"Золотой век" Православия в России.

Автор Виктор, марта 14, 2011, 23:56:35

« назад - далее »

Священник Роман Зимин

Насколько я знаю, терминологически "святой" (без других уточнений)- это наименование человека. Когда мы говорим о Боге, что Он свят - имеем в виду нечто иное. Здесь я согласен с Максимом: Бог не просто свят, хорош, так сказать, - Он абсолютен. Он, строго говоря, не сравним с тварным миром.

Но в данной ветке подобные рассуждения продолжать дальше нельзя. Давайте вернёмся к теме.

Светлана Козлыкина

Мне почему-то то кажется, что золотого века Православия - хоть в России, хоть в какой-то другой стране - не было и не могло быть в нашем падшем мире, в продолжающейся человеческой истории. В моём представлении, "золотой век" - это когда всё идеально. До Второго пришествия совершенство в масштабах такого большого количества людей недостижимо. Однако если понимать "золотой век" не в таком абсолютном значении, то его ещё можно попытаться поискать.

Кирилл

Цитата: Светлана Козлыкина от марта 24, 2011, 06:38:26  
Мне почему-то то кажется, что золотого века Православия - хоть в России, хоть в какой-то другой стране - не было и не могло быть в нашем падшем мире, в продолжающейся человеческой истории. В моём представлении, "золотой век" - это когда всё идеально. До Второго пришествия совершенство в масштабах такого большого количества людей недостижимо. Однако если понимать "золотой век" не в таком абсолютном значении, то его ещё можно попытаться поискать.

Кстати да! Вы мне напомнили чьи-то слова,что золотой век христианства и в целом мира,будет именно после 2 пришествия.

Священник Александр Усатов

Вот замечательное исследование на заявленную тему:
Концевич. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси

Он называет "золотым веком" XIV-XV века:
XIV век был временем отшельнического и монашеского возрождения, - это век преподобного Сергия. XV век еще богат всходами духовных семян, посеянных в предыдущих столетиях. От прежде основанных монастырей возникают новые обители, дающие новых преподобных. Это продолжение эпохи XIV века, ее расцвет, "золотой век" русского подвижничества. Но вместе с тем это канун кризиса и разрыва.

Виктор

Цитата: Священник Александр Усатов от марта 24, 2011, 20:31:18  
Вот замечательное исследование на заявленную тему:
Концевич. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси

Он называет "золотым веком" XIV-XV века:
XIV век был временем отшельнического и монашеского возрождения, - это век преподобного Сергия. XV век еще богат всходами духовных семян, посеянных в предыдущих столетиях. От прежде основанных монастырей возникают новые обители, дающие новых преподобных. Это продолжение эпохи XIV века, ее расцвет, "золотой век" русского подвижничества. Но вместе с тем это канун кризиса и разрыва.
Приятно, что совпало с моим мнением :-[

Священник Александр Усатов

В это время ведь была создана икона Св.Троицы.
Это воплощенная вершина богословия.

Владимир

#21
Вот еще интересные события 14 века.Век если и не "золотой",то уж точно фундаментальный.
В 1328 г., как говорилось выше, по инициативе Константинополя на Русь был поставлен грек Феогност. Феогност имел большое влияние в Константинополе и поддерживал тесные отношения с патриархом.На Руси открыто возмущались «византийской» склонностью митрополита давать и с избытком получать взятки. И после него следующий митрополит Алексий и другие митрополиты и князья возили "посулы" и подарки в Константинополь и в Орду.Взятки там попросту вымогали.Хочешь чего-то добиться -- раскошеливайся.
Никифор Григора, византийский автор середины XIVв., обрушивается на Алексия, уверяя, что московский кандидат в митрополиты купил себе сан, раздавая направо и налево взятки. Но иначе, как показывает тот же Григора, в Константинополе ничего получить было невозможно. Позднее, самозваный претендент на московскую митрополию Пимен раздаст огромную сумму в 20 тысяч рублей, занятых по подложным грамотам у константинопольских ростовщиков. И наши летописцы привносят тот же упрек византийским порядкам, что и Григора.Так вот я и подумал,что какие бы нехорошие вещи не происходили в верхних церковных эшелонах,а Русская Церковь существует и даже сохранила единство в период феодальной раздробленности. И это произошло видимо потому,что в приходах просто истинно верили и исповедовали  Евангелие,невзирая на какие-то ни было перепетии. Подробнее здесь.

Владимир

#22
Кроме того по инициативе митрополита Феогноста на Руси стало вводится правило начинать Новый год с 1 сентября,а не с 1 марта.
Проведенная в 14 веке монастырская реформа Алексия более всего проявляет принципиальное отличие русского православия от исихазма. В исихазме «спасение» достигается индивидуальной молитвой и молчаливым приобщением к «Фаворскому свету». Более того, индивидуальное спасение решительно преобладает даже в тех случаях, когда в монастыре под общей крышей собирается большее или меньшее число иноков, — внутри монастыря каждый живет «своим коштом» в своей келье. На Руси в XII — XIII вв. тоже преобладало «особножи-тие», хотя и иного толка, нежели кельи исихастов, — это были, скорее, загородные особняки феодалов. Выдвижение на первый план в XIV в. монастырского «общежития» предполагало принципиально иной взгляд на само назначение монастыря. В монастырях, устроенных на правилах «общежития» («общежитийные» монастыри) отменялась частная собственность, вводились общие молитвы, общие трапезы и обязательный труд для каждого инока.Монастырское «общежитие» было выражением традиционного тяготения основной массы русского населения к решению всех проблем «миром», в рамках веками устоявшихся норм территориальной общины. Поэтому в XIV столетии это сближение с традиционными этическими нормами в большой мере способствовало подъему общественного сознания.
А еще очень любопытно,что для того,чтобы примирить усобицы русских князей,митрополит Алексий приказывал закрывать церкви.Подобная мера считалась очень жесткой, но действенной. К тому же такая мера позволяла разрешить спор, не прибегая к силе оружия. Подробнее.