Зачем крестят младенцев

Автор Артемий, июня 14, 2011, 20:51:49

« назад - далее »

Артемий

Вопрос следующий, в каком возрасте лучше крестить?

Священник Александр Усатов

Вы про младенцев спросили?

Артемий

Да имел ввиду, младенца или в сознательном возрасте?

Священник Александр Усатов

А разве сам по себе возраст важен для участия в Таинстве?

Артемий

Бытует мнение, что человек должен Креститься и осознавать всю важность Крещения.

Священник Александр Усатов

Цитата: Артемий от июня 14, 2011, 22:02:44  
Бытует мнение, что человек должен Креститься и осознавать всю важность Крещения.
Бытует. Тогда следующий вопрос: где критерий "сознательности"? Совершеннолетие? Знание цитат?
Однако даже в здравом уме человек может приступать к Крещению с магическими и вообще не религиозными мотивами.
Например, так во взрослом возрасте крестился Симон-Волхв:
«Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся... Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» Деян. 8:12-21

Здесь мы видим уверовавшего человека, и принявшего крещение с "сердцем неправым пред Богом".

Вопрос подготовки человека к Крещению должен ставиться в иной плоскости: в каком соотношении находится оглашенный по отношению к Христу Спасителю и Его Церкви.

"Надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через Крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека" (свт. Феофан Затворник).

Это касается и крещаемых младенцев.
Крещение совершается только над детьми лиц, состоящих в Церкви

Поэтому условием крещения младенца является либо церковность семьи ребенка, либо готовность ближайших родственников и восприемников (крестных родителей) пройти катехизацию, а также их обязательство воспитать ребенка в православной вере:
Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст (Пространный катехизис, п. 289).

Подробнее можно прочесть в моей методичке: Концепция подготовки к Крещению

Артемий


Александр

Цитата: Священник Александр Усатов от июня 15, 2011, 09:24:23  
Цитата: Артемий от июня 14, 2011, 22:02:44  
Бытует мнение, что человек должен Креститься и осознавать всю важность Крещения.
Бытует. Тогда следующий вопрос: где критерий "сознательности"? Совершеннолетие? Знание цитат?
Однако даже в здравом уме человек может приступать к Крещению с магическими и вообще не религиозными мотивами.
А так получается, вообще бессознательное?
Тогда вопрос в следующем: лучше чтобы было хоть как-то сознательно или вообще бессознательно?
В первом случае, человек уж точно самостоятельно несет ответственность за выбор. А во втором случае, где критерий и где грань разделения ответственности между человеком и крестным? Может эта грань выражается как-то в процентах?

Виктор

Цитата: Александр от июня 15, 2011, 12:22:07  
Цитата: Священник Александр Усатов от июня 15, 2011, 09:24:23  
Цитата: Артемий от июня 14, 2011, 22:02:44  
Бытует мнение, что человек должен Креститься и осознавать всю важность Крещения.
Бытует. Тогда следующий вопрос: где критерий "сознательности"? Совершеннолетие? Знание цитат?
Однако даже в здравом уме человек может приступать к Крещению с магическими и вообще не религиозными мотивами.
А так получается, вообще бессознательное?
Тогда вопрос в следующем: лучше чтобы было хоть как-то сознательно или вообще бессознательно?
В первом случае, человек уж точно самостоятельно несет ответственность за выбор. А во втором случае, где критерий и где грань разделения ответственности между человеком и крестным? Может эта грань выражается как-то в процентах?
Считаю, что Православный не должен лишать своего ребенка Таинства Причащения и других Таинств, сам получая их, как-то это "подло".

Артемий

А если, как это бывает покрестят ребенка, а на причастие не будут носить? тоже не очень хорошо

Священник Александр Усатов

Это все равно, что родить ребенка и выбросить из роддома на снег.
Или принять присягу и тут же дезертировать.

Священник Александр Усатов

Должен христианин, как обновившийся Божией благодатью, к лучшему стремиться, расти во Христе и приходить в "мужа совершенного" (Еф. 4, 13). Но он в худшее впадает и делается злее язычника и идолопоклонника. Такому Крещение будет во обличение в день Суда Христова, если не покается, и не исправится, и не омоет скверн своих сокрушением сердца и слезами.
Святитель Тихон Задонский.

Священник Александр Усатов

Крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении. Такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще не совершенны умом, чтобы уразуметь принятую благодать. С течением времени они возрастают, постепенно изменяются и могут склониться на сторону греха. Тогда благодать святого Крещения в них погасает и совсем теряется, в иных сохраняется малая искра. Кто после Крещения утрачивает благодать вследствие грехов, тот перестает уже быть верным. Для возвращения в Церковь христианин должен исповедать грехи в таинстве Покаяния (преп. Симеон Новый Богослов)

Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие святую одежду Христову (Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова).

«Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви» (митр. Иларион (Алфеев)).

Артемий


Александр

Цитата: Священник Александр Усатов от июня 15, 2011, 21:37:02  
Это все равно, что родить ребенка и выбросить из роддома на снег.
Или принять присягу и тут же дезертировать.
И к чему это? ???