Как вера во Христа позволила расширить мой кругозор

Автор Михаил97, мая 13, 2020, 15:50:51

« назад - далее »

Михаил97

Оказывается, что любимые произведения могут открыться под новым углом, если взглянуть на них с точки зрения христианина. А иногда можно сделать весьма интересные выводы, просто оценив некоторые вещи, присущие жанру, по новому. Вот несколько примеров из круга моих интересов.

Тупые китайские мультики

Отношение церковных людей к японской анимации достаточно неоднозначно, одними она оценивается негативно (https://youtu.be/Rp8mGa_eiaE?t=2183), другие же дают ей «нейтрально-положительную» оценку (https://www.youtube.com/watch?v=NqhNzW8Xl18). Поэтому довольно странно, наверное, начинать свой рассказ с такого жестокого и в некоторых моментах неоднозначного аниме, как «Убийца гоблинов». Однако, меня зацепила одна идея, идущая красной нитью через все весь сериал — собственно личность Убийцы гоблинов. Почему он стал жестокой машиной по истреблению гоблинов, потерял свою человечность. Толчок этому событию, безусловно, дала страшная трагедия — сестру ГГ изнасиловали и убили гоблины на его глазах. А вот дальше происходит нарушение одной из известнейших заповедей Христа. «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Матф 5:39)». По поводу данной заповеди на нашем форуме была достаточно интересная дискуссия (https://psgp.ru/forum/index.php?topic=1272.0), поэтому скажу кратко — Гоблиноборец уподобился гоблинам в своей злобе. Ни друзей, ни любви, ни простого успокоения. Нет в его душе места для этого. Вспоминается известное клише фэнтези - «Убивший дракона сам станет драконом». Он уподобился тому, против чего стал бороться (и прямо говорит об этом во второй серии, хотя и в другом контексте). И именно от этого предостерегал нас Христос. Не от ответа на зло, а от уподобления ему. Но, внезапно, это не конечное состояние, к концу сезона герой стал «оттаивать», потому что он перестал быть один. Такая же идея, как и у нас, ведь мы прекрасно понимаем, что с нашими грехами мы не справимся в одиночку, нужна как минимум помощь Бога. Ну и, факультативно, помощь ближнего. Я бы даже сказал, обязательно для абсолютного большинства людей. Ведь даже монахи живут общинами.

Ну и совсем кратко о самом мультике. Достаточное хорошее художественное произведение, где жесткокость в меру и присутствует не ради того, чтобы было, но как художественный прием. Правда не для семейного просмотра, сами понимаете.
 

Электронные дебилки 

Перейдем от анимации к интерактивному искусству. Есть такая игра, Fallout New Vegas называется. Замечательная постядерная RPG. И главный конфликт, из-за которого сюжет движется по рельсам — противостояние нескольких фракций за Мохаве в целом, дамбу Гувера и город Нью-Вегас (возрожденный Лас-Вегас) в частности. И встает крайне интересный вопрос. А кого бы поддержал искренне верующий православный христианин в этом конфликте? Потому что ни одна из этих сторон отнюдь не святая.
Новая Калифорнийская Республика — вроде бы оплот демократии и цивилизации в пост-ядерном мире, если бы не парочка но: коррупция, жестокость наказаний (за любое тяжкое преступление — смертная казнь), поддержка правительством монополий, резня в Беттер-Спрингс, когда в целое поселение загнали врага и взорвали вместе с мирным населением (без политических аллюзий, пожалуйста).
Легион Цезаря — это «автократическое, традиционалистское, империалистическое рабовладельческое общество и тоталитарная диктатура». Звучит не очень приятно, согласитесь. Однако они — залог безопасности Аризоны, именно благодаря им торговцы мечтают водить туда караваны, ведь на дорогах не будет бандитов. Да и жизнь в Денвере определенно получше предместий Стрипа Вегаса.
Мистер Хаус — эксцентричный богач, родившийся еще до ядерной войны, мечтающий о процветании своего родного города — теперь уже Нью-Вегаса. Только вот методы он выбирает весьма спорные. Начиная от политических интрижек и заканчивая уничтожением слишком диких, по его мнению, племен.
Главный герой может плюнуть на все и попытаться взять власть над Вегасом в свои руки. Опять же строя политические интриги и решая, кому жить, а кому нет.
И как же поступить? На чью сторону встать, если безучастным остаться невозможно. И даже попытку захватить власть в свои руки нельзя оправдать. Ведь экономика Нью-Вегаса держится на казино и сопутствующих развлечениях, быть причастным к которым христианину явно не следует. Можно поспорить, мол это всего лишь игра и вообще все эти дебилки от лукавого. Но как поступать, если тяжелый моральный выбор надо совершать не в игре, а вреальной жизни. Если все варианты одинаково плохие, а возможность не выбирать присутствует отнюдь не всегда. Подобныые вопросы стояли перед христианами во время Золотой Орды, арабских завоеваний, османского ига, времен Российской Империи, трагедии октября 1917, Второй Мировой войны. И сколько подобных выборов нам, христианам, будет предоставлено в будущем вплоть до конца времен одному лишь Богу известно.

Но знаете, в чем отличие Нью-Вегаса от реальной жизни. Можно забить на все и отправится  в Вегас кутить с проститутками и играть в блэкджек помогать людям решать их проблемы, рыться в заброшенных домах и любоваться на смешно анимированных гекконов. 

Крипипасты (интернет-страшилки)

Ну и под конец небольшое наблюдение.

«Крипипа́ста (англ. creepypasta, от англ. creepy— «жуткий» и разг. Англ. Copypaste — «копипаста, скопированный текст»)— жанр интернет-фольклора, представляющий собой небольшие рассказы, цель которых— напугать читателя.»

Как и любой фольклор, крипипаста является отражением каких-либо мировоззренческих установок, распространенных в конкретное время и место. И я заметил, что даже в XXI веке у людей представление о молитве как о заклинание и об иконах как об амулетах. Процитирую отрывки из разных крипипаст:

«А у меня над дверью две иконы висят, что-то из защиты от людей с негативными мыслями в мой адрес, точно не знаю: на работу торгаши приносили, рекламировали хорошо так, я и купила. Глаза на них поднимаю и спрашиваю, почему-то громко очень:
— Это че еще за херня, не в курсе, защитники мои?
А из-за двери смех такой гаденький, хи-хи-хи и тут же:
— Ну, я к тебе через балкон тогда зайду, — и опять топот тот же, только вроде как вниз направляется, на улицу, а свет в подъезде так и не зажигается.
Меня аж затошнило, стою и думаю, что же делать? Ничего в голову не идет. Очнулась, когда кот к балкону пополз, будто охотится на кого-то. Подскочила к двери, одну икону сорвала вместе с гвоздиком, и к балкону понеслась скачками. Положила ее на пол прямо возле двери, потом к окну кухонному побежала, а толку? Икон-то нет больше.» Источник: https://mrakopedia.net/wiki/%D0%90_%D0%B2%D1%8B_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5_%D0%B2_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%3F

«Я совсем уже хотела послушаться, но вдруг вспомнила рассказы бывалых о полтергейстах в этом месте, не всегда добрых, надо заметить. Молитвы, как назло, все из головы выскочили. И тут я припомнила дядю Лешу, который всегда говорил, что против нечисти нет ничего лучше отборного мата.» Источник: https://mrakopedia.net/wiki/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82

И подобное во многих пастах, где затрагивается религиозная тематика. Получается, что современный человек в своих религиозных представлениях недалеко ушел от славянина-язычника времен князя равноапостольного Владимира. Вот такие интересные наблюдения, сделанные на основе, казалось бы,  детского баловства. Забавно.


Возможно, я буду дополнять тему, потому что интересного вокруг много, мысли роятся в голове и язык чешется. Помимо этого призываю вас рассказать, как вы смотрите на свои любимые произведения сквозь призму христианства.