Пожертвования в Церкви

Автор Священник Александр Усатов, декабря 27, 2010, 14:38:00

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Цитата: Сергей Словенин от декабря 13, 2010, 01:45:44  
По поводу жертв в храмах. К сожалению в час ночи нет никакого желания ехать фотографировать  для Вас вывеску в Соборе которая гласит: "Свечи приобретенные вне храма ЖЕРТВОЙ не являются". Это явно было написано для того чтобы дарить тепло и свет окружающим. Так ведь и в каждой семье бывает (да Александр?)
Я служил более четыре лет в кафедральном соборе и видел эту надпись.
Поясняю ее смысл: покупая свечи вне храма человек жертвует свои деньги не на храм, а на иную организацию. Иным людям помогает.
А свеча является воплощением этой помощи.
Здесь подробнее: Диакон Андрей Кураев. ОТКУДА У ЦЕРКВИ ДЕНЬГИ
А помощь Церкви это и есть жертва Богу. Равно как помощь инвалидам и брошенным детям.
Сделанное ради обездоленных Бог воспринимает как сделанное для Него.

Священник Александр Усатов

Смежный вопрос касается события изгнания торговцев из Иерусалимского Храма:
Цитировать«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» Ин. 2:13-17
Как это соотносится с тем, что в православных храмах люди берут свечи и дают за это деньги?


Священник Александр Усатов

Москва. 16 марта. ИНТЕРФАКС - Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что неимущим в храмах не только не откажут в молитвах, но и бесплатно дадут свечи и книги.

"Книги, свечи предполагают определенную сумму пожертвования, и в этом случае ценники уместны. Но если кто-то, кто не имеет денег, попросит свечу или книгу бесплатно, ему ее бесплатно дадут", - сказал он в среду, отвечая на вопросы в ходе онлайн-конференции.

При этом священник подчеркнул, что на молитву обычно нет фиксированной цены, а там, где ценники по старинке еще висят, "люди должны знать, что это прямое нарушение указаний Святейшего патриарха".

"Так же как если человек не имеет что пожертвовать в связи с крещением или отпеванием, эти молитвы совершают бесплатно", - заметил он.

В заключение отец Всеволод напомнил, что в храмах торговля не ведется, а люди жертвуют средства за совершаемые таинства, молитву, книги, иконы и свечи, чтобы поблагодарить священника.

Елена_K

Что постоянные прихожане, что редко бывающие "захожане" православных храмов - все равно платят, в основном, далеко меньше пресловутой десятины от своего дохода. По себе знаю и по знакомым.

А в упрек нам эту жертву на храм ставят чаще всего те, кто исправно эту десятину платят своим пасторам. А также те, кто раз в год одну-полторы тысячи тратит за раз на сорокоусты в разные монастыри, куда принимают в книжной лавке (отослать), и сто рублей раз в полгода заходя в храм на свечи. Парадокс!

р.б. Михаил

Покупая свечи вне храма вы не только не делаете жертву, но и вводите в грех продающего вам свечи. Наценка на свечи не большая, а просто огромная. Это смущает тех людей. которые имеют возможность купить свечи оптом, а затем продать в розницу. Но это не жертва Богу. Если вас смущают цены, пожертвуйте деньгами, сколько сможете. И помолитесь.

р.б. Михаил

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 29, 2010, 12:05:04  
Смежный вопрос касается события изгнания торговцев из Иерусалимского Храма:
Цитировать«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» Ин. 2:13-17
Как это соотносится с тем, что в православных храмах люди берут свечи и дают за это деньги?

Меня смущает не сама торговля свечами, а толпы людей мешающих остальным молящимся. В г. Минеральные Воды, в соборе, лежат свечи. Каждый желающий может взять свечу и оставить сколько желает. По опыту знаю, оставляют больше, чем они стоят тут же. Но, "захожане" не берут эти свечи, а стоят в огромной порой очереди. Почему, не знаю. Боятся себя? Или не верят в такое счастье?

Игорь

Михаил, я и другое видел... В греческих храмах свечи также лежат свободно, за пожертвования, но наши люди узнавая что можно брать сколько хочешь, опускают доллар или мелочь какую, а "хапают" именно хапают, по другому к сожалению не могу сказать, десятком, да потолще, самых больших свечей, и натыкивают везде создавая толкатню:(((((

Священник Александр Усатов

Цитата: Игорь от июля 25, 2011, 10:44:07  
Михаил, я и другое видел... В греческих храмах свечи также лежат свободно, за пожертвования, но наши люди узнавая что можно брать сколько хочешь, опускают доллар или мелочь какую, а "хапают" именно хапают, по другому к сожалению не могу сказать, десятком, да потолще, самых больших свечей, и натыкивают везде создавая толкатню:(((((
К сожалению, это вошло уже в менталитет наших соотечественников. Видел такое :(

р.б. Михаил

Цитата: Священник Александр Усатов от июля 25, 2011, 11:59:17  
К сожалению, это вошло уже в менталитет наших соотечественников. Видел такое :(

Так может надо прояснять это прихожанам. Не только избранным, которые ходят в воскресную школу, каждое воскресение в храм и т.д. А всем. Что не свеча жертва, а дух сокрушенный. Но это может ударить по благосостоянию отдельных приходов.
Отец Александр меня простит, но другие? Я в основном посещая богослужения в хр. Иоанна Воина. основные свои пожертвования делаю в другой храм. Он нищий, не больше десятка прихожан, ему нужнее.

Священник Александр Усатов

Цитата: р.б. Михаил от июля 25, 2011, 12:34:12  
Я в основном посещая богослужения в хр. Иоанна Воина. основные свои пожертвования делаю в другой храм. Он нищий, не больше десятка прихожан, ему нужнее
Такие вещи нельзя писать в эфире.
«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» Мф. 6:3

Священник Александр Усатов

#10
Цитата: р.б. Михаил от июля 25, 2011, 12:34:12  
Цитата: Священник Александр Усатов от июля 25, 2011, 11:59:17  
К сожалению, это вошло уже в менталитет наших соотечественников. Видел такое :(
Так может надо прояснять это прихожанам. Не только избранным, которые ходят в воскресную школу, каждое воскресение в храм и т.д. А всем. Что не свеча жертва, а дух сокрушенный. Но это может ударить по благосостоянию отдельных приходов
Не совсем так.
Пожертвованные за свечу деньги как раз таки и являются жертвой Богу, т.е. тем, с чем мы готовы расстаться ради Него Самого и Его целей.
Другое дело, что от Бога невозможно откупиться никакими суммами. Ему ведь нужно наше сердце:
«Сын мой! отдай сердце твое мне» Прит. 23:26.
Если человек не собирается изменять свою жизнь и слушаться Бога, то его жертвы в любом виде Бог не примет:
«Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших» Ам. 5:21

У пророка Исаии это еще более выпукло выражено:
Цитировать«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» Ис. 1:11-15

Однако было бы неправильным заявлять, что жертвовать нужно лишь "дух сокрушенный".
Ведь любовь выражается не словами и помышлениями, а конкретными делами.
Цитировать«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто - нибудь из вас скажет им: 'идите с миром, грейтесь и питайтесь', но не даст им потребного для тела: что пользы?» Иак. 2:15-16
Если человек любит свою семью (в нашем случае - церковную общину), он будет не только с радостью о ней помышлять, но и физически содействовать ее благостоянию.
Ребенок в семье может кроме возвышенных мыслей о семейных ценностях реально подмести мусор и сбегать в магазин за хлебом.
Пожилой человек в силах вытереть пыль на кухне. А глава семьи обязан обеспечить семью всем необходимым, в том числе и финансами.

Понимаете эту притчу?
Любят не словами, а делами.
Точно также на приходе рады любому проявлению активности конкретного прихожанина. Один может за цветами ухаживать, другой с усердием поновляет деревянные конструкции храма.
Третий не имеет времени на работу в храме и просто жертвует денежку.

И таковых теперь большинство.
Мало тех, кто старается обеспечивать приход натуральным образом: своим временем, вниманием, богословскими знаниями, растительным маслом, воском, вином и мукой.
Здесь подробнее про это:
диакон Андрей Кураев. Откуда у церкви деньги?

р.б. Михаил

Цитата: Священник Александр Усатов от июля 25, 2011, 13:38:38  
Такие вещи нельзя писать в эфире.
«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» Мф. 6:3

Простите, не подумал.........

р.б. Михаил

Если я войдя в храм увидел очередь, и не желая в ней стоять опустил 50-100 рублей на пожертвование -  это не эквивалент покупке свечей? Надо минут 15-ть стоять. давиться, но купить свечи?
Или Бог не примет мою молитву?
Когда я говорил про "дух сокрушенный" я упустил этот момент.
Но знаете, почему люди покупают свечи? Они не хотят делиться с клиром. Многие думают, что священнослужители подобны бизнесменам..........Со всеми вытекающими.
Простите, но Вам же интересны правдивые мысли.

р.б. Михаил

Почему верующие, не будем об остальных, в паломничестве(т.е. в других приходах) тратят больше, чем за несколько лет в своем?
Нужно срочно обзавестись святыней :D . и посерьезней. Что бы со всей страны приезжали

Священник Александр Усатов

#14
Цитата: р.б. Михаил от июля 25, 2011, 18:03:20  
Но знаете, почему люди покупают свечи? Они не хотят делиться с клиром. Многие думают, что священнослужители подобны бизнесменам..........Со всеми вытекающими. Простите, но Вам же интересны правдивые мысли
Поверьте, священники знают о таких мыслях.

Что можно на это ответить?
Приведу притчу, рассказанную Святейшим Патриархом Кириллом:

Хорошо известна история, когда трем людям задали один и тот же вопрос. Подошли к трем рабочим, которые отесывали камни, и спросили: «Что делаете?» Первый говорит: «Я отесываю камень». Второй: «Я зарабатываю на хлеб своей семье». А третий: «Я строю храм». Три человека отразили три совершенно разных подхода к тому, чем они занимаются, и сделали это на основании своего внутреннего состояния.

Какую позицию изложил первый работник? «Отесываю камень». А дальше можно продолжить: «А что делать, есть-то надо, вот я и отесываю камень». Он ничего не видит дальше этой операции. Эта операция для него наверняка мучительна, трудна, может быть, даже бессмысленна. Но ситуация безвыходная: есть-то надо.

Когда работник делает то же самое, но думает о своей семье, то в этом труде уже присутствует его любовь к ближним. Ему очень трудно — так же солнце палит, пить хочется, и пыль идет от этого камня. Но он вспоминает жену, которая дает ему столько ласки, заботы, поддержки, радости, детей своих, думает о том, что нужно купить ребенку, как его в школу послать — и труд преобразуется. Труд перестает быть тяжкой обязанностью — это есть способ участия этого человека в жизни других людей.

А третий человек, который говорит: «Я строю храм»? Он понимает, что не он один строит храм, что вместе с ним работают плотники, каменщики, электрики, инженеры, дизайнеры, архитекторы... Но он понимает, что участвует в великом деле созидания чего-то значительного, что нужно людям. Он так же утомляется от знойной погоды, ему так же тяжело дышать от каменной пыли, но у него совершенно другое отношение к труду.

Отчего такие разные ответы? Оттого, что базисные ценности оказались разными. Если второго и третьего соединяет нечто общее — социальное, общественное измерение труда, то первый остается в стороне. Для него труд — тяжкая обязанность. Это даже не вопрос мотивации, это, если хотите, философия труда: что мы вообще вкладываем в понятие труда, как мы воспринимаем себя в системе деловых, трудовых отношений с другими людьми.


Жизнь сложнее, чем хочется думать. Более того, каждый человек в своем мировоззрении воспринимает мир и людей через призму своего опыта. Кто-то видит в человеке друга и образ Божий. Другой в этом же человеке видит конкурента и врага. Третий воспринимает ближнего как объект охоты, наслаждения и обогащения. Порой это уже совершенно звериное желание продать человека "на органы", как это показано в фильме "Ярик".
Ведь на самом деле за мальчика заплатили большие деньги. Но разве можно деньгами измерять человеческую жизнь?
Неужели мы до того опустились, что оцениваем деятельность человека, и тем более священника, лишь с точки зрения финансов?

Давайте на секунду отвлечемся от Церкви, и рассмотрим ту же проблему на примере человеческой семьи.
Ведь есть множество взглядов на суть семейной жизни.
1. Ребенок смотрит на свадьбу и смеется. Для него жених и невеста это два человека, которые решили надеть пышные и важные одежды и прокатиться на автомобилях с кольцами на крыше. Потом много покушать и не забыть про большой торт.
2. Подросток весьма цинично может воспринимать семейную жизнь. Для него это лишь штамп в паспорте и обязанность приносить жене зарплату. Ничего более высокого в семейной жизни вроде любви и самоотдачи он может даже не замечать.
3. Семейный человек прекрасно понимает, что в жизни семьи существуют и финансовые потоки, и обязанности, но не это в центре его внимания. Это вторичные измерения семьи. А живет он более высокими измерениями. Ведь в отличие от циничного подростка он способен любить.

Поэтому взгляд на священника как на бизнесмена я оцениваю как проблему отцов и детей, как печальное предубеждение, а не как реальную картину.

Вспоминается рассказ про слепого мальчика, который был уверен, что родители о нем плохо заботятся, пользуясь его физической ограниченностью. Плохо кормят, некрасивую одежду покупают и т.д.
Однажды родители решили его переубедить и сварили ему огромное количество пельменей.
Он их руками ощупал и говорит с огорчением: "О! Представляю, сколько же вы СЕБЕ пельменей приготовили!"...

Вот это и есть пример того самого предубеждения. Оно формируется в сердце однажды и потом не меняется независимо от реальных обстоятельств.