Поминовение умерших на проскомидии

Автор Вера, февраля 17, 2015, 15:03:29

« назад - далее »

Вера

Здравствуйте, батюшка! Прочитала в книге "Толкование на Литургию" епископа Виссариона (Нечаева) следующее: "Отходящим в другой мир без раскаяния не могут принести пользы молитвы Церкви и поминовение их перед бескровной жертвой. Они совершенно умерли для жизни в общении с Богом, и уже не могут быть возвращены к этой жизни...".
Ответьте, пожалуйста, тогда на вопросы:
1. Практически все мои многочисленные родственники и знакомые жили без Бога и умерли, скорее всего, без покаяния. Так что же это, бессмысленно их поминать на проскомидии?
2. И что делать, если я точно, достоверно не знаю, как они прожили последние дни своей жизни и не знаю точно, что они не раскаивались в последние минуты?...
3. Святые отцы говорят, что молиться нужно за всех. Но чем тогда им поможет домашняя молитва, если поминовение на проскомидии для них бессмысленно, если "они совершенно умерли для жизни с Богом"?...

Священник Роман Зимин

Цитата: Вера от февраля 17, 2015, 15:03:29  
Отходящим в другой мир без раскаяния
Мне кажется, это ключевая фраза. Никто до конца не может знать, что творится в душе у другого человека. Поэтому мы молимся и надеемся на лучшее.

Конечно, если человек явно отрёкся от веры, на проскомидии его не поминают.

Вера

А что значит: "если явно отрекся"?... Мой двоюродный дедушка, когда уже болел, сказал, что его не надо отпевать, что он в это все не верит. Через некоторое время он умер. Но я же опять не знаю, что было в последние его дни... Мало ли, какое чудо с ним могло произойти (хоть в это и с трудом верится, но все же "никто до конца знать не может")! Мне кажется, что "явно отрекся" - это умер со словами на устах об этом, в остальных случаях "умер без раскаяния" - это никому неизвестный факт и поминать их надо не смотря на их предыдущие убеждения... Как Вы считаете?

Священник Роман Зимин

Я думаю, слова Вашего двоюродного дедушки можно воспринимать, как явное волеизъявление. В таком случае уместно молиться самостоятельно, ставить свечи, но не совершать церковное поминовение.

Можно для примера привести ещё такую церковную практику. Человека в бессознательном состоянии крестят в том случае, если он прежде явно выразил намерение креститься, но не успел его реализовать по независящим причинам.

И в первом, и во втором случае главным мотивом наших действий, как я понимаю, является уважение к свободе человека.

Священник Роман Зимин

Что касается указанного Вами мнения епископа Виссариона, нужно заметить, что по этому вопросу в церковной среде существуют некоторые разногласия. Например, почти повсеместно распространяются молитвы о самоубийцах для домашнего чтения, хотя такие люди подходят под категорию умерших без раскаяния и не отпеваются.


Вера

Отец Роман, спасибо за ответы!  Но у меня тогда еще несколько вопросов:
1. Почему "в таком случае уместно молиться самостоятельно, ставить свечи, но не совершать церковное поминовение". Чем отличается домашняя молитва от поминовения в церкви? Разве домашняя молитва не идет точно также вразрез воле человека?
2. А если поминать на проскомидии отрекшихся, то не будет ли им от этого там "хуже" (если опустить бессмысленность этого)?
3. И еще вопрос, что делать с теми, если не знаешь точно, крещены они или нет?

Священник Роман Зимин

1. В заупокойных богослужебных текстах кроме просьб к Богу о прощении грехов усопшего и принятии его в Небесные обители постоянно подчеркивается, что отошёл он "в вере и надежде живота вечного", и, хотя согрешал, "но не отступал от [Бога], и ... веровал без сомнений, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповедывал" (заупокойная молитва из Псалтири).

2. Это похоже на какую-то внутрицерковную порчу. Хотя бы и нечаянную. А то и вообще кто-то начнёт из мстительных соображений поминать отрекшихся, чтобы собрать им "на голову горящие уголья" (Рим. 12:20), действуя наподобие злонамеренно ставящих свечи за упокой о живых.

3. Думаю, лучше трактовать такие сомнения в сторону любви и милости. Мы помолимся, а Господь, знающий сердца человеческие, решит, как поступить. Ведь и в любой более ясной для нас ситуации, молясь, мы добавляем (во всяком случае подразумеваем): "но не моя воля, а Твоя, Господи, да будет".

Вера

Батюшка, а что же тогда делать со всеми теми, кто отошел не "в вере и надежде живота вечного", и, хотя согрешал, "но не отступал от [Бога], и ... веровал без сомнений"?... Всех тех, кто не ходил в церковь (потому что если веруешь, то, конечно же, в нее ходишь), получается, что строки выше - не про них и их тогда тоже не надо поминать на проскомидии?...

И могли бы Вы пояснить Ваш второй пункт, я его что-то неочень поняла?

Священник Роман Зимин

#8
Цитата: Вера от февраля 19, 2015, 10:28:45  
если веруешь, то, конечно же, в нее ходишь
Есть у нас большой разряд так называемых невоцерковлённых христиан. Их вера нередко поверхностна, но всё-таки не равна нулю. Таких людей поминаем на проскомидии.

Во втором пункте попытался развить идею и получился абсурд: кто-то может навредить умершему человеку своей молитвой. Оказывается, несчастному усопшему придётся пострадать в загробной жизни не только из-за своих грехов, но и из-за добрых намерений живых.


Вера

Т.е. ничего плохо не будет, поминать на проскомидии в принципе, можно всех, кроме отрекшихся осознанно и некрещеных, потому что тогда это будет неуважение их свободной воли. Все правильно?

Священник Роман Зимин


Елена_K

Цитата: Вера от февраля 19, 2015, 21:20:24  
отрекшихся осознанно и некрещеных

Читала, что практика поминовения таких покойных угрожает здоровью священников. ?

Священник Александр Орешин

#12
Цитата: Елена_K от февраля 22, 2015, 13:13:57  
Цитата: Вера от февраля 19, 2015, 21:20:24  
отрекшихся осознанно и некрещеных

Читала, что практика поминовения таких покойных угрожает здоровью священников. ?
Возможно, т.к. наверное все знают предание о молитве св. Григория Двоеслова о императоре Траяне или о молитве Макария Великого о тех кто "находятся в вечной муке". Так вот что по этому поводу пишет Святитель Филарет Московский: Вопрос этот не очень удобен к разрешению. Вы хотите иметь основание к разрешению в том, что Макарий Великий молился даже о язычнике умершем. Дерзновение чудотворца неудобно обратить в общее правило. Григорий Двоеслов также молился о Траяне и получил известие, что молитва его не бесплодна, но чтобы он впредь не приносил таких дерзновенных молитв [Свт. Филарет. Письмо к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Архимандриту Антонию (Медведеву)].