаясь подчас не только экспертизой, но и редактурой, понимая — эти издания ждут в образовательных учреждениях Церкви. В этой связи прошу епархиальные ОРОиК оказать региональным авторам первую методическую, консультативную и юридическую поддержку.

Система религиозного образования Русской Православной Церкви развивается, в том числе, и на уровне организации работы с информацией, развития специализированных медиаресурсов. В 2011 году Отделом был запущен профильный общецерковный интернет-портал «Православное образование», в наполнении которого принимает участие большинство епархий. На портале любой педагог может найти необходимые материалы по ОПК, методические пособия, программы для воскресных школ, юридические материалы.

Совместно с Российским православным университетом начато издание ежеквартального журнала «Православное образование». Журнал содержит лучший опыт современной православной педагогики, ориентирован на помощь епархиям в решении практических задач по организации воскресных школ, детских лагерей, православных групп в детских садах. Уже сегодня журнал «Православное образование» получает более 20 епархий. Призываю к сотрудничеству в этом деле все епархиальные отделы религиозного образования.

В завершение своего доклада хотел бы подчеркнуть: современная система религиозного образования - плод усилий не только Церкви, но всех сторон, вовлеченных в образовательный процесс. От способности взаимодействовать друг с другом, слышать и отвечать друг другу, реагировать на изменения современного мира и, в то же время, бережно хранить свою интеллектуальную, духовную традицию во многом зависит будущее нашего общества, родной культуры, которая через просвещение закладывала прочный нравственный фундамент гармоничных взаимоотношений в обществе.
Желаю всем участникам юбилейных Рождественских чтений конструктивных дискуссий, новых познаний и открытий на своем профессиональном поприще. Благодарю за внимание.[/spoiler]

Протоиерей Валерий Волощук

Действительно, как очевидец, на открытии было интересно,Радостно, что Патриарх очень хвалил нашего Митрополита.

Жердива Влада

#4
24 января в рамках XX Рождественских образовательных чтений в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению состоялась конференция «Церковь и медицина. Этика и мораль в современной медицине».[spoiler]
Участники конференции обсудили проект Этического кодекса православного врача и другие вопросы биомедицинской этики.
Об основных положениях Этического кодекса православного врача рассказала профессор, заведующая кафедрой биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И. Пирогова И.В. Силуянова. По ее словам, основная задача кодекса — напомнить православному врачу о том, что его работа и служение людям требуют борьбы со своим эгоизмом, отказа от своего комфорта, покоя, от своих законных прав и отдыха, части имущества и привилегий, если это необходимо для помощи больному.
В общих положениях кодекса, в частности, говорится: «Православный врач посвящает свою жизнь воплощению идеалов милосердия, сострадания, любви и служения страждущему человеку».
В документе содержится призыв к искреннему участию в жизни больного, но также и предостережение от компромиссов с совестью. «Православный врач, не отказывая больному в помощи, вправе не проводить тех видов медицинского вмешательства, которые противоречат его нравственным принципам», ? говорится в Кодексе. Кроме того, в нем отмечается, что «интересы науки и общества не могут превалировать над интересами человека».
«В случаях, когда законодательство вступает в противоречие с христианскими моральными принципами, врачи должны действовать таким образом, чтобы изменить закон, так как традиционные моральные ценности, непосредственно связанные с христианской моралью, значительнее, чем принимаемые действующими законодателями правовые нормы», ? подчеркивается также в документе.
«В следовании этому Кодексу мы видим в некотором смысле миссию православных врачей», — заявила И.В. Силуянова.
Участники конференции подавляющим большинством голосов приняли проект Кодекса. Однако, как отметила И.В. Силуянова, следование Кодексу профессиональной этики православного врача остается делом свободного выбора каждого верующего медицинского работника.
На конференции также прозвучали доклады, затрагивающие различные проблемы медицинской этики. В частности, секретарь епархиального управления Сыктывкарской епархии и член исполнительного комитета Общества православных врачей архимандрит Филипп (Филиппов) выступил с докладом «Феномен насилия в медицине». Отметив, что насилие может быть не только физическим, но и психическим, архимандрит Филипп обратил внимание на то, что если случаи физического насилия пресекаются жестко, то психическому насилию придается слишком мало значения. В качестве примера он привел несколько случаев, когда беременных женщин понуждали к прерыванию беременности, запугивая болезнями, физической слабостью матери или ее ребенка.
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ВИНИТИ РАН Н.А. Соколова в своем докладе рассказала о том, какую опасность для беременных женщин и молодых мам несет информационная продукция сект. По мнению Н.А. Соколовой, такому информационному потоку Церковь может противопоставить более интенсивную общественно-просветительскую работу, в том числе с молодыми семьями.[/spoiler]

Жердива Влада

#5
24 января 2012 года в рамках юбилейных XX Международных Рождественских образовательных чтений на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Церковь, государство, общество: взаимодействие в духовно-нравственном возрождении России».[spoiler]
Круглый стол, организованный при участии Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и по инициативе декана социологического факультета МГУ В.И. Добренькова, начался с молитвы. Сопредседатель круглого стола, заместитель декана социологического факультета Г.К. Варданянц задал тон дискуссии, обозначив основные аспекты проблем, связанных со взаимодействием государственных, церковных и общественных институтов в осуществлении деятельности по духовно-нравственному возрождению России.
В работе форума приняли участие представители духовенства, видные православные ученые и общественные деятели, сотрудники органов государственной власти, профессорско-преподавательский состав, а также аспиранты и студенты различных вузов России.[/spoiler]

Жердива Влада

#6
«За последние несколько лет понимание того, что такое Церковь в ее общении с государством и светским обществом решительно изменилось. Главная причина изменений — это то, что Святейший Патриарх Кирилл снял барьеры, которые раньше препятствовали духовенству и мирянам высказываться на разные темы», — заявил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, выступая 24 января 2012 года в Синодальном информационном отделе на семинаре «Церковь во время политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период».[spoiler]
По словам отца Всеволода, те средства массовой информации и иные внешние силы, которые пытаются заставить Церковь занять ту или иную сторону в политической борьбе, никогда не смогут добиться своего. «Церковь открыта для всех, но не готова встать на сторону одних против других в гражданском противостоянии. Она за то, чтобы все люди могли высказаться, участвовали в политическом процессе, влияли на государственные решения, но в то же время она никогда не будет вместе с теми, кто пытается разрушить гражданский мир или государственность как таковую», — подчеркнул глава ОВЦО.
Отец Всеволод указал на характерную для многих журналистов тенденцию отождествлять Церковь и духовенство. «Нам нужно постепенно, но очень настойчиво объяснять средствам массовой информации, особенно в такие моменты, как политические кризисы и периоды предвыборной борьбы, что Церковь — это не только люди в рясах, но и миряне, которые высказываются по-разному. Так и духовенство может иметь разные политические позиции — это тоже часть Церкви», — добавил священник.
«При этом у нас есть учение Церкви по общественно значимым вопросам, и как сообщество людей, составляемое, в том числе, десятками миллионов православных мирян, Церковь будет присутствовать и в политике, и в экономике, и в государственном управлении — при том, что миряне будут, очевидно, иметь какие-то разнонаправленные позиции, — убежден протоиерей Всеволод Чаплин. — Все это, при условии отсутствия между нами разделений и вражды, будет составлять сложную, разноцветную, но достаточно крепкую ткань православного гражданского действия, которое, как я верю, будет в XXI веке в России гораздо более значимым и серьезным чем сейчас», — подытожил протоиерей Всеволод Чаплин.[/spoiler]

Жердива Влада

#7
24 января 2012 года в Синодальном информационном отделе в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол «Социальные инициативы Церкви в зеркале СМИ».
Мероприятие возглавили председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон и председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. В круглом столе приняли участие эксперты в сфере благотворительности, журналисты, представители епархий.[spoiler]
«Отражение в СМИ социального служения Церкви может быть прекрасным примером проповеди христианства для людей, далеких от Церкви, — заявил в ходе собрания епископ Пантелеимон. — Мы должны понимать, что образ человека, творящего милостыню — это образ Христа».
По его словам, СМИ часто обвиняют церковных людей в отсутствии дискуссий. «Сфера социального служения — это та тема, где можно спорить. Есть разные мнения, как заниматься бездомными, как бороться с алкоголизмом, как реабилитировать детей-инвалидов, как воспитывать детей-сирот. Это тема очень важная и очень интересная», — считает владыка.
Архипастырь отметил важность СМИ как в деле привлечения новых добровольцев, так и при выстраивании системной помощи нуждающимся благодаря сбору финансовых средств на социальные проекты. Он сослался на европейский опыт организации благотворительных кампаний и высказал несколько идей о том, как СМИ могут помочь вывести благотворительность в России на более высокий уровень. «В Австрии есть такое начинание под названием "Свет во тьме". Незадолго до Рождества они начинают собирать деньги на какой-либо социальный проект, например на детский дом, и собирают огромные средства. Все СМИ об этом пишут, самые важные моменты показывают по телевидению. Наши телеканалы пока не готовы к этому», — рассказал владыка Пантелеимон и напомнил о действующей в Москве программе «Общество "Друзей милосердия"», в рамках которой любой желающий ежемесячно жертвует как минимум один процент своих доходов на поддержку 17-ти социальных проектов службы «Милосердие». Благодаря таким пожертвованиям каждый месяц службе «Милосердие» удается собрать более двух миллионов рублей; число участников программы уже достигло двух тысяч человек. Реализация данного проекта стала возможной во многом благодаря работе со СМИ, подчеркнул глава Синодального отдела по благотворительности.
«Мне кажется, что этот проект можно развить гораздо шире, если все церковные СМИ вместе будут об этом писать. Если единовременно организовать такую акцию, то это будет примерно соответствовать выступлению на Первом канале», — добавил он. «У нас 90 детских домов, приюты для бездомных, службы адаптации для алкоголиков и наркоманов. Если бы развернуть шире эту программу, мы бы вместе могли помочь людям узнать об этом и присоединиться к движению», — заключил владыка Пантелеимон.
По мнению председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды, в деле развития церковной благотворительности необходимо использовать, в том числе и социальные сети, которые в последнее время приобретают все большую значимость.
Привлечение СМИ (в том числе социальных сетей) к освещению темы благотворительности — сложная задача, которая с трудом реализуется в настоящее время, отметил главный редактор журнала «Филантроп» М. Масальцев. Если на разовую помощь, особенно больным детям, финансовые средства удается собрать довольно быстро, то на системную работу с сиротами люди жертвуют уже гораздо меньше. Для решения этой задачи, по мнению М. Масальцева, необходимо найти интересную историю, иллюстрирующую данную проблему. При этом он подчеркнул, что в последние годы отношение светских организаций к Церкви заметно улучшилось и сегодня Церковь располагает большими, нежели светские институты, возможностями в деле популяризации идеи благотворительности через СМИ.[/spoiler]

Жердива Влада

#8
Участники секции «Помощь бездомным» ХХ Международных Рождественских чтений, состоявшейся 24 января 2012 года в храме царевича Димитрия при Первой градской больнице, призвали общественность не оставаться равнодушными к проблемам людей, лишенных крова, и обменялись опытом в деле создания приютов.
В работе секции приняли участие руководители православных служб помощи бездомным из различных регионов России, организаторы христианских центров помощи в Берлине и Риме. Участники секции поделились опытом создания приютов при церковных приходах, рассказали о проектах, реализуемых в больших городах.[spoiler]

В России действуют 7 церковных приютов. При этом Церковь пока не сумела организовать такой приют в Москве, несмотря на то, что число бездомных в столице превышает 10 тысяч человек, а государство может предоставить для ночлега только 1,5 тысячи коек.
Руководитель направления помощи бездомным Отдела по церковной благотворительности социальному служению, директор филиала благотворительного фонда «Помощник и покровитель» И.В. Кусков считает, что в условиях больших городов организовать приют сложнее из-за отсутствия свободных площадей. Поэтому, полагает он, здесь необходимо осуществлять проекты, направленные на спасение бездомных от смерти и сохранение их здоровья. По мнению, И.В. Кускова, эффективно было бы размещать на улицах отапливаемые палатки или ангары в холодное время года, а также устанавливать мобильные душевые кабины. Синодальный отдел по благотворительности ведет работу по осуществлению ряда подобных проектов.
В рамках секции руководители нескольких церковных приютов поделились опытом ресоциализации бездомных.
Руководитель православного духовно-просветительского центра в городе Каменск-Уральский иерей Алексий Новожилов рассказал об организации приюта для бездомных, организованном в здании Каменского завода. По его словам, в приюте проживают 50-60 человек, половина из них — трудоспособные люди. Благодаря получению грантов и работе бывших бездомных в приюте появились жилые комнаты, столовая, медицинский кабинет и душевые кабины. По мнению отца Алексея, главное для бездомных, желающих вернуться к нормальной жизни, ? это труд.
Протоиерей Роман Хабибуллин рассказал о церковном приюте при Крестовоздвиженском храме в Уфе. Бездомных удалось разместить в здании бывшей школы для глухонемых, где располагаются жилые комнаты, столовая, библиотека, спортзал, мастерские, театральная студия и медицинский кабинет. Настоятель называет свою деятельность не служением, а «жизнью с бездомными». Живущие в приюте люди оказываются полностью покруженными в церковную жизнь, некоторым из них удалось создать свои семьи.
Со своей стороны, руководитель направления помощи бездомным Берлинской городской миссии Йорг Фридель рассказал о работе с бездомными в столице Германии. Миссия, созданная при Евангелической церкви, существует на церковный налог и пользуется финансовой поддержкой государства. Берлинская миссия реализует множество социальных проектов, один из них — помощь бездомным. Для них здесь организована ночлежка, где принимают всех, в том числе и огромное число мигрантов из стран Восточной Европы. Также есть дневные центры, в которых оказывается медицинская помощь, раздается одежда, ведется работа с социальными работниками.
Участники секции говорили о необходимости разрушения стереотипов, связанных с проблемой бездомности. В частности, отмечалось, что в современных условиях пропаганды презрительного отношения к бедным важно развивать культуру милосердия, учиться уважать каждого человека, в каких бы условиях он ни находился.[/spoiler]

Жердива Влада

#9
25 января 2012 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялся практический семинар на тему «Консолидация соотечественников, проживающих за рубежом, — стратегическая задача Церкви, государства и общества».[spoiler]
Сомодераторами семинара, организованного в рамках ХХ Международных Рождественских образовательных чтений, выступили секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарёв и первый заместитель исполнительного директора правления фонда «Русский мир» В.Н. Истратов.
В заседании приняли участие директор Департамента Министерства иностранных дел России по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом, А.В. Чепурин, заместитель начальника Управления по работе с соотечественниками и неправительственными объединениями Россотрудничества В.В. Пугачев, директор Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына В.А. Москвин, сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеродиакон Роман (Киселев), а также прибывшие на Рождественские чтения клирики и миряне из Дании, Италии, Португалии, Франции, Казахстана, Эстонии и других стран.
На встрече участники обсудили опыт пастырской, правовой и социальной заботы о соотечественниках, усилия церковных, государственных и общественных структур по консолидации и поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, а также проблемы в этой сфере. Прозвучали выступления сомодераторов и участников семинара, далее состоялась плодотворная дискуссия.

В своем выступлении протоиерей Сергий Звонарёв говорил о проблемах, которые мешают созданию сплоченной диаспоры, а также о путях консолидации соотечественников. Отец Сергий, в частности, отметил, что «фундаментом объединения соотечественников может стать духовная традиция, культура, родной язык, историческая память народа — одним словом, все то, что связывает человека с его Родиной и предками, что позволяет ему ощутить себя, свою ментальность». Затем священник рассказал собравшимся о работе загранучреждений Русской Церкви, направленной на духовную поддержку и консолидацию соотечественников.
В.Н. Истратов рассказал об истории создания фонда «Русский мир», а также его деятельности. Одной из главных составляющих работы фонда является грантовая поддержка различных проектов, способствующих распространению русского языка и культуры. Он отметил позитивный опыт сотрудничества Церкви и фонда.
Рассказывая о работе Министерства иностранных дел в деле сплочения отечественной диаспоры, А.В. Чепурин отметил важность участия представителей Русской Православной Церкви в страновых координационных советах соотечественников. Он также отметил позитивную роль Русской Церкви в деле консолидации соотечественников, в чем министерство и дипломатические представительства за рубежом будут и далее оказывать ей помощь и содействие. Завершая свое выступление, представитель российского внешнеполитического ведомства рассказал о планах работы возглавляемого им Департамента по работе с соотечественниками в 2012 году.
Представитель Россотрудничества В.В. Пугачев сообщил о работе по поддержке соотечественников, которую проводит агентство. Он упомянул, что недавно Правительство России поручило Россотрудничеству вести мониторинг состояния захоронений соотечественников за рубежом. Представитель агентства также сообщил о ремонтно-восстановительных работах на русских кладбищах, которые проводят Российские центры науки и культуры.
В.А. Москвин посвятил свое выступление рассказу о деятельности Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына, который является крупнейшим в России центром по изучению наследия русской эмиграции. Далее он рассказал о проекте, который начал реализовывать Дом русского зарубежья. Так, планируется провести исследование истории зарубежных приходов, систематизацию приходских архивов, а также подготовить фото- и интерактивные экспозиции о жизни приходов. В.А. Москвин призвал представителей церковных загранучреждений принять участие в реализации проекта.
Затем слово было предоставлено прибывшим из-за границы участникам, которые рассказали о приходской работе по окормлению соотечественников. На секции выступили: настоятель Всехсвятского прихода в Лиссабоне (Португалия) игумен Арсений (Соколов), настоятель прихода святителя Амвросия Медиоланского в Милане (Италия) иеромонах Амвросий (Макар), настоятель прихода святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене (Дания) священник Сергий Бондарев, ключарь Трехсвятительского храма в Париже (Франция) иеромонах Иосиф (Павлинчук), представитель делегации Эстонской Православной Церкви И.П. Пярт. Также прозвучало выступление заведующего отделом философии культуры и религии Института философии Академии наук Республики Казахстан А.Г. Косиченко.
В завершение заседания протоиерей Сергий Звонарёв и В.Н. Истратов поблагодарили присутствующих за участие в работе семинара, а также выразили надежду, что подобные встречи станут систематическими в числе мероприятий Рождественских чтений.
[/spoiler]

Жердива Влада

#10
24 января 2012 года в Москве на Крутицком Патриаршем подворье в рамках XX Международных Рождественских чтений прошла конференция «Опыт, возможности и проблемы организации молодежной работы на приходе». В работе форума приняли участие специалисты по молодежной работе со всех уголков России и стран СНГ.[spoiler]
Председатель отдела по делам молодежи Саранской епархии протоиерей Александр Пелин высказался за создание ассоциации молодежных организаций при Синодальном отделе по делам молодежи. Ее главными задачами он назвал обучение методикам работы и взаимодействие православных молодежных объединений и профильных отделов епархий и благочиний.
Об интересном направлении приходской молодежной работы рассказал Евгений Лобанов, и.о. ответственного секретаря Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви. По его словам, в Беларуси широкое распространение получили экологические программы: молодежь учится бережному отношению к природе, проводит экологические акции, такие как сбор отходов, подлежащих утилизации, посадка деревьев, просветительские акции по защите окружающей среды.
В Митрополичьем округе в Казахстане основным критерием выбора направлений молодежной работы считают личные увлечения священника, который занимается молодежью. Такое мнение высказал руководитель молодежного отдела Митрополичьего округа игумен Игнатий (Сидоренко). «Основная цель молодежного служения — это собирание людей для литургической жизни, и можно создавать какие угодно сети для улавливания человеческих сердец, лишь бы это было интересно и не греховно, — сказал он. — Что любит священник, чем он занимается горячо и увлеченно, то и надо прививать ребятам. Молодые всегда живо отзываются на искренний энтузиазм и активно включаются в то, что делается с любовью и интересом». Например, на Покровском приходе г. Иссык, где отец Игнатий является настоятелем, уже несколько лет существует клуб православных музыкантов.
«Хороший пример — это скаутинг. Дети вырастают и уходят из воскресной школы, потому что им просто становится неинтересно сидеть в классе и слушать монотонные лекции. Тут и наступает момент, когда чрезвычайно важно организовать их досуг, направив его в нужное нравственное русло. Скаутинг на приходе — это возможность неформального общения, соединенная с привлекательными для молодежи формами отдыха — это походы, костры, спортивные игры. И, конечно, скауты активно участвуют в социальном служении. Они посещают инвалидов, которые не могут сами ходить в храм, — мы таких в Алма-Ате насчитали 120 человек, и даже создали их картотеку», — добавил игумен Игнатий.[/spoiler]

Жердива Влада

#11
24-25 января 2012 года в рамках I направления XX Международных Рождественских образовательных чтений «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви» в гостиничном комплексе «Даниловский» прошла работа секций, посвященных вопросам катехизации.[spoiler]
В работе под председательством митрополита Саратовского и Вольского Лонгина и епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха приняли участие около 150 человек — руководители профильных епархиальных структур, помощники благочинных и настоятелей по катехизации, учащиеся курсов.
На конференции «Организация катехизической деятельности в епархии» был представлен принятый Священным Синодом в декабре 2011 года документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Докладчики представили наработанный в епархиях опыт по организации системы оглашения и других форм духовно-просветительской деятельности и результаты введения штатных должностей катехизаторов.
С проектами «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов» и «Положение об аттестации катехизаторов» собравшихся на секции «Подготовка и аттестация катехизаторов» познакомили сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Д.А. Туголуков и А.В. Ракушин. Обсуждались вопросы богословской и специальной подготовки катехизаторов, был рассмотрен опыт обучения катехизаторов по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным программам и перспективы использования дистанционных курсов.
В рамках работы секции «Практические вопросы катехизации» слушатели были ознакомлены с методиками оглашения, подготовки молодежи к браку, работы в воскресных школах для взрослых. Также был рассмотрен опыт создания курса катехизации через Интернет.
Завершая работу направления, владыка Лонгин подвел итоги работы секций, отметив, что дело катехизации перестает быть делом одиночек и все чаще появляются люди, стремящиеся придать ей системный характер.[/spoiler]

Жердива Влада

#12
25 января 2012 года в Отделе внешних церковных связей прошел круглый стол «Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом».[spoiler]
В работе круглого стола, организованного в рамках ХХ Международных Рождественских образовательных чтений, приняли участие около 40 священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, работающие в сфере профилактики ВИЧ/СПИДа, члены церковной анти-СПИД сети, представители государственных, международных и общественных организаций.
В ходе заседания были заслушаны доклады по теме встречи; обсуждались вопросы, связанные с опытом духовного окормления живущих с ВИЧ/СПИДом людей в ряде епархий Русской Православной Церкви: Московской, Санкт-Петербургской, Оренбургской, Брянской и других. Присутствующие ознакомились с деятельностью церковных ресурсных центров по психологическому консультированию и реабилитации ВИЧ-позитивных наркозависимых.
Особый интерес участников встречи вызвала программа первичной профилактики ВИЧ и СПИДа среди детей и подростков, разработанная врачами, педагогами, церковными работниками. Эта программа предназначена для работы с детьми 13-15 лет в светских школах и интернатах, она охватывает различные стороны жизни подростка и призвана сформировать здоровые навыки общения. Программа опирается на принципы православной этики, которые помогут конструктивному самоопределению подростков и могут стать фактором самозащиты от рискованного поведения.
Открывая заседание, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко отметил, что Отдел внешних церковных связей на протяжении многих лет в рамках Рождественских чтений проводит круглый стол, посвященный проблемам ВИЧ/СПИДа, который предоставляет возможность представителям Русской Православной Церкви из различных епархий, а также сотрудникам общественных и государственных организаций совместно обсуждать насущные проблемы и искать пути взаимодействия.
Участники встречи заслушали доклад начальника отдела профилактики ВИЧ/СПИДа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Т. Голиусова. В его выступлении говорилось, в частности, о масштабах распространения эпидемии ВИЧ/СПИД в России.
Итоги проекта «Поддержка инициатив религиозных организаций по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа и паллиативному уходу в Российской Федерации» представила руководитель программы «Круглый стол по религиозному образованию и диаконии (социальному служению) Русской Православной Церкви» М.Б. Нелюбова. В ходе реализации проекта был накоплен большой опыт по оказанию помощи людям, затронутым ВИЧ, профилактике девиантного поведения детей и молодежи, а также реабилитации наркозависимых.
Старшая сестра патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества (Москва), руководитель ресурсного центра по паллиативному уходу за ВИЧ-инфицированными О.Ю. Егорова представила участникам встречи электронную базу данных, в которую вошли информационно-методические публикации, учебные видео-пособия и другие материалы, подготовленные в ходе реализации проекта.
Директор благотворительного фонда «Диакония» Е.Е. Рыдалевская (Санкт-Петербург) представила мастер-класс по программе профилактики рискованного поведения и социально опасных заболеваний «Дорога к дому». Эта программа рассчитана на молодежь студенческого возраста и одной из задач ставит подготовку участников к ответственному пониманию своей роли как будущих родителей.
Руководитель Координационного центра по церковной реабилитации наркозависимости при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата игумен Мефодий (Кондратьев) посвятил свой доклад проблеме стигматизации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.
Программный директор благотворительного фонда «Диакония» И.Г. Пискарев (Санкт-Петербург) рассказал об опыте профилактики ВИЧ в работе по комплексной реабилитации наркозависимых по методике «работа со случаем» (кейс-менеджмент).
Участники заслушали выступление Л.И. Красниковой о работе по оказанию паллиативной помощи людям, живущим с ВИЧ, которая осуществляется сестричеством при храме Всех святых, в земле Российской просиявших (Ростов-на-Дону).
В ходе работы круглого стола участники с удовлетворением констатировали рост профессионального уровня и эффективности церковной работы по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом.[/spoiler]