История Ростовской епархии

Автор Священник Александр Усатов, марта 30, 2011, 16:10:04

« назад - далее »

Надежда

Извините Татьяна! Это что-то я совсем... :-[ Храм во имя Вознесения Господне.

Татиана

Ничего страшного, со всеми бывает...  :-[

Священник Александр Усатов

Цитата: Татиана от октября 13, 2011, 09:04:16  
А подскажите тогда на основании каких документов РПЦ, образованная в 1943 (!) году претендует на дореволюционную собственность ?
Вы считаете, что при смене названия образовалась совершенно иная организация?
Если девушка сменит фамилию, она сможет претендовать на наследство? Собственность, оформленная на девичью фамилию ей принадлежит по праву?

Татиана

Наследственные вопросы все у людей регламентируются юридическими документами - дарственными, брачными договорами, завещаниями... Просто так, за красивые глаза, никто никому не дает... :-[

Надежда

История строительства Вознесенского храма на территории Братского кладбища г.Ростова-на-Дону.

Храм  Во  Имя  Вознесения  Господня   в  г. Ростове-на-Дону, возведен на  территории  Братского  кладбища  в  1910-1913 г.г., по  проекту  и  под  руководством  архитектора  Г.Н. Васильева.
Но история  создания  данного  храма  берет  свое  начало  в  1868 г., когда Городская Дума постановила в  память  избавления  от  опасности  при  покушении  на  жизнь  Императора Александра   II   в  1866   и  в  1867 годах построить часовню, а  в 1871 году решено было  построить храм на площади  Нового базара ( ныне площадь Советов ) Во Имя Святого Великого Князя Александра Невского. 
Вначале решено было построить временный  Храм  по  проекту  инженера  С. Загоскина, ниже площади (на месте  современного здания Администрации области), который был освящен в  1878 году. Храм  был  трехпрестольный, основной  престол  был  освящен  Во  Имя  Св. Князя  Александра  Невского, южный  - Во  Имя  Вознесения  Господня. Северный  престол  оставался  неосвященным.
После  возведения  по  проекту  А. Ященко в  1910-году  на  Площади  Нового  базара  Соборного  храма  Во  Имя  Святого  Князя  Александра  Невского временный  храм  был  аккуратно  разобран, и  строительный  материал  был  перевезен  на  территорию  Братского  кладбища.
После  выдачи  ростовскому  купцу  И.М. Сафонову  в 1910 году градоначальником    «Разрешительного  свидетельства»  на  возведение  Храма  на  Братском  кладбище, на  его  средства, а  так же  на  средства  ростовских  купцов  Мясникова  и  Герасимова   началось  строительство.
Во  2-й  половине  1910-х  годов  к юго-востоку  от  Храма (в  наше  время  на  территории стадиона «Динамо»)  было  возведено  здание  церковно-приходской  школы. Здание  сохранилось (ныне в здании находятся административные  и  спортивно-тренировочные  помещения  стадиона).
Автор  проекта Храма, известный  ростовский  зодчий - Григорий  Николаевич  Васильев  (1868 – 1932 г.г., похоронен  на  одном  из  кладбищ  г. Ростова-на-Дону)  в    1897 г. окончил  курс  Императорской  Академии  художеств  с  большой  серебряной  медалью  от  Московского  художественного  общества  со  званием  - Художник  архитектуры.
Согласно архивных данных известно, что Г.Н. Васильев является автором  храма Во  Имя  Сретения  Господня  в   ст. Александровской (1911 г), Храма Во  Имя  Св. Пророка  Предтечи  и  Крестителя  Господня  Иоанна  в  затемерницкой  части  г. Ростова-на-Дону (1915 г.) ( разрушенного в связи со строительством Дворца труда - ныне Лендворец) и др.
          За  все  время  своего  существования, с  1913 года и до наших дней, Храм  практически  не  закрывался  и  являлся  одним  из  4-х  уцелевших  и  действовавших   в  г.  Ростове-на-Дону  православных  храмов  в советский  период.
В  1930-х  годах  были  утрачены -  завершение  в  виде пятиглавия основного объема  храма, а  так  же  звонница  храма. Позднее  была  выполнена  небольшая  пристройка  к  алтарной  части  храма  со  стороны  северного  фасада.
В  1999-2000  годах  был  реконструирован  сохранившийся  четверик  утраченного  завершения  и  куполов,   возведен    новый    барабан    с    купольным    сводом    и    главой  в  виде  купольного  покрытия, а  так  же  восстановлена  на  прежнем   месте   звонница с  шатровым  завершением.
           

Татиана

Надежда,спасибо за очень интересный рассказ! В 80е годы у нас на Динамо были уроки физры,и мы знали о действующем православном храме,но кладбище нас пугало

Татиана


Надежда

О Ростовском-на-Дону Кафедральном соборе довольно подробно http://drevo-info.ru/articles/13740.html

Надежда

Можно почитать о Соборе, полистать и посмотреть картинки http://grants.rsu.ru/osi/archit/sobor/page2.htm

Надежда

Исторические сведения о Ростовском Кафедральном Соборе Рождества Пресвятой Богородицы, содержащиеся в приведенных мною ссылках довольно исчерпывающие. Единственное, что хотелось бы добавить, касается существующего на Соборном подворье некрополя. Захоронения священнослужителей  в ограде Собора были произведены в период с 1923 по 1982 годы.  Пять захоронений расположены за алтарной частью Собора, у апсиды, и одно – у северного входа в храм.
Первое захоронение у апсиды храма - епископа Феофилакта, произведено 9 сентября 1923 г. Сведения о епископе отсутствуют.
Второе захоронение - архиепископа Флавиана (Иванов) относится к 7 октября 1958 года.  Год рождения владыки - 1889.  Он прибыл на Донскую кафедру с Орловской и прослужил на ней с 28 ноября 1955 г. по 7 октября 1958 г. Архиепископ Флавиан приложил много стараний по благоукрашению кафедрального собора.
Следующее захоронение - архиепископа Никандра (Викторова) (16.04.1891 – 16.08.1961 г.). В 1915 г., по окончании Киевской Духовной Академии со степенью кандидата богословия, был рукоположен  в сан священника и служил в Пермской и Харбинской епархиях. Овдовев и приняв постриг в 1946 г. назначен епископом Харбинским и Маньчжурским. В 1956 г. происходит его перемещение на кафедру Архангельскую и Холмогорскую. В марте 1961 г. Архиепископ Никандр получил назначение на Ростовскую кафедру, на которой он прослужил до 16 августа 1961 г.
Следующее захоронение - архиепископа Иеронима (Захарова) (20.03.2897 г. – 14.12.1966 г.) В 1925 г. принял постриг в Сретенском монастыре. В 1929 г. ему был определен сан игумена, в 1930 г. – архимандрита, в 1944 г. – епископа. 28 декабря 1944 г. епископ Иероним был наречен епископом Кишиневским и Молдавским. Впоследствии Владыка Иероним занимал следующие епархии: Рязанскую и Касимовскую (1947-1948 гг.); Ижевскую и Удмуртскую (1948-1952 гг.); Куйбышевскую и Сызранскую (1952 – 1956 гг.); Орловскую и Брянскую (1956 – 1962 гг.) и Ростовскую и Новочеркасскую (1962 – 1966 гг.) Кроме этого, по совместительству, в разное время, он управлял епархиями Уфимской, Оренбургской, Пензенской и Саратовской.
Последнее захоронение - архиепископа Иоасафа (Овсянникова) (1.01.1904 г. – 2.04.1982 г.) Он родился в городе Белгороде. Владыка Иоасаф пребывал на Ростовкой кафедре с 31 мая 1973 г. по 2 сентября 1977 г. – в сане епископа, с 2 сентября 1977 г. по 2 апреля 1982 г. – в сане архиепископа.
         У северного входа в храм находится одиночное захоронение протоирея Иоанна Цариненко.



Протоиерей Валерий Волощук

#70
в 1999 году, когда готовились к встрече святейшего патриарха Алексия Второго, я служил в Кафедральном соборе диаконом и занимал пост церковного старосты. Работ на подворье производилось очень много,достраивали колокольню, велись ремонтные работы внутри собора. В самом завершении всех работ, как всегда бывает, в полном аврале, укладывали тротуарную плитку. И вот когда снимали грунт в метрах пяти от входа в просфорню наткнулись на сводчатый склеп, который нечаянно повредил экскаватор, залезли внутрь, и обнаружили там открытый гроб с практически нетленным телом мужчины, сохранились и одежды и даже погребальный венчик на лбу. Борода и волосы были как у живого, даже блестели. По случившемуся сразу составил рапорт на имя Владыки, два дня решали что делать, хотели перезахоронить, но узнав о сроках и разного рода экспертизах, а время было впритык, Владыка благословил запечатать склеп и не беспокоить останки. Кстати за эти два дня тело стало на глазах тлеть. По всей видимости из этого склепа можно было попасть и в другие, один мы точно знаем, что был. Как нашли и когда запечатывали отслужили панихиду о усопших имена которых только Господь и знает. Наверняка люди были святые, раз у храма похоронены, ЦАРСТВО ИМ НЕБЕСНОЕ, ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ.

Надежда

Очень интересная информация. Судя по характеру захоронения, можно предположить что оно было произведено в конце 18 - в первой половине 19 века. Поскольку существующий Собор построен в 1860 году, возможно захоронение более раннее. Можно попробовать поискать списки священнослужителей Собора на этот период. Сложность состоит в том, что в тот период Ростовские приходы относились к Екатеринославской епархии, ( Екатеринослав - ныне Днепропетровск) и документы надо искать в архиве г.Днепропетровска.  Есть доступная "Справочная книга Екатеринославской Духовной консистории" за 1908 г. , и там следующие сведения о священнослужителях Соборной Богородице-Рождественской церкви: 1. Настоятель протоиерей Алексей Иванович Лебедев, 50 лет. 2 Протоиерей Петр Константинович Белый, 72 лет. 3.Священник Николай Алексеевич Успенский, 38 лет.

Татиана

Да, подобные случаи бывают и в других местах. Например, при проведении реставрационных работ в 70-х годах в Спасо-Преображенском соборе г.Переславль-Залесского была обнаружена гробница сестры Александра Невского. После того, как она была вскрыта, ученые увидели красивую девушку, как будто уснувшую, без следов тления и с румянцем на щеках. К сожалению, это чудо длилось буквально секунды... На глазах ученых покойница почернела и разлетелась в пыль. Тогдашняя техника не смогла запечатлеть для нас сестру легендарного князя...

Кирилл

Цитата: Протоиерей Валерий Волощук от октября 29, 2011, 01:14:14  
в 1999 году, когда готовились к встрече святейшего патриарха Алексия Второго, я служил в Кафедральном соборе диаконом и занимал пост церковного старосты. Работ на подворье производилось очень много,достраивали колокольню, велись ремонтные работы внутри собора. В самом завершении всех работ, как всегда бывает, в полном аврале, укладывали тротуарную плитку. И вот когда снимали грунт в метрах пяти от входа в просфорню наткнулись на сводчатый склеп, который нечаянно повредил экскаватор, залезли внутрь, и обнаружили там открытый гроб с практически нетленным телом мужчины, сохранились и одежды и даже погребальный венчик на лбу. Борода и волосы были как у живого, даже блестели. По случившемуся сразу составил рапорт на имя Владыки, два дня решали что делать, хотели перезахоронить, но узнав о сроках и разного рода экспертизах, а время было впритык, Владыка благословил запечатать склеп и не беспокоить останки. Кстати за эти два дня тело стало на глазах тлеть. По всей видимости из этого склепа можно было попасть и в другие, один мы точно знаем, что был. Как нашли и когда запечатывали отслужили панихиду о усопших имена которых только Господь и знает. Наверняка люди были святые, раз у храма похоронены, ЦАРСТВО ИМ НЕБЕСНОЕ, ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ.


Сразу вспомнилось как мне рассказывали о том что о.Григорий(тогда не был еще священником) с о. Олегом нашли склеп,а  там оказались останки основателя нашего кафедрального собора,Михайло-Архангельского храма,кафедрального в Новочеркасске,и еще нескольких храмов.

Надежда

И где же находился  этот склеп?
И извините, Кирилл, и  по поводу «основателя» уточните. На сколько я знаю  строительство  храмов осуществлялось за счет «попечителей», а поскольку средств  требуется много, то чаще создавались попечительские советы из состоятельных граждан. Главным попечителем строительства Кафедрального собора Ростова-на-Дону был Константин Михайлов-Нефедов, а так же почетный потомственный гражданин Ростова И.С.Панченко. А по поводу Новочеркасского собора совсем другая история, там казаки деньги собирали, и строился он почти 100 лет (с 3-го раза построили, два первых храма рухнули недостроенные).