Депрессия и уныние - одно и то же?

Автор Елена_K, июня 16, 2011, 09:09:05

« назад - далее »

Артемий

Прошу прощения, это вы говорите о взлетах и падения в духовном плане?

Священник Роман Зимин

Duhovnik.ru: "Если мы унываем, испытываем тревогу или страх, мы не должны называть это «скорбью о грехах» и мириться с этим состоянием. Должны искать и исправлять ошибки, которые вызвали это наше нездоровое состояние".

Священник Роман Зимин

Нет. В эмоциональном. Но одно с другим связано, конечно.

Артемий

Так эмоциональное выгорание на сколько я понимаю появляется от душевного выгорания, т.е уныние например от душевного выгорания хотя и эмоциональное.

Священник Роман Зимин

#19
Уныние и депрессивные явления - это не одно и то же, хотя могут пересекаться. Мы это уже здесь обсуждали.

Священник Роман Зимин

Из статьи статьи Альфрида Лэнгле: "...стресс, который приводит к выгоранию, связан с тем, что мы слишком долго делаем что-то без чувства внутреннего согласия, без ощущения ценности вещей и себя. Таким образом мы приходим к состоянию преддепрессии.

Это бывает также тогда, когда мы делаем слишком много всего и просто ради того, чтобы сделать. Например, я готовлю обед, только чтобы он поскорее был готов. И тогда я рад, когда он уже позади, сделан. Но если мы радуемся тому, что что-то уже прошло, это показатель того, что в том, что мы делаем, нами не была увидена ценность. А если это не имеет ценности, тогда я не могу сказать, что мне нравится это делать, что для меня это важно.

Если у нас в жизни присутствует слишком много таких элементов, тогда мы, по сути дела, радуемся тому, что жизнь проходит мимо".

Священник Роман Зимин

В качестве профилактики выгорания автор предлагает своевременную разгрузку и переключение. Это, наверное, необходимо. Но, по-моему, для верующего человека встаёт дилемма. Как не переборщить с разгрузкой?

Не зря же на исповеди мы постоянно каемся в лености, саможалении и т.п. Хотя я за этим не редко замечаю самоедство и бесплодное хождение по кругу.

Артемий

А если взять случай с молитвенным правилом, т.е вычитываешь потому что так надо, это тоже считается эмоциональным выгоранием?

Священник Роман Зимин

Уверен, что оно может случиться.

Для христианина нормально делать что-то через силу. Потому что "узки врата", через которые мы идём вслед за Христом. Но я убеждаюсь в реальной опасности - кроме данного Богом Креста навешать на себя лишние бремена.

То же касается и молитвенного правила. Надо, чтобы сам человек следил, как влияет оно на его духовное и эмоциональное состояние. Должен в этом помочь и священник.

Бывает, чтение одних и тех же молитв превращается в проблему. Текст зазубрен, трудно углубляться в его смыслы. Слышал, что опытные священники советуют в таких случаях чем-то заменять привычные утренние и вечерние молитвы.

Хотя сам читаю их уже давно. И не перестаю удивляюсь, как много нового можно находить в них до сих пор.

Артемий

вопрос может не по теме, но интересующий! Господь дал нам молитву Отче наш, сказав что не в многословии своем будете услышаны (не дословно) но смысл в том, что Господь наперед знает все о чем просим прежде нашего прошения. но мне думается что это правило дано нам для того чтобы потрудиться, хотя если это переходит в вычитывание без углубления и понимания то лучше бы вовсе так не молится. проблема очень насущная. с отцом Романом абсолютно согласен, что когда вникаешь в написанное многое понимаешь. опять же психологически сложно приучить себя к постоянной молитве.

Алексей'

Главное - ничего напускного. Будешь принуждать себя к молитве, как тяжкому труду - не будет выгорания. Станешь изображать из себя великого молитвенника - быстро закончишься.

Артемий

по собственному опыту могу сказать, что сложная задача. хотя каждый человек индивидуален и что одному в тягость другому в радость.

Священник Роман Зимин

Цитата: Лёша от февраля 11, 2015, 16:32:10  
Главное - ничего напускного. Будешь принуждать себя к молитве, как тяжкому труду - не будет выгорания.
То есть нужна здравость в оценке задачи и своих возможностей.

Пример из первой приведённой мною статьи:

"Есть такой синдром – «спасательства», когда человек в силу каких-то своих перенесенных психологических травм хочет помочь тем, кому хуже. Поскольку это не выведено на уровень сознания и не является результатом душевной работы, а действуют бессознательные импульсы, прикрытые красивой идеей, это часто приводит к большому разочарованию.

Такие люди всё время стремятся кого-то спасать, не живя при этом своей жизнью. И они уверены, что всё делают правильно".

Артемий

#28
Да, как сказал пр. Серафим Саровский: "Спасайся сам и тысячи спасутся вокруг тебя!" А еще одна из главных заповедей "Не навреди" т.к чтобы учить людей как правильно жить нужно самому жить правильно. Да и вообще если почитать святоотеческую литературу то становится все ясно, во всяком случае лучше не к кому не приставать с нравоучениями, а уж если спросили, то порекомендовать почитать определенную лит-ру, ну или постараться разъяснить в меру своих познаний и без навязчивости.

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от февраля 11, 2015, 16:40:53  
Цитата: Лёша от февраля 11, 2015, 16:32:10  
Главное - ничего напускного. Будешь принуждать себя к молитве, как тяжкому труду - не будет выгорания.
То есть нужна здравость в оценке задачи и своих возможностей.
Я бы делал больший упор на то, чтобы не допускать в себе лжи разделения внешнего и внутреннего. От несоответствия внешнего поведения человека его реальному внутреннему содержанию и происходит "выгорание". А то и более серьёзные психические проблемы.