Вода в начале творения

Автор Афанасий, июня 19, 2014, 12:02:09

« назад - далее »

Афанасий

Задался вопросом.
Написано: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою".
Что это за вода и откуда она взялась, если Бог к этому времени её не творил?
И ещё. Тут мы видим Бога Отца, Духа Святого, но пока не видим второе лицо. А ведь Он есмь Альфа и Омега, начало и конец. Почему не видим?
Если кто встречал ответы, то прошу их привести либо дать ссылки.


Священник Роман Зимин

#1
Под водой толкователи обычно понимают аморфное первовещество, из которого в последствии Бог создал всё многообразие тварного мира.
Подробнее можно посмотреть в "Толковой Библии" А. П. Лопухина.

В творении мира участвовали все Лица Святой Троицы. Сщмч. Ириней Лионский во II в. писал: «С Ним [Богом Отцом] всегда присутствует... Сын и Дух, через Которых и в Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил...»

Относительно творческого вклада каждого отдельного Лица Святой Троицы есть такие указания.

Свт. Василий Великий пишет: «В творении... представляй первоначальную причину сотворенного — Отца, и причину зиждительную — Сына, и причину совершительную — Духа»; таким образом, все сотворенные вещи, по мысли свят. Василия, «имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действием Сына и совершаются в бытии присутствием Духа». Аналогично рассуждает свт. Григорий Богослов ("Догматическом богословии" прот. Олега Давыденкова).

И думаю, правильнее именование "Бог" в первом стихе Бытия относить не к одному только Отцу, а ко всей Троице. Тем более, что в еврейском тексте здесь употребляется знаменитое "Элогим" - "Боги", что может прямо указывать на Лица Святой Троицы.

Афанасий

Цитата: Священник Роман Зимин от июня 19, 2014, 22:03:28  
Под водой толкователи обычно понимают аморфное первовещество,
Спасибо о. Роман. Я об этом слышал у Авдеенко. Правда и первовещество Бог тоже не творил вроде бы.
Да и: "Из ничего Бог сотворил все, а из Самого Себя Он не сотворил, но родил равного Себе, Которого мы именуем Сыном Божиим. ... Из ничего создал (Бог мир) для прославления Своего величия." Тертуллиан
Не из первовещества аморфного вроде бы.

Священник Роман Зимин

Повествование книги Бытия указывает на  постепенность творения от низжих форм к высшим. В целом мир, конечно, сотворен из ничего. Но сначало сотворено упомянутое вещество, еще не имеющее формы и вида, а из него уже создается все многообразие мира. Причем и самому веществу оказывается присущ некоторый творческий потенциал: сказал Бог земле: "да произведет..."

Алексей'

Я так понимаю, что из воды, упомянутой в Быт.1:2, был произведён и видимый, и невидимый мир. То есть, и духовные существа могли произойти из неё же.

Священник Роман Зимин

Ух ты! И ведь у кого-то из святых были высказывания о некоторой духовной телесности ангелов. В том смысле, что если Бога мы называем бесплотным и ангелов называем бесплотными, то бесплотным в абсолютном смысле остаётся только Бог.

Афанасий

Цитата: Священник Роман Зимин от июня 20, 2014, 20:02:24  
...то бесплотным в абсолютном смысле остаётся только Бог.
Естественно. Ведь Бог есмь дух.

Священник Роман Зимин

Не "есмь", а "есть" :) "Есмь" в первом лице употребляется.

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от июня 20, 2014, 20:02:24  
Ух ты! И ведь у кого-то из святых были высказывания о некоторой духовной телесности ангелов. В том смысле, что если Бога мы называем бесплотным и ангелов называем бесплотными, то бесплотным в абсолютном смысле остаётся только Бог.
Да. Я всегда это недопонимал. Если Бог - творец и духов, то как же Он - Дух?

Афанасий

Цитата: Лёша от июня 21, 2014, 00:47:47  
Если Бог - творец и духов, то как же Он - Дух?
Наверное потому, что Богу всё возможно.

Алексей'

Цитата: Афанасий от июня 21, 2014, 14:52:46  
Цитата: Лёша от июня 21, 2014, 00:47:47  
Если Бог - творец и духов, то как же Он - Дух?
Наверное потому, что Богу всё возможно.
А разве и всем прочим духам всё возможно?

Афанасий

Цитата: Лёша от июня 21, 2014, 15:51:20  
А разве и всем прочим духам всё возможно?
Дух духу рознь. Есть Творец и есть твари.

Алексей'

Цитата: Афанасий от июня 21, 2014, 18:33:16  
Цитата: Лёша от июня 21, 2014, 15:51:20  
А разве и всем прочим духам всё возможно?
Дух духу рознь. Есть Творец и есть твари.
И ведь не поспоришь...

Афанасий


Афанасий

Вот и я тоже не знаю что сказать. :)