Отец духовный

Автор Светланочка-беляночка, декабря 05, 2010, 01:32:55

« назад - далее »

Светланочка-беляночка

В молитве за живых читаем: «Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников, наставников и благодетелей и всех православных христиан». Кто он – отец духовный? В чем заключается различие между такими понятиями как «духовник», «духовный наставник» и «духовный отец»? Может быть, это священник, у которого регулярно исповедуемся или настоятель, у которого окормляемся, или же человек,  дающий духовные наставления (на путь истинный), или старец, которого слушаемся или же любой священник может быть духовником в какой-то мере?
Возможно это разные трактовки одного и того же!


Священник Александр Усатов

Я думаю, что есть разные уровни духовничества:
1. Исповедный священник
2. Духовник (духовный отец)
3. Старец (прозорливый духовник)

Отличия между ними прекрасно пояснил митр.Антоний Сурожский в статье ДУХОВНОСТЬ И ДУХОВНИЧЕСТВО:
"Отцовство заключается в том, что какой-то человек ... родил к духовной жизни другого человека, который, вглядевшись в него, увидел, как старое присловье говорит, в его глазах и на его лице сияние вечной жизни и потому мог к нему подойти и просить быть ему наставником и руководителем.

Отца отличает также то, что он как бы одной крови, и в духовной жизни – одного духа со своим учеником, и может его вести, потому что между ними есть истинное, не только духовное, но и душевное созвучие, Вы, наверное, помните, как в свое время египетская пустыня была перенаселена подвижниками и наставниками, и, однако, люди не выбирали себе наставника по признаку его выдающейся славы, не шли к тому человеку, о котором говорилось больше всего хорошего, а находили такого наставника, которого они понимали и который их понимал"
.

Священник Александр Усатов

На вопрос "Кто такой духовник" даны прекрасные ответы на сайте www.duhovnik.ru.

Например, прот.Максим Козлов пишет:
Слово «духовник» может пониматься в разных значениях. Под ним действительно можно понимать и священника, у которого мы регулярно исповедуемся. Это одна из ступенечек, может быть вторая, после того как человек, бывая в разных храмах и исповедуясь у разных священников, пришел к пониманию того, что для собственной духовной пользы ему полезно исповедоваться преимущественно у одного человека. Это уже хорошо, потому что знающий на протяжении достаточного времени своего прихожанина священник сможет давать ему более адресные, более точные советы и по его духовной жизни и, иногда, и по его жизненным, практическим обстоятельствам.

Но то, что понимается под словом «духовничество» в святоотеческой письменности, в духовной традиции Православия знает и последующие степени, а именно, то, что человек сознательно и добровольно отсекает часть своей свободной воли в пользу послушания духовнику. Это ступень, до которой нужно духовно возрасти. Решиться на это нужно без всякого новоначального церковного романтизма. Но когда человек достигает ее, когда при этом находит духовно опытного священника, который возьмется в этом отношении за его руководство, это может принести также большую духовную пользу. Но здесь особенно важно руководствоваться по отношению к себе и по отношению к избираемому духовному руководителю древним церковным правилом: «сто раз отмерь, потом только попробуй что-то отрезать»...
Духовные отцы нынче редки. Прежде всего, потому что редки послушники – духовные дети. Это было замечено еще в XIX столетии, но в начале XXI столетия эта ситуация еще только усугубилась. Если иметь решимость слушаться во всех главных, существенных, жизненных вопросах того или иного священника, то он и будет вам духовным отцом. Ведь дело не в его особенных дарованиях, старческой мудрости или даже умудренности священническим служением, а в нашей внутренней готовности отсекать свою волю. Если есть такая готовность в отношении священника, у которого вы регулярно исповедуетесь, то он и будет постепенно становится вашим духовником, а если нет такой решимости, то не унывайте, вы все равно остаетесь православной христианкой. Таинство исповеди будет совершаться, и Господь будет, видя вашу веру, прощать вам грехи в Таинстве покаяния. Но духовного руководства как такового у вас не будет — здесь обольщаться не нужно. Поэтому дело надо с другой стороны исследовать: не со стороны священника, а со своей стороны. И тогда вы найдете ответ на этот вопрос.

Что касается вопросов, то не обязательно тот, кому вы их задаете, может оказаться духовным отцом. Ведь даже к Оптинским Старцам в XIX веке ездили люди, которые в полном смысле их духовными чадами не являлись, но которым нужно было тот или иной жизненный вопрос разрешить. Кому — важный, а кому — какой-то жизненно-практический. Со всяким вопросами ездили, поскольку очень доверяли святости жизни подвижников благочестия, при этом регулярно исповедовались у себя на приходе. Мы с вами можем побеседовать о чем-то абстрактно, но это не означает, что вы можете объявить, что вы у меня послушница. И я не смогу сказать, что я у Ольги, которая мне вопросы по Интернету задала, духовный руководитель. Так что просто трезво к этому подходите и в трех соснах не нужно путаться.

Священник Александр Усатов

Цитата: Светланочка-беляночка от декабря 05, 2010, 01:32:55  
В чем заключается различие между такими понятиями как «духовник», «духовный наставник» и «духовный отец»?
Слово отец здесь указывает на то, что этот священник "духовно родил" человека, лично ответственен за его духовный рост.
«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» Гал. 4:19

А духовных наставников может быть много. У них может и не быть личной вовлеченности в становление личности христианина. У него спросили - он ответил.
«Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.» 1 Кор. 4:15