Список суеверий. Развенчиваем мифы

Автор Священник Александр Усатов, июля 15, 2011, 13:49:52

« назад - далее »

Elena


Раб божий Константин

#61
Темнеет нательный крест - к несчастью.

Если во время богослужения в церковь влетит птица, это предвещает удачу для всех, кто присутствует на богослужении.[spoiler]

Если малиновка влетит в церковь и запоет, это предвещает смерть кому-то из прихожан. (Распространенное сельское поверье).

Если церковные врата открываются без видимой причины, в них скоро внесут гроб. (Повсеместно, в сельской местности).

НЕКОТОРЫЕ "КАЛЕНДАРНЫЕ" СУЕВЕРИЯ

Пасха: благоговейное отношение к скорлупе от пасхальных яиц; в случае пожара нужно перебрасывать пасхальное яйцо через горящий дом и др.

Родительские субботы, Радоница: можно поминать самоубийц; на кладбище нужно идти до 12:00 дня т.к. после этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище; продукты, принесенные на парастас, получают усопшие и др.

Пятидесятница: в этот день нужно ходить на кладбище.

День св. пророка Илии: нельзя купаться после этого дня.

Преображение: грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображения; весь смысл праздника люди видят только в освящении плодов.

Покров Пресвятой Богородицы: если не заклеить окна до Покрова то в доме не будет тепла.

Воздвижение: сдвижение – осень к зиме сдвигается.

Богоявление: святая вода, освященная накануне праздника (в сочельник), "сильнее", чем освященная в сам праздник (или наоборот).

Сретение: зима с летом встречается.

[/spoiler]

Раб божий Константин

#62
Существуют представления, образы и мнения о Боге, диапазон которых — от ущербных или недостаточных до проблематичных и неприемлемых. Вспомним наиболее известные из них:[spoiler]

1. Незлобивый седовласый старец, "боженька". Добрый дедушка с длинной бородой или персонаж рисунков Жана Эффеля, который все понимает, все принимает, ни о чем не спрашивает. Будучи очень удобным, этот образ популярен у многих, потому что вера в такого "боженьку" ни к чему не обязывает и не предполагает никакой личной ответственности. При нынешней религиозной индифферентности это заблуждение, пожалуй, самое распространенное.

2. "Высшее Существо", "Высшая Сила". Это вершина пирамиды, которую выстраивает наш рассудок, размышляя об устройстве мироздания. Холодный, бесстрастный, безличный, безразличный, не имеющий никакого отношения к нам. К нему невозможно обратиться, как невозможно и чего-либо ждать от него. Такое божество либо вовсе непричастно нашему миру, либо растворено в нем. Все оккультные и псевдомистические учения от гностицизма до теософии, включая современное рерихианство и движение Нью Эйдж, базируются на этом ложном представлении. Да и у многих православных, увлекавшихся до своего обращения оккультизмом, йогой, экстрасенсорикой и т.п., подобные идеи изживаются весьма нескоро.

3. Самый страшный образ – соглядатай, шпион, контролер и палач. Он надзирает за нашей жизнью, его интересуют наши ошибки. Он выжидает, как бы застигнуть нас на месте преступления. Это бог-страшилище для "непослушных", им пугают смельчаков, его боятся новоначальные, да и многие на первый взгляд воцерковленные прихожане, он отпугивает колеблющихся, когда они пытаются приблизиться к православию. А может быть, кто-нибудь встречал и пастырей, исповедующих подобные взгляды? Именно на этом образе свивает гнездо младостарчество, в связи с этим образом нагнетаются апокалиптические настроения, и возникает псевдоправославное сектантство.

4. "Бог из машины" – "deus ex machina". В древнегреческой трагедии появление бога в финале приводило ее к развязке. Это явление бога происходило с помощью особого механизма. Отсюда пошло выражение "бог из машины", означающее искусственное разрешение проблем. Это "подпорка", "скорая помощь" в трудную минуту. Мы призываем его и ищем его помощи только тогда, когда что-нибудь не так. А когда все в порядке, мы забываем о нем. "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится", "Как тревога — так до Бога".

5. Близкий к этому образу – бог-гарант. Ритуальными действиями, обетами и приношениями ему можно обеспечить себе его защиту. Он — воздаятель. "Разумные", "порядочные", "послушные" могут быть уверены в его наградах. Его имеет в виду и тот, кто недоумевает: "Что же я сделал плохого, что он меня так наказывает? Всегда у меня все было в порядке". Эти образы ("гарант" и "подпорка") питают магические представления о духовной жизни.

6. Бог порядка и богатства. По преимуществу, бог власть имущих. Он на стороне преуспевающих, важных и значительных. Он — покровитель сильных мира сего. Тот, кто хочет изменить существующий порядок вещей, попадает в его немилость. Особенно любят прибегать к нему диктаторы, деспоты и тираны. Характерный пример использования таких представлений – современное неохаризматическое движение с их "теологией процветания". Проникают подобные взгляды и в церковную среду.

7. Бог обрядов, радостных или печальных: свадеб, крестин, похорон, молебнов; бог помпезных, дешевых, пустых и безжизненных речей. Бог как простое украшение жизни. Вспомним так называемых "подсвечников", едва скрывая зевоту, отстаивающих церковные службы на Пасху и Рождество.

Бог в этих и подобных случаях оказывается скроенным по человеческим меркам. Он мало похож на истинного Бога христиан.
[/spoiler]

Раб божий Константин

Если зевнулось во время службы, сразу нужно рот перекрестить, а то бес влетит!
А ещё бывает кое-где, что в церковные ворота могут входить или архиереи, или покойники (покойник зайдет).
Церкви при кладбищах нехороши — из-за того что там постоянно отпевают, в них плохая энергетика.
Ещё говорят, что нельзя держать дома животных, потому-что, это отгоняет благодать из дома.

Раб божий Константин

Вот скажите мне, пожалуйста, креститься левой рукой - это:
1). действительно грех;
2). нарушение церковного этикета;
3). вообще придавать какое либо значения не стоит?

Елена_K

Цитата: Раб божий Константин от апреля 16, 2012, 21:20:13  
Вот скажите мне, пожалуйста, креститься левой рукой - это:
1). действительно грех;
2). нарушение церковного этикета;
3). вообще придавать какое либо значения не стоит?
Я как-то давно ошпарила правую руку, кисть, она была сильно забинтована, и батюшка спокойно разрешил креститься левой.  :)

Надежда

#66
Цитата: Елена_K от апреля 17, 2012, 06:50:47  
Я как-то давно ошпарила правую руку, кисть, она была сильно забинтована, и батюшка спокойно разрешил креститься левой.  :)
Аналогичный пример - полтора месяца крестилась левой рукой в связи с переломом правой, которая находилась в гипсе.
И еще - католики крестятся левой, и если заходят в наш храм, батюшки запрещают делать замечание.

Раб божий Константин

спасибо а вообще откуда пошло это правило?

Надежда

#68
"Когда мы крестимся справа налево, подносим руку сначала к правому, затем к левому плечу, таким образом мы просим ввести нас в сонм спасенных и избавить от судьбы погибающих.........Следует принимать во внимание, что подобный подход вовсе не является случайным для православных, ибо именно так делается акцент на традиционном для христианства противопоставлении правой (рай — место для спасенных) и левой (ад — место для погибающих) сторон". 
Все о том, как правильно креститься на ссылке.

Вспомнила, что когда крестилась левой рукой, все равно подносила руку вначале к правому плечу, а потом к левому.

Вадим Петрович

Цитата: Надежда от апреля 17, 2012, 21:59:29  
Цитата: Елена_K от апреля 17, 2012, 06:50:47  
Я как-то давно ошпарила правую руку, кисть, она была сильно забинтована, и батюшка спокойно разрешил креститься левой.  :)
Аналогичный пример - полтора месяца крестилась левой рукой в связи с переломом правой, которая находилась в гипсе.
И еще - католики крестятся левой, и если заходят в наш храм, батюшки запрещают делать замечание.
Вроде, католики крестятся - слева направо, а православные - наоборот

Священник Роман Зимин

Да. И правой рукой всё-таки - сам видел. В этом есть символизм: правая рука, десница - это средоточие наших сил, нашей воли.

Раб божий Константин

Цитата: Священник Роман Зимин от апреля 19, 2012, 19:53:03  
В этом есть символизм: правая рука, десница - это средоточие наших сил, нашей воли.
А левая нет?

Раб божий Константин


Раб божий Константин

ТАИНСТВО БРАКА

Со стороны священника требуется большая осторожность, чтобы не давать повода суеверам: при обручении не уронить кольца жениха и невесты, так как, по поверию народному, это будет означать, что человек, которому принадлежит уроненное кольцо, вскоре после брака умрет. Если священник уронит кольцо, то это приписывается уже непосредственно действию Промысла Божия. Новобрачные в дальнейшем будут с покорностью ожидать горьких последствий такого нечаянного случая, ими же самими придуманного, что может привести к различным заболеваниям. Точно такое же значение приписывают суеверы и такому обстоятельству: у кого свеча сгорит быстрее или больше сгорела, умрет скорее того, у которого свеча сгорела меньше.
В мае месяце суеверы избегают совершения браков, так как повенчанные в этом месяце будто бы будут всю жизнь свою «маяться», то есть плохо жить.


Просто красивый торжественный обряд. Гарантия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.

Родители брачующихся не должны присутствовать при браке

Кто из брачующихся при венчании кольцо "до конца" на палец наденет, тот в семье главным будет

Чашу, из который пьют вино при венчании, нужно бросить на пол, и кто первый наступит на нее, тот главным будет

При венчании невете полагается плакать: кто при венчании мало плачет, потом наплачется

Когда на брачующихся надевали венцы и священник говорил: "Венчается раб божий такой-то", то последний должен тихонько скзаать "Я раб Божий (имя) венчаюсь, а мои болезни не венчаются", тогда от всех болезней здоров будет.

Во время венчания невесте и жениху нельзя смотреть друг на друга, особенно в глаза, иначе они не будут любить друг друга, или кто-нибудь из них совершит супружескую измену.

Кто первый наступит на полотенце при венчании, тот главным в семье будет.

Раб божий Константин

ТАИНСТВО РУКОПОЛОЖЕНИЯ (СВЯЩЕНСТВА)

Многие люди уверены, что священнослужителем человек становится в силу самого факта окончания духовной семинарии. Ввиду редкости таинства хиротонии особых суеверий, связанных с самим совершением таинства не выявлено, но имеет место суеверное отношение к духовенству и монашеству. Примеры: люди обращаются с духовными вопросами к простым монахам, не имеющим священного сана, и зачастую неукоснительно следуют их порой нелепым советам; люди боятся обращаться к священнику с какими-либо вопросами, воспринимая его лишь как колдуна или мага, совершающего ритуалы.