Смехотворство

Автор Владимир, ноября 30, 2010, 18:43:15

« назад - далее »

Владимир

..."Также сквернословие и пустословие и смехотворство не прилично вам,а напротив благодарение;
                                                                              ( К Ефесянам 5;4)
Очень хотелось бы узнать,что именно Апостол Павел подразумевает под словом смехотворство? И нет ли здесь неточности перевода,может по-гречески немного иной смысловой оттенок несет это слово.
Приходилось сталкиваться с тем, что верующие понимали это место ну очень уж буквально,переставали шутить, смеяться и ходили с "вечноскорбящим" выражением лица. Не поют веселых песен,улыбки печальны.И становилось как-то тоскливо.
А ведь христианство это радость,радость Спасения и Бог предстает любящим Отцом, а не воспитателем,который за каждую провинность бьет палкой нерадивое чадо. Радоваться надо,ликовать!
Если быть последовательным, так и юмор и сатира,в хорошем смысле этих слов, вообще,получаются,неуместны. Мне кажется чувство юмора не греховное чувство.

Священник Александр Усатов

Здесь я попытался ответить на этот вопрос:
Всегда радуйтесь

Священник Александр Усатов

#2
Древнегреческое eutrapelia означает "шутовство, балагурство" (словарь Дворецкого).
Андрей Десницкий отмечает, что в данном контексте это слово, вероятно, означает непристойные шутки.
В переводе "Благая весть" перевели как "грубые шутки".
Валентина Кузнецова этот стих перевела так: "всякая грязная, глупая, двусмысленная болтовня"

Священник Александр Усатов

Цитата: Владимир от ноября 30, 2010, 18:43:15  
Если быть последовательным, так и юмор и сатира,в хорошем смысле этих слов, вообще,получаются,неуместны
Если бы любой юмор был бы неуместен, не было бы примеров юмора в Писании и в словах многих святых отцов.
Вопрос в источнике юмора и целях.

macs111

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 11, 2010, 13:14:13  
Если бы любой юмор был бы неуместен, не было бы примеров юмора в Писании и в словах многих святых отцов.
??? А в Писании есть примеры юмора?А где у святых отцов?

Священник Александр Усатов

Поправлю, речь тут можно вести вообще о веселости, а не о том юморе, которым пичкает нас смехопанорама.

Всему свое время: и веселью, и скорби.

Случалось, опаздывал один человек в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию Оптинскому, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».

Вот такая легкая веселость присуща настоящему старцу. Не угрюмость, а добрая веселость.

Священник Александр Усатов

А вот библейская история:

«И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас!
Но не было ни голоса, ни ответа.
И скакали они у жертвенника, который сделали.
В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем - либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» 3 Цар. 18:26-27

Раб божий Константин

Цитата: Максим от января 14, 2011, 22:42:24  
Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 11, 2010, 13:14:13  
Если бы любой юмор был бы неуместен, не было бы примеров юмора в Писании и в словах многих святых отцов.
??? А в Писании есть примеры юмора?А где у святых отцов?
Проще "проще каравану верблюдов пройти через ушко иглы, чем богатому войти в царство божье" Иисус Христос.

Раб божий Константин

Прит.30:33 потому что, как
сбивание молока производит
масло, толчок в нос производит
кровь, так и возбуждение гнева
производит ссору.

Инесса (Инна)

Насмешки, смехотворство
Горе вам смеющимся ныне.
Лк. 6, 25
Одним из наиболее предосудительных видов осуждения является насмешка, где смехотворство соединяется с грехом осуждения и основывается на горделивом превознесении и отсутствии не только любви, но и простого уважения к человеку, который создан "по образу Божию" (Быт. 1, 27).
Часто смех бывает над кем-либо, и тогда он не отличается от насмешки, т. е. тяжкой формы греха осуждения.
От смеха надо отличать веселость и безобидные шутки, которые помогают сохранять бодрость и предохранять от уныния.
Однако при шутках нужна большая осторожность, чтобы ими кого-либо не обидеть.
"Остерегайтесь шуток и неосторожных слов," - говорил своим духовным детям Оптинский старец Варсонофий.

Архиепископ Иоанн (Шаховской)
О смехе
Есть два вида смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех - несветлый. Если же в груди жестко и сухо, и улыбка кривится, то смех - грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в кривлении черт лица.
"Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете" (Лк. 6, 25). Заплачете! Потому что увидите, что приложили радость не к тому, к чему можно приложить, но к тому, что достойно муки.
"Благостная улыбка" есть зеркало найденной гармонии. Святые улыбаются не смеясь. Смех как полнота чистой радости есть состояние будущего века. Блаженны плачущие ныне, ибо вы воссмеетесь. Аскетический опыт осветления и преображения человека советует даже улыбаться, не открывая зубов (лучше немного меньше радости, чем хотя бы самая мимолетная нечистота в ней!).
"Анекдотический смех", которым смеются в кинематографах, театрах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближнего, смеются над слабостями и над достоинством человеческим, над совестью его и над грехами, для увеселения и для забвения печали, без смысла, и тщеславно смеша других, все это - болезнь духа. Можно сказать даже точнее: это - симптом болезни духа.
В мире духов живут нечистые духи; они видны бывают на лицах "закатывающихся" смехом... Ангельская радость озаряет лицо улыбкой.
Добрым смехом бесшумно развеять можно скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже - убийства... Хорошим смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.
"Едкий" смех - не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм, остроты, это - пародия на евангельскую соль мудрости. Пародия, искривляющаяся в улыбке.
"Острота" слова всегда взрезывает душу. Но острота, будучи даже одинаковой у двух ножей - хирургического и разбойничьего - производит совсем разное действие. Одга, взрезывая, пропускает свет небесный и теплоту Духа или вырезает гноение, обрезает мертвость; другая - безблагодатная острота - режет, кромсает душу и часто убивает.
Остры только святые, и только святое остро. Грязные же духи пародируют остроту, и много людей в мире изощряется в "высказывании себя" чрез эти остроты.
Предел духовной нечистоты смеха: гомерический хохот - гоготание... Такой смех настигает людей недалеко от обильных трапез.
Блюдущий себя, благоговействующий пред тайной своей жизни, будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет пред Господом. Все будет у него - помощью невидимых хранителей его - чисто и ясно.
Святы светили миру и плачем своим и улыбкой. Как дети. Ибо только у детей - и у подлинно верующих во Христа людей - есть чистота жизни, видимая телесными глазами, даже в чертах лица.Просто и чисто все у детей, еще не коснувшихся тленного духа. Смерть еще не выявилась в усмешке их смертной природы, им дана весна жизни как начаток и как воспоминание рая,; и вот, они чисто смотрят, чисто смеются, нелукаво говорят, легко плачут, легко забывают свой плач...
"Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное..." Ясно - почему.
Высшая похвала человеку - сказать: "У него детский смех...", смех непорочный, близкий к райской гармонии.

("О грехах языка" Издательская группа "Кормчая")