Какая самоценка должна быть у христианина

Автор Священник Александр Усатов, апреля 18, 2011, 21:12:40

« назад - далее »

Священник Роман Зимин

Цитата: Олег от ноября 01, 2011, 23:57:05  
для меня не возможна мысль в целом и объективно дать самому себе оценку
А разве есть такая задача? Вот субъективную оценку отдельным своим качествам и возможностям давать приходится постоянно.

Надежда

Цитата: Григорий Иванов от ноября 02, 2011, 19:42:02  
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лук.18:13,14)


По-моему это как раз иллюстрирует то, к чему нас здесь подводил отец Александр:
«......православный оценивает не самого себя (автономного человека), а именно союз "Бог+я", причем в этом союзе он фактически забывает себя, взирая на Христа....».
"Надо сознавать, что ты ничто, но надо и утешаться тем, что ты христианин" (свт.Феофан Затворник)

Елена_K

Цитата: Григорий Иванов от ноября 02, 2011, 19:42:02  
Цитата: Елена_K от ноября 02, 2011, 10:30:52  
...Я тоже считаю, что мы просто не можем не ошибаться в жизни, и несколько спокойнее к этому надо относиться, чтобы избежать смущения и самобичевания.

Елена, а как Вы соотнесете это суждение со следующим евангельским отрывком:

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лук.18:13,14)


Это мною написано более о тех, кто склонен к смущению и самобичеванию после согрешения вместо покаяния. Или у новоначальных, или когда бес приступает с унынием, отчаянием.

Если вместо покаяния поднимает голову гордость и начинает зазря мучить человека - и это не покаяние ни в каком виде, а смущение и самокопание, то мне кажется, лучше поумереннее так "каяться" в этот период, чтобы не впасть в отчаяние. А точнее, "утешать" себя тем, что "это дело обычное для меня - согрешать. Всю жизнь грешил, и теперь согрешил - унывать нечего. Надо просто браться за работу." За борьбу с греховными привычками, иначе говоря.

Вот и Амвросий Оптинский говорил: "Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает." Это, похоже, к унывающим согрешившим сказано. Здесь грех равняется с бедой.

Эти "приемы" - как костыли, пока сами не "научимся ходить". То есть, каяться по-настоящему.


Священник Роман Зимин

#63
Вспомнилось, как мит. Антоний Сурожский говорил, что нужно не только размышлять о том, как велики наши согрешения. Но и отмечать, что с каждым днём из прочтённого в Евангелии теперь отзывается в нашем сердце. На что мы можем сказать теперь: "Да, Господи!"

Елена_K

Вот тема была хорошая, да? Жаль, угасла. Реанимировать ее, что ли... Надо подумать. Давайте реанимируем?

Алексей'

А у меня чего-то нет никакой самооценки. Может, её и не бывает, на самом деле.

Роман2

Видение собственного греха и своей греховности дается только Господом. Об этом нужно молиться усиленно.

Лана из Москвы

Цитата: Священник Роман Зимин от ноября 03, 2011, 09:28:11  
Вспомнилось, как мит. Антоний Сурожский говорил, что нужно не только размышлять о том, как велики наши согрешения. Но и отмечать, что с каждым днём из прочтённого в Евангелии теперь отзывается в нашем сердце. На что мы можем сказать теперь: "Да, Господи!"

(Лук.18:13,14)[/i]


Кратко и мудро..  тоже повторю в сердце своём : "Да, Господи!"

Лана из Москвы

Цитата: Елена_K от октября 01, 2012, 15:24:54  
Вот тема была хорошая, да? Жаль, угасла. Реанимировать ее, что ли... Надо подумать. Давайте реанимируем?
А и правда хорошая тема. Давайте подумаем

Священник Роман Зимин

Давайте.
Цитата: Алексей' от октября 05, 2012, 13:31:14  
А у меня чего-то нет никакой самооценки. Может, её и не бывает, на самом деле.

Самооценка начинается с планирования самых обычных бытовых действий. Если что-то планируем, значит считаем себя способными это совершить. В таком ключе неадекватная самооценка - неверное представление о своих возможностях, которое в наиболее явных случаях бросается в глаза окружающим.

Наталия Владимировна

Цитата: Священник Роман Зимин от июня 20, 2018, 20:27:54  
Давайте.
Цитата: Алексей' от октября 05, 2012, 13:31:14  
А у меня чего-то нет никакой самооценки. Может, её и не бывает, на самом деле.

Самооценка начинается с планирования самых обычных бытовых действий. Если что-то планируем, значит считаем себя способными это совершить. В таком ключе неадекватная самооценка - неверное представление о своих возможностях, которое в наиболее явных случаях бросается в глаза окружающим.
А давайте)

А может она и не нужна, какая-то специальная самооценка для галочки? - вдруг спросют), а я вот и скажу, какая она у меня))
Неверующие знают, что они в целом хорошие люди и грехов не имеют. А если имеют, то "как у всех". Тут лукавство.
Очень_православные заранее знают, что они хуже всех на свете, хоть и не верят в это. И тут лукавство.

А что ж на самом деле?
Согласна с Вашими словами, отец Роман - раз мы что-то планируем, стало быть верим в себя, в свои силы. Хотя бы частично верим, и это правильно, потому что Бог дал нам на это и свободу и собственные силы тоже.
Потому с психологами всегда готова поспорить, ведь они считают (многие), что у православных занижена самооценка. А это якобы ужасно плохо...

Надеюсь, продолжение последует)

Наталия Владимировна

Цитата: Елена_K от октября 01, 2012, 15:24:54  
Вот тема была хорошая, да? Жаль, угасла. Реанимировать ее, что ли... Надо подумать. Давайте реанимируем?
Давайте)

Наталия Владимировна

Цитата: Надежда от ноября 03, 2011, 00:03:47  

По-моему это как раз иллюстрирует то, к чему нас здесь подводил отец Александр:
«......православный оценивает не самого себя (автономного человека), а именно союз "Бог+я", причем в этом союзе он фактически забывает себя, взирая на Христа....».
"Надо сознавать, что ты ничто, но надо и утешаться тем, что ты христианин" (свт.Феофан Затворник)

В этом взирании на себя через призму "Бог+я" есть опасный момент, и он именно в том, что про свое участие в процессе жизнедеятельности человек забывает, очень часто. Начинается переваливание на Бога всего того, что сделал сам - и худого, и доброго - "ах, на то воля Божья, ох, так Богу было угодно".
Да нетушки, Бог зла не создавал и на зло нет Его воли.

Да и в мелочах смешно на Бога пенять. Забыла сдачу взять с покупки батона - уж так сразу и Божья воля.)) 

Священник Роман Зимин

#73
Цитата: Наталия Владимировна от июля 30, 2018, 16:45:47  
А может она и не нужна, какая-то специальная самооценка для галочки? - вдруг спросют), а я вот и скажу, какая она у меня))

... с психологами всегда готова поспорить, ведь они считают (многие), что у православных занижена самооценка. А это якобы ужасно плохо...

Штука в том, что самооценка есть всегда. Но с ней могут быть разные отношения. Можно, например, её иметь, но ничего о ней не знать. А имеют её, повторюсь, все.

У некоторых из нас, православных, по-моему самооценка не то, чтобы занижена. А скорее запутана и задавлена, как сыр-косичка.

На пути православного человека к знакомству со своей самооценкой замечаю несколько серьёзных препятствий.

Первое. Известные призывы на всякий случай себя охуждать, чтобы ненароком не возгордиться. Это напоминает попытку узнать свой вес с предварительным переводом стрелки весов подальше от нуля, вместо её точной установки.

Тут можно обсудить тезис Аввы Дорофея про то, что "кривое правило и прямое делает кривым".