СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ

Автор Жердива Влада, ноября 14, 2011, 22:36:48

« назад - далее »

Жердива Влада

«Современное общество по праву именуется информационным: информация стала едва ли не ключевым фактором в созидании, а иногда, к сожалению, и в разрушении жизни людей. В этом содержится один из главных вызовов нынешнего времени», — сказал 30 января 2012 года Его Святейшество, обращаясь к архипастырям митрополий Русской Православной Церкви.
«С одной стороны, представители Церкви не должны поддаваться лихорадочному желанию угодить общественному мнению или стремлению разными сомнительными методами повлиять на людей. С другой стороны, нам нельзя игнорировать устремленность людей к новым — массмедийным — формам общения и познавания мира. Можно сказать, что в руках у церковных, епархиальных информационных работников сосредоточены механизмы, при помощи которых можно как привлечь внимание наших соотечественников к Православию, так и оттолкнуть от Христа», — заявил Предстоятель Русской Церкви.
При этом он отметил, что обращения, проповеди, призывы к борьбе с грехом мало кто услышит, если они не будут произнесены так, теми словами и с использованием тех каналов коммуникации, которые для сегодняшних людей стали уже наиболее привычными и удобными. «Поэтому здесь не оправдана никакая небрежность», — подчеркнул Святейший Владыка.

Жердива Влада

#46
5.02.2012 Сегодняшнее памятование святых новомучеников и исповедников Российских совпадает с первым подготовительным воскресеньем к Великому Посту, именуемым на языке церковного устава неделей мытаря и фарисея. [spoiler]Сегодня читалось Евангелие от Луки — притча о мытаре и фарисее, которые пришли в храм и каждый из которых по-разному прославлял Бога и обращался к Нему (Лк. 18:10-14). Фарисей, будучи человеком благочестивым в соответствии с ветхозаветным законом, благодарил Бога за то, что он не такой, как другие люди. А мытарь, сборщик податей, человек ненавидимый, презираемый и, конечно, грешный, — потому что какой же мытарь, находясь на своем месте, не думал о самом себе? Но вот этот несчастный, грешный и презираемый человек, придя в храм, не благодарил Бога за то, что он хороший, а только просил Бога быть к нему милостивым, — и, по слову Спасителя, ушел более оправданным, чем фарисей.
Мы приближаемся к поприщу Святой Четыредесятницы, к Великому Посту, и поэтому Церковь настраивает нас на самое главное, что является содержанием Поста. Церковь помогает нам на примере евангельских притч осознать, что есть подлинное покаяние. В течение Великого Поста мы будем слышать много слов о покаянии — и в Великом каноне святого Андрея Критского, и в проповедях, и в молитвословиях. Но сегодня, когда мы начинаем шествие навстречу Великому Посту, мне бы хотелось сказать, может быть, о самом важном.
В покаянии человек, осознавая и осуждая свой грех, беря обязательства его преодолеть, отказывается от самого себя или, по крайней мере, от огромной части своей собственной жизни — от привычек, от взглядов на окружающую действительность, на людей, на самого себя. Подлинное покаяние может совершиться только тогда, когда человек преодолевает свое эгоистическое «я» и отвергает то, что еще вчера было для него дорого, значительно, но что не вписывается в систему Божественных заповедей; когда человек осознает противоречие между своей жизнью и Божиим законом.
Но ведь каждый человек считает, что живет правильно, даже если совершает грехи. А уж если совесть очень укоряет, то мы умеем себя успокаивать, оправдывать. Мы сравниваем себя с другими, мы говорим, что мы гораздо лучше, чем сосед, чем сослуживец, а уж тем более лучше, чем начальник! Ну, а если есть грех — так кто же без греха? Мы привыкли себя оправдывать и защищать, — но покаяние, искренне приносимое, срывает все эти маски. Оно поставляет человека лицом к лицу перед правдой Божией, так что он отказывается от того, что считал своей жизненной правдой, от того, что всячески оправдывал в себе, в том числе ссылаясь на более отрицательный, как ему казалось, опыт жизни других людей. Итак, покаяние есть разрушение своей маленькой жизненной правды, которая пред лицом Божиим вдруг оказывается неправдой, и принятие Божией правды в сердце — как сейчас говорят, переформатирование своего сознания, своих ценностных установок, своих волевых устремлений.
Удивительно это совпадение праздника святых новомучеников и исповедников Российских с первым воскресным днем, подготавливающим нас к Святой Великой Четыредесятнице. Что же означает опыт мученичества и исповедничества? А это есть полное сораспятие Христу, полный отказ от себя, даже до смерти. У человека ничего не остается своего, даже жизни, — он все отдает Богу, он сливается с Богом, он становится Божиим человеком. Вот почему для мучеников и исповедников перед смертью не требовалось покаяние, вот почему в древней Церкви мученичество приравнивалось к крещению. Если мученичество принимал некрещеный человек, то никто не ставил вопроса, член он Церкви или нет, потому что кровь мученика очищала его от греха, соединяя с Богом, — то было крещение кровью.
Вот через такое очищение от греха прошла большая часть нашей Церкви. Более тысячи человек причислены к лику святых, а скольких мы не знаем, чьи имена просто исчезли, память о которых прошла, — сегодня мы молились за них, не причисленных к лику святых, но сопричастных подвигу мучеников и исповедников. Такова глубокая внутренняя связь между покаянием и мученичеством. Ведь покаяние — это тоже исповедничество, это некий отказ от привычного образа мыслей, это зафиксированное волей твердое желание идти за Христом, пересмотреть свою жизнь, это принятие на себя Божией правды и отторжение того, что еще вчера казалось моей человеческой правдой. И мученичество есть полное посвящение человека Богу, слияние с Богом в полном доверии, в полном отречении не только от каких-то своих человеческих заблуждений и прав, но даже от самой жизни.
Что же происходит, когда человек так соединяется с Богом? Удивительные слова мы слышали сегодня в послании апостола Павла к Римлянам — этот отрывок читается всякий раз, когда мы вспоминаем мучеников и исповедников. «Я уверен, — пишет апостол Павел, — что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина не могут нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). Эти громоподобные слова апостола должны всегда присутствовать в нашей памяти и в сознании: ничто не должно и не может нас отлучить от любви Божией, а значит, от общения и жизни с Богом, если мы самих себя посвящаем Ему.[/spoiler]

Жердива Влада

#47
На состоявшейся 3 февраля в Даниловом монастыре встрече Святейшего Патриарха Кирилла с министром связи и массовых коммуникаций РФ И.О. Щеголевым обсуждались вопросы создания безопасного Интернет-поля и защиты детей от информационного насилия. [spoiler] 
- В сфере, где Вы работаете, есть области, особенно волнующие Церковь, - это все, что касается нравственного измерения современного медийного пространства, которое является самым мощным фактором воздействия на человека, на его сознание, на его душу и от содержания которого будет во многом зависеть будущее не только России, но и всей человеческой цивилизации, - заметил Патриарх Кирилл.
Предстоятель так же поблагодарил О. И. Щеголева за создание Лиги безопасного Интернета и отметил, что Церковь безусловно поддерживает данную инициативу.   
- Тема медийного пространства, его наполнения, его влияния на душу человека – это то, над чем я сейчас больше всего думаю и то, о чем я молюсь, потому что именно здесь диавол с Богом борется, - сказал Патриарх Кирилл, отметив, при этом, что каждый, кто работает в этом поле должен понять на чьей он стороне.
Со своей стороны И.О. Щеголев заметил, что поддержка Церкви в таком деле, как создание безопасного Интернет-пространства очень важна как государству в целом, так и недавно созданной Лиге безопасного Интернета.
- Нам, конечно же, важно слово Церкви. Мы привлекаем и представителей других конфессий – они тоже входят в наш Попечительский совет, потому что проблема нравственности волнует всех, кто привык смотреть на мир через призму высших ценностей, - отметил министр.
Также во встрече приняли участие председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда и член Попечительского совета Лиги безопасного Интернета К.В. Малофеев.[/spoiler]

Жердива Влада

#48
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказал В.В. Путину опасение, что насаждаемая в народе идеология потребления может заместить национальную идею, разрушив тем самым традиции и культуру России.[spoiler]
«Очень важно понять, что выход из этих тяжелых 1990-х годов был совершенно особой страницей в многовековой истории нашего Отечества. Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить», – сказал Патриарх Кирилл на встрече председателя Правительства РФ с лидерами традиционных религиозных общин России.
«Это совсем не означает, что все мы согласны с каждым Вашим действием, со всем тем, что происходит в стране. У нас есть критические точки зрения, и я публично об этом говорю, никогда не стесняясь», – добавил он.
Предстоятель Русской Церкви отметил, что достижения России в 2000-е гг. помогли значительной части общества сформировать мировоззренческую основу и составить представление о национальном культурном коде.
«Но с другой стороны сегодня существуют и угрозы, о которых мне хотелось бы очень открыто и прямо сегодня сказать, они очень велики и опасны. В первую очередь это касается противопоставления нашей культурной традиции. Сегодня формируется цивилизация инстинкта. Она сформирована во многих странах. Что отличает эту цивилизацию? Идея потребления — иметь больше и тратить больше», – заметил патриарх.
«Посыл, который идет к нам, очень легко усваивается массовым сознанием. Потому что обращение идет не к сознанию, не к идее, не к нравственному чувству, а к инстинкту. Сегодня формируется цивилизация инстинкта. Она сформирована во многих странах. Что отличает эту цивилизацию? Идея потребления — иметь больше и тратить больше», – отметил он.
По мнению Патриарха Кирилла традиции — это механизм и способ передачи ценностей, которые не должны исчезнуть из народной жизни и которые необходимо сохранять, иначе разрушается национальная, культурная и духовная идентичность.
«Конечно, мы прошли через нищету и в советское время, и тем более в 1990-е годы, и поэтому понятно, что некоторые люди, получив какие-то средства, уж очень отождествили себя с этой философией потребления. Здесь есть некое историческое объяснение, почему это произошло. Но когда это становится чем-то похожим на жизненный идеал, это является опасным для жизни народа», – подчеркнул он.
«Потому что народ, особенно Россия — многонациональный, многорелигиозный народ, который находится на таких огромных пространствах, не может жить без идеи, без объединяющей идеи. Вот этот наш культурный код, он и есть наша национальная идея, которая воспроизводит каждое последующее поколение людей с точки зрения формирования их системы ценностей», – заключил Патриарх Кирилл.[/spoiler]

Жердива Влада

#49
Программа поддержки многодетных семей, участие религиозных НКО в конкурсах на реализацию проектов в социальной сфере, работа представителей традиционных религий в наблюдательных советах при социальных учреждениях, меры по сокращению абортов и помощи женщинам в кризисной ситуации – эти и другие вопросы обсудили председатель правительства РФ Владимир Путин и Святейший Патриарх Кирилл в ходе встречи премьер-министра РФ с руководителями религиозных общин России, состоявшейся 8 февраля в Даниловом монастыре.[spoiler]
Одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся на встрече, была тема демографии. «Если мы сократим аборты в 2 раза, исходя из цифры 4 млн, то за 20 лет у нас будет 40 млн населения только по программе сокращения абортов. А если к этому добавить программу стимулирования семей, рождаемости?!», – обратился к участникам встречи Святейший Патриарх Кирилл.
Инициативу помощи российской семье поддержал Владимир Путин. Премьер-министр выразил готовность «настраивать все государственные структуры на самое тесное сотрудничество с религиозными организациями» в этой сфере.
«Я сейчас посмотрел средства массовой информации: Русская Православная Церковь в Москве организовала Дом матери. Вот таких структур должно быть как можно больше. – добавил кандидат в президенты РФ. – Думаю, что, как я сказал, такие центры по поддержке семьи должны появиться в каждом субъекте, в каждом муниципалитете и именно с участием Русской Православной Церкви, других наших традиционных конфессий, религиозных организаций, а также социально ориентированных НКО».
В ходе беседы Владимир Путин привел данные опросов, согласно которым 84% граждан России выступают за участие религиозных организаций в сборе средств для нуждающихся. 73% — за создание церковных детских домов, более 80% — больниц и домов престарелых.
Председатель правительства РФ считает, что церковные некоммерческие организации должны иметь равные с бюджетными учреждениями возможности участия в конкурсах на реализацию федеральных и муниципальных проектов в социальной сфере. «Часто объединения, созданные при поддержке наших традиционных конфессий, откровенно говоря, и работают эффективнее, – подчеркнул Владимир Путин. –  Кроме того, государству следует поддержать участие представителей традиционных религий в работе наблюдательных советов при детских садах, интернатах, домах престарелых, тюрьмах и колониях. Нужно дать возможность священниками прийти туда, где их ждут».
Продолжая затронутую премьер-министром тему поддержки семьи, Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что, по официальной статистике, в 2011 году родилось 1 млн 814 тыс. детей, а сделано абортов было 1 млн 230 тыс. Неофициальная статистика говорит о 3,5-4 млн абортов.
«Сегодня общественное мнение склоняется к тому, что делать аборт или не делать аборт – это выбор самой женщины. Но ведь, даже уважая такой выбор, государство, которое озабочено состоянием демографии, должно подумать о том, что сделать для того, чтобы этот выбор в пользу аборта радикально сократился, – уверен Предстоятель Русской Православной Церкви. – Поэтому я благодарю Вас, что Вы сказали о том, что необходимо создавать социальные центры поддержки семьи совместно с приходами, с НКО, созданными религиозными организациями».
Святейший Патриарх предложил разработать адресную государственную программу материальной поддержки многодетных семей для демографически депрессивных регионов. «Мы готовы были бы вместе с государством участвовать в реализации таких программ», – подчеркнул Патриарх
Патриарх Кирилл приветствовал предложение премьер-министра РФ о равенстве условий участия государственных и муниципальных учреждений и НКО религиозных организаций в конкурсах.
«В секулярных демократических государствах, которые никогда никто не критикует за сращивание с церковью или с другими религиозными организациями, существует вот какая материальная поддержка, – продолжил Патриарх Кирилл. – В США 3 тыс. религиозных организаций, которые работают в социальной сфере, в год выплачивается более 2 млрд долларов. В Германии половина организаций, занятых в социальной работе, – это конфессиональные организации, объем финансирования — 20 млрд евро. Франция: 2 млн французских студентов учится в конфессиональных учебных заведениях, объем поддержки этих студентов со стороны государства — 1 млрд евро. Это порядок цифр. Может быть, сейчас кризис как-то внесет какие-то изменения, но это свидетельствует о том, что это общепринятая политика государства — взаимодействовать с религиозными организациями, в том числе на тех направлениях социальных, которые архиважные для процветания и благополучия народа».[/spoiler]

Жердива Влада

#50
22 февраля 2012 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре.

Предстоятель Русской Церкви выступил с программным докладом, посвященным современной ситуации в области национальной культуры.[spoiler]
Я рад приветствовать участников расширенного заседания Патриаршего совета по культуре. Благодарю всех, кто отозвался на приглашение и согласился принять участие в нашей работе.
О проблемах культуры можно говорить очень долго, и мы знаем, что такие дискуссии ведутся на разных площадках. И мнений здесь всегда будет много, как и оснований для споров относительно того, что происходит в сфере современной культуры. Кризис культуры, творчества, ответственность государства и самих представителей культуры за этот кризис — любимая тема «кухонных бесед» нашей интеллигенции. Дискуссия по этому поводу никогда не прекращалась и, наверное, в ближайшее время не прекратится. Может быть, это хорошо — вести такую дискуссию необходимо.
Культура любого народа — это живой организм со своими родовыми особенностями, организм, хранящий память и традиции предков. Культура продолжает жить независимо от того, заботятся о ней или пренебрегают. У нее самостоятельная жизнь. Только в одном случае, когда о ней заботятся, она расцветает и приносит благие плоды, в другом — загнивает, порождает уродства, приводит к моральному кризису общества, подменяется антикультурой, перерождается, как здоровая ткань организма перерождается в нежизнеспособную раковую опухоль.
Дискуссии о культуре должны вестись постоянно, главное — они не должны перерастать в бессмысленные разговоры и в предмет пререканий между людьми политически ангажированными, которые расставляют в этих дискуссиях идеологические акценты. Нередко бывает и так, что в таком споре каждый лишь стремится показать свое собственное «я», представить собственное мнение единственным мерилом истины. За редчайшими исключениями, я не слышал ни одного выступления представителя культуры на телевидении, в котором бы имплицитно не содержался такой подход. Даже если кто-то смиренно говорит «по моему мнению», то, взирая на выступающего, понимаешь, что, по крайней мере, для него именно это мнение является единственным. Такие споры — это, простите, проявление нарциссизма. Они, как евангельская смоковница, не приносят плода. А культура — это общее, народное достояние, и попечение о ней нельзя превращать в способ стяжания личной выгоды, необязательно материальной.
Наш Совет по культуре был создан полтора года назад для того, чтобы объединять усилия Церкви, представителей культуры, институтов гражданского общества в стремлении преодолевать негативные явления в нашей общественной жизни, в том числе в культурной сфере. Надеюсь, и сегодня, и в дальнейшей работе нам удастся выработать механизмы диалога, которые действительно приведут к важным положительным изменениям.
Но на каком основании вести сегодня диалог о культуре? Как известно, чтобы спор был продуктивным, его сторонам надо заранее договориться об основных понятиях, о базовых терминах и категориях. Так и в случае с культурой — мы не сможем добиться никаких позитивных перемен, если в обществе не будет, как теперь говорят, консенсуса, а по-русски, если кто еще помнит, согласия по поводу базовых ценностей — общего согласия по поводу того, что для нашего народа ценно, свято, непререкаемо, неотторжимо от национальной жизни, того, что действительно является фундаментом национального бытия.
Эти ценности в первую очередь лежат в нравственной плоскости, потому что нравственность неизменна. Если нравственность подвергается переменам, она теряет свое абсолютное значение для жизни людей. Релятивировать нравственность пытались очень многие, в первую очередь идеологи. Мы помним: «хорошо то, что хорошо для рабочего класса», «хорошо то, что хорошо для великой Германии», — и так далее. Но как только человек идеологизирует нравственность, как только он пытается подчинить ее определенной умозрительной идеологической схеме, так нравственность исчезает, потому что нравственность либо абсолютна, либо ее нет. А если нет нравственности, то нет и человека, нет человеческого сообщества, а есть нечто другое, что пока еще сложно определить.
Если говорить, что наши фундаментальные ценности лежат в области нравственности, то что это за ценности? Можем ли мы их перечислить? Эти ценности легко перечисляет мать, когда она воспитывает своего ребенка, когда она говорит ему простое слово «нельзя». И ребенок воспринимает это как материнскую заповедь. Он впитывает эти слова так, как он впитывал материнское молоко, и если заложенные в ребенка базисные нравственные ценности не подвергаются потом разрушению, то на их основе и формируется человеческая личность.
Для нас эти ценности просты — честь, жертвенность, правда, ответственность, справедливость, свобода как Божий дар. Все это хранилось веками в нашем национальном культурном коде. Именно эти ценности — их можно перечислять и дальше — это живое ядро, сердце отечественной культуры в противоположность суррогатам. А если нет этих ценностей, то какие бы явления ни относили к культуре, какие бы эпитеты к этим явлениям ни прилагались — «современное», «модернистское», «постмодернистское» — это не культура. Культура, утратившая базисные ценности, перестает быть культурой, становится антикультурой.
Никакой живой организм не может долго питаться синтетической продукцией — рано или поздно он заболевает. Так и общество, как живой организм, не может питаться псевдокультурой и глянцем — копеечными бульварными детективами вместо литературы, «звездными» шоу вместо настоящей музыки. Такая синтетическая «культура» тоже несет в себе некие «ценности» — псевдоценности потребительского «рая», любви к роскоши, легкомыслия, безответственности.
Псевдоценности ведут к деградации любого общества. Проблема только в том, что человек не видит этой деградации моментально. Действительно, есть виды человеческой деятельности, где ошибка или преступление видны немедленно. Ошибка хирурга определяется мгновенно, пока человек еще лежит на операционном столе. Ошибка политика видна с некоторого исторического расстояния. Ошибка священника видна в еще более длительной исторической перспективе — так же, как ошибки или преступления людей, которые разрушают культуру, несущую в себе базисные нравственные ценности.
Нам всем остается выбирать между живыми, подлинными ценностями и суррогатной продукцией, подменяющей собой настоящую культуру. Кто-то может возразить: «Ну не всем же и не все же время слушать и читать шедевры. И вообще дурной вкус — это не грех. Чего же Церковь так беспокоится?» Я предвижу такие вопросы. Да, дурной вкус — не грех, но на практике очень часто может привести к греху, к греховному состоянию. Поэтому воспитание вкуса имеет, в том числе, и духовное измерение. Не здесь ли источник великой фразы Достоевского, что красота спасет мир? Эстетика и нравственность — это понятия одного порядка. Там, где безобразие внешнее, там очень скоро может начаться безобразие духовное, потому что безобразие, разрушение гармонии — это вызов Богом установленному порядку миробытия.
Юрий Михайлович Лотман, с которым я имел счастье быть знакомым (по приглашению Итальянской академии наук мы вместе с ним участвовали в замечательной конференции в 1988 году в Италии, посвященной 1000-летию Крещения Руси), справедливо говорил, что «культура начинается с запретов». С этим, думаю, согласится любой гуманитарий, любой культуролог. Хотя сегодня, наверное, кто-то может откомментировать эту культурологическую аксиому и совершенно иным образом: «Ну вот, и здесь про цензуру». Нет, здесь речь идет не о цензуре, а о куда более важных вещах. Здесь речь идет о запретах, которые носят ценностный характер, о системе ценностных установок. Необходимые для спасения культуры запреты всегда несут в себе позитивный смысл, они всегда ориентированы на защиту ценностей. Нельзя убивать, нельзя воровать, нельзя лгать себе и ближним. Нельзя считать себя верующим человеком и брать взятки.
Но эти запреты, это начало культуры всегда — и исторически, и логически —имеют религиозную точку отсчета. «Нельзя» — не просто так. А какова точка отсчета? Мудрость того или иного философа? Мощь той или иной идеологии? Популярность того или иного политика? Авторитет того или иного писателя или культурного деятеля? Но все человеческие авторитеты —временные. Вечным является только Божественный авторитет.
Поэтому «нельзя» не просто так, а потому, что есть Бог, есть Его закон и Его любовь. Классической иллюстрацией к вышесказанному служат десять заповедей Моисея, семь из которых сформулированы в форме запретов. Но все они обретают смысл в своей основе, в первой заповеди: «Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2-4).
Сегодня нам надо создавать такие условия, при которых наше общество, в первую очередь молодежь, само будет отказываться от пошлости, от засилья того, что сейчас называется попсой, гламуром. Настоящая культура, то огромное богатство, которым мы обладаем, должна быть привлекательнее глянца, привлекательнее попсы. Главное — у общества должен быть реальный выбор между настоящей культурой и псевдокультурой. Книжные прилавки и эфирное пространство не должны заполняться только легкой, «жареной», коммерчески выгодной продукцией. Человек должен видеть вокруг себя не только глянец, но и настоящее творчество, искусство. Тогда можно будет сказать, что людям дан реальный выбор.
Но сегодня такой выбор отсутствует. Посмотрите телевизионные программы: разве можно соотнести весь этот мутный поток, который сегодня обрушивается, в первую очередь, на молодежное сознание, да и вообще на наш народ, с теми редкими проявлениями высокой культуры, сильного интеллекта, нравственного начала, которые в какие-то мгновения мы можем увидеть на телеэкране? А если говорить об Интернете? Ну, почему бы не провести когда-нибудь исследование: какой процент псевдо- и антикультуры — и, с другой стороны, культуры, возвышающей человеческую личность? Ведь все мы хорошо знаем, откуда произошло слово «культура» — от слова «культивировать, взращивать». А что взращивать? Самого себя, свой внутренний мир. Так вот, какой процент передач направлен на то, чтобы человек взращивал себя интеллектуально, духовно и эстетически, и какой — на то, чтобы все это разрушалось и подменялось, как я уже говорил, псевдокультурой?
Надо создавать механизмы поддержки нашей культуры с привлечением самых широких общественных групп. Забота о культуре должна стать общественным, народным делом — если необходимо, то и с долей участия со стороны государства. Один из таких механизмов — это общественное телевидение, которое предложил Президент Медведев. Эта тема обсуждалась с В.В. Путиным на недавней встрече с руководителями религиозных организаций.
Предметом нашей особой совместной заботы должно быть образование. Система воспитания, получения знаний, которые наша молодежь воспринимает в средней и высшей школе, не может быть полем работы исключительно государственных ведомств. Это глубочайшая методологическая ошибка. Образование имеет отношение к жизни всего народа. Ответственным за образование не может быть одно из ведомств. Даже правительство не может быть ответственным за образование. Нужно стремиться к тому, чтобы на основании широкого национального диалога был выработан совершенно иной подход к культуре, к образованию и, позвольте мне еще сказать, — к воспитанию.
Тот факт, что воспитание было исключено из образовательного процесса, тот факт, что образование стало связываться только с развитием и приобретением навыков, знаний и умений, как это описывается в Болонской системе, без всякого соотношения с тем, какой личностью на выходе этого процесса становится учащийся, — вот это и представляется делом очень опасным.
Сегодня воспитание лежит на плечах родителей, которые бесконечно заняты добыванием хлеба насущного или своими увлечениями, своим досугом, своими отпусками, своими поездками за границу, своими развлечениями. А дети нередко остаются где-то в стороне. Это не означает, что все семьи так относятся к воспитанию детей — есть прекрасные примеры, и их много. Но ведь многие дети воспитываются улицей, Интернетом. А что школа? А школа официально сняла с себя всякую ответственность за воспитание. Сегодня в школе не воспитывается личность — и программы, и учебники не предполагают воспитания личности.
Но если у нас нет этих воспитательных целей, то почему мы в таком ужасе от умонастроений нашей молодежи, от того, что происходит на улицах наших городов, от Манежной площади, от насильственных действий, от того, что девочки выбрасываются на улицу с крыш домов? Почему дети хотят убить своих родителей, а родители выбрасывают на свалку своих новорожденных детей?
Тема соединения воспитания и образования — это тема принципиальной важности. И от того, как будущая власть будет реагировать на эти вопросы, будет зависеть и поддержка со стороны народа, и эффективность политических действий, исходящих от этой власти. Время политесных заявлений прошло. Наступило время серьезного осмысления того, что происходит с нашим народом. Потому что никакие вздохи и причитания не помогут, если сегодня не сконцентрировать силы, не объединить усилия всех людей, у которых сохраняется любовь к Родине, забота о будущем, понимание важности сохранения базисных ценностей в основе народной жизни, важности формирования культуры на основании этих ценностей. А ведь все это может войти в сознание людей только через образование и воспитание.
Другими словами, именно через культуру, образование и воспитание усваивается национальный культурный код. Образование должно быть органичной частью нашей родной культуры, а не материалом для сухих методических экспериментов, апробации инновационных образовательных моделей, заимствованных извне. Это не значит, что мы должны чураться чужого опыта. Собственно говоря, и наше классическое образование XIX века не было аутентично российским — оно было немецким, но было так включено в наш национальный культурный контекст, что на выходе мы имели результаты не ниже, а часто выше, чем западноевропейские школы, работавшие по той же самой системе.
Задача заключается именно в том, чтобы самое умное, правильное и подходящее было включено в нашу систему образования, но без того, чтобы разрушать те элементы, которые несомненно работают и работают хорошо, а могут работать еще лучше. Нет гарантий, что модели и схемы, хорошо работающие в другой среде, приживутся в нашей культурной традиции, особенно если они не будут к ней адаптированы. Думаю, любые образовательные реформы и эксперименты должны проходить тщательную экспертизу и оценку со стороны не только образовательного сообщества, не только педагогов, но и со стороны культурного сообщества, должны становиться предметом широкой дискуссии.
«Когда та или иная культура чувствует, что приходит ее конец, она посылает за священником», — так выразился австрийский писатель Карл Краус. Эту цитату можно понимать по-разному. Сейчас, в контексте нашей встречи, я трактую ее так: когда культура переживает кризис, Церковь не может и не должна быть в стороне. Будущие поколения никогда не простят Церкви — Церкви XXI века в России — ее отстраненность от решения этих проблем.
И пускай никто нас не пугает клерикализацией. Это совсем другого порядка действия — это осознание ответственности за судьбу своего народа, за будущее своей страны. Церковь не может быть в стороне еще и потому, что основными ценностями, которыми живет наша культура, являются те ценности, которые хранит и передает из поколения в поколение Православная Церковь.
Я предложил вам свои размышления в надежде на то, что мы сможем сегодня обсудить эту тему и выразить свое отношение к сказанному. И, может быть, нам удастся выработать какие-то конкретные предложения, которые мы смогли бы направить в адрес будущей российской власти. Благодарю вас за внимание.[/spoiler]

Беснилян Ирина

У нас проблема в том,что православие у нас есть,но не такое,как должно быть.Многие отпали от Церкви,Бога;приняли новое учение -"свобода"(свобода во всем и везде,что хочу, то и делаю и многое другое).Беспредел на телевидении,массовое заражение всякими разными пропагандами,не понятные книги(не понятно чему учат) продают в книжных магазинах.Детский ум забит компьютерными играми и многим другим.Люди не то ,что уважать; помогать,любить друг друга перестали.Нужно прекратить беспредел связанный с телевидением,интернетом,в сферах массовой информации.Учить детей  в садиках не только считать и писать,но и слову божьему;в школе с самых начальных классов ввести урок православия,как основной предмет,то тогда все потихоньку начнет налаживаться.И обязательно с книжных магазинов убрать кники "черная магия,привороты,отвороты,заговоры,как сделать все по феншую ..." Без слова Божьего не будет культуры в обществе никогда.

Жердива Влада

#52
14 марта 2012 года в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами делегации Иерусалимского Патриархата. [spoiler]В составе делегации – архиепископ Константинский Аристарх, архиепископ Иорданский Феофилакт, а также представитель Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис). Во встрече приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов), сообщаем Служба коммуникаций ОВЦС.
Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал гостей, «посланцев Матери всех Божиих Церквей – Церкви Сиона, Церкви Святаго Града Иерусалима».
В ходе встречи Святейший Патриарх Кирилл выразил солидарность с христианами ближневосточного региона. «В результате дестабилизации политического положения на Ближнем Востоке десятки тысяч христиан столкнулись с угрозой своей жизни, – отметил Его Святейшество. – Эти политические события спровоцировали отток христиан из ближневосточных стран, и мы с великой тревогой взираем на то, что происходит. Мы опечалены, взволнованы, озабочены сокращением христианского населения в библейском регионе, в том числе под влиянием нынешних политических событий. Иерусалимский Патриархат несет особую ответственность как за сохранение святынь, храмов, так и за сохранение веры православной на Ближнем Востоке. Прошу передать мои слова поддержки Блаженнейшему Феофилу, Патриарху Иерусалимскому и всей Палестины». Святейший Владыка поделился воспоминаниями о своем первом визите в Святую Землю в 1969 году. «Прекрасно помню свое первое посещение храма Воскресения в Иерусалиме и молитву на Гробе Господнем, а потом беседу, которая состоялась у нас после литургии с отцом Даниилом, тогдашним хранителем Гроба Господня. В те времена само посещение Палестины группой паломников из Московского Патриархата было событием как для Русской, так и для Иерусалимской Церкви. Отец Даниил (который позже стал архиереем) вспоминал рассказы о русских богомольцах, которые наводняли Святую Землю в дореволюционное время».
По мнению Святейшего Патриарха Кирилла, сегодня мы переживаем расцвет паломничества, в том числе из стран, которые входят в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата. «Снова количество паломников из Руси исчисляется десятками, сотнями тысяч человек», – констатировал Святейший Владыка. «Сотни тысяч наших людей, посещая Святую Землю, приобщаются к духовному опыту литургической жизни Иерусалимской Церкви, становятся в момент своего пребывания там ее чадами. Я думаю, это самое большое достижение последних лет в наших двусторонних отношениях», – добавил он.
Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что придает большое значение деятельности Подворья Иерусалимской Церкви в Москве и Русской духовной миссии в Иерусалиме, которые осуществляют духовную связь между Церквами, представляют их традиции на канонической территории другой сестринской Церкви.
Глава делегации архиепископ Константинский Аристарх передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу благопожелания Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила и Священного Синода Иерусалимского Патриархата. «Мы передаем Вам благодать и благословение Святого Гроба Господня, а также Вифлеемской пещеры, где родился по плоти наш Спаситель Господь Иисус Христос», – сказал архипастырь.
Владыка Аристарх также поблагодарил за возможность молиться за торжественным богослужением в годовщину хиротонии Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также отметил важность уже состоявшегося в этот день собеседования с председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом, в ходе которого обсуждались вопросы двусторонних отношений между Иерусалимским и Московским Патриархатами. [/spoiler]

Раб божий Константин

15.03.2012 года.
Патриарх Кирилл признателен президенту Туркменистана за поддержку православия в стране
[spoiler]Русская Православная Церковь надеется на продолжение конструктивного диалога с Туркменистаном, направленного на созидание межрелигиозного мира и на укрепление общественного согласия, необходимых для стабильного развития государства.

Об этом заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем поздравительном послании на имя Гурбангулы Бердымухамедова по случаю его победы на выборах президента Туркменистана.

Как передает ашхабадский корреспондент Turkmenistan.ru, текст письма опубликован в сегодняшнем номере центральной газеты «Нейтральный Туркменистан».

Поздравив туркменского лидера с убедительной победой, патриарх выразил признательность за поддержку приходов Патриаршего благочиния Русской Православной Церкви в Туркменистане.

«Своей плодотворной работой на высшем государственном посту в течение ряда лет Вы снискали любовь сограждан и репутацию руководителя, радеющего о процветании своего Отечества», – говорится в послании.

Глава РПЦ пожелал президенту Туркменистана доброго здоровья, помощи Вышнего Творца и успехов в дальнейшем ответственном служении на благо народа страны.[/spoiler]

Раб божий Константин

14 марта 2012 года.
Патриарх Кирилл: Все великие достижения людей связаны с жертвой
[spoiler]14 марта 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось празднование Дня православной книги. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил собравшихся с праздником, особо приветствуя прибывшие на празднование многодетные семьи.

«Сегодня мы празднуем День православной книги, вспоминая жизненный подвиг тех, кто создал на Руси первую печатную книгу. – Сказал Предстоятель. –Радуюсь тому, что этот праздник мы отмечаем вместе с многодетными семьями. Поэтому я обращаюсь в первую очередь к вам, мои дорогие, — к мамам, папам, дедушкам, бабушкам, и к самим чадам — детям, которые составляют богатство этих семей. К сожалению, то, что еще недавно считалось великим счастьем и огромной радостью, воспринималось как дар Божий — наличие многих детей в семье, — сегодня порой отвергается по очень прозаическим причинам. Одни считают, что не хватает денег, чтобы поддержать многих детей, другие — что это требует слишком многих сил, самоограничения, что жертва слишком велика... И получается так, что многодетные семьи, которые были нормой для нашего русского общества, для великой России, сегодня становятся исключением. Церковь благословляет многочадие, благословляет материнство, благословляет родительский подвиг — именно потому, что в семье происходит воспитание следующих поколений. Когда семья большая, дети учатся самым важным навыкам — именно в семье. А наиболее важным навыком является способность человека делиться с другим, жертвовать, отдавать часть себя другому. Если же люди потеряют эту способность жертвовать собой ради других и ради высших целей, то человечество собьется со своего исторического пути».

«Все великие достижения людей связаны с жертвой, – подчеркнул Патриарх. – Ученый, работая над той или иной проблемой, делая открытие, жертвует собой, — он отдает свое время, свои силы. А разве не жертвует собой спортсмен, когда он участвует в соревнованиях, когда он готовится, когда он все время и все силы посвящает достижению цели? Там, где есть способность отдать себя, там есть рост и развитие, а единственный ребенок в семье живет в особых условиях. У него не развиваются навыки взаимодействия с другими, такому ребенку очень тяжело привить навык доброделания, чтобы он себя отдавал другим — а в многодетных семьях это происходит естественным образом. Поэтому Церковь благословляет многодетные семьи, и я радуюсь тому, что сегодня мы празднуем День православной книги вместе с вами».[/spoiler]

Раб божий Константин

15.03.2012 года.
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ПРИЗВАЛ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ СТРЕМИТЬСЯ К ЕДИНОМЫСЛИЮ
[spoiler]Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал всех членов Церкви оставить политические и иные разногласия и стремиться к единомыслию.

«Сегодня волны житейского моря бьют сильно, иногда с огромной опасностью для человеческой жизни. А потому в наше время, как, может быть, никогда, все те, кто пребывает в корабле Церкви, должны быть единомысленны», – сказал патриарх Кирилл в своей проповеди в храме Христа Спасителя.
«Хотя суета мира сего, хотя обольщения века сего, воздействуя на сознание и сердце верующих людей, стремятся их разделить, в том числе по политическим предпочтениям, по отношению к истории, к различного рода философским и историософским системам, мы должны, сознавая себя единой Божией командой на корабле Церкви, противостоять этим разделениям», – добавил он.

Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что верующие будут способны действовать сообща лишь до тех пор, пока в Церкви сохраняется понимание единства как величайшей ценности.
«Бог ведет каждого из нас своим путем. Он предлагает нам различные испытания, Он проводит нас через различные жизненные обстоятельства, когда каждый должен определить свое отношение к Богу и к этим обстоятельствам. Мы называем судом Божиим то, что произойдет с нами по окончании земного поприща», – заметил патриарх.
«Но в каком-то смысле каждый шаг нашей жизни является таким судом, потому что мы либо действуем по воле Божией, по Божиему закону, либо нарушаем его», – добавил Святейший.

По словам патриарха Кирилла, патриаршье служение есть в первую очередь служение церковному единству, и он благодарен архипастырям, духовенству, монашествующим и всем верующим людям за поддержку в своем служении.
«Я благодарю вас всех и в вашем лице всю Церковь за то, что мы вместе плывем в одном Богом созданном корабле, образуя некую единую команду, которая должна быть особенно сплоченной, дружной, единомысленной в то время, когда корабль попадает в шторм», – заключил Патриарх Кирилл. [/spoiler]

Раб божий Константин

Цитата: Беснилян Ирина от февраля 28, 2012, 19:49:31  
Учить детей  в садиках не только считать и писать,но и слову божьему;в школе с самых начальных классов ввести урок православия,как основной предмет
Вот это нам не надо! Прийдут учить детей неучи или сектанты. Или дети изначально будут говорить, что нам это с детства впихивали, теперь я атеист. Каждое решение для страны надо долго обдумывать.

Раб божий Константин

13.03.2012 года.
Патриарх Кирилл: «От того, что произойдет с нашей молодежью в самое ближайшее время, можно будет судить о том, что произойдет со страной»
Предстоятель РПЦ подчеркнул особое значение строящегося здания Патриаршего центра для проведения различных молодежных духовно-просветительских программ...
[spoiler]13 марта 2012 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководством Внешэкономбанка, сообщает Патриархия.Ru. В беседе, которая прошла в официальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре, приняли участие председатель Внешэкономбанка В.А. Дмитриев, директор департамента внешних связей В.С. Казбеков и заместитель директора департамента внешних связей Н.Г. Салманова.

Со стороны Русской Православной Церкви на встрече присутствовали руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий и наместник Свято-Данилова ставропигиального монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов).

В.А. Дмитриев проинформировал Святейшего Патриарха Кирилла о поддержке, которую Внешэкономбанк оказывает ряду церковных инициатив. В частности, глава банка заверил Его Святейшество, что в этом году будут профинансированы работы по строительству здания Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре, а также выделены средства на реализацию молодежных программ Центра.

В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл указал на значение, которое Церковь придает в наши дни работе с молодежью. "От того, что произойдет с нашей молодежью в самое ближайшее время, можно будет судить о том, что произойдет со страной, – сказал, в частности, Святейший Владыка. – Самое опасное – это то, что у молодых людей размываются ориентиры под воздействием средств массовой информации, посредством Интернета. Национальное самосознание, национальная идентичность, система базисных ценностей, сформированная в русле нашей духовной традиции, – теперь все это разрушается".

"Исчезает понятие подвига. Некоторые не понимают, зачем нужно защищать Родину; более того, не все понимают, что такое Родина, – для очень многих родина там, где лучше и комфортней жить, – продолжил Предстоятель. – Эти вопросы обретают сегодня очень важное общественное измерение, и поэтому мы употребляем значительные усилия, чтобы практически каждый приход Русской Церкви имел программу работы с молодежью".

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул особое значение строящегося здания Патриаршего центра для проведения различных молодежных духовно-просветительских программ как в рамках Московской епархии, так и на общецерковном уровне, и поблагодарил руководство Внешэкономбанка за финансовую помощь в деле сооружения этого важнейшего объекта церковной инфраструктуры столицы.
Русская линия[/spoiler]

Раб божий Константин

14.03.2012 года.
Святейший Патриарх Кирилл вручил Председателю ИППО Сергею Степашину орден «Славы и Чести»
[spoiler]14 марта 2012 г.
Сегодня, в среду 3-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Литургии Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви вручил Председателю Счетной палаты Российской Федерации, Председателю Императорского Православного Палестинского Общества Сергею Вадимовичу Степашину церковный орден «Славы и Чести». Затем состоялась презентация книги Святейшего Патриарха Кирилла «Тайна покаяния. Великопостные проповеди (2001-2011)».


На Литургии молились члены делегации Иерусалимского Патриархата: архиепископ Иорданский Феофилакт (Георгиадис), архиепископ Константинский Аристарх (Перистерис) и представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском архимандрит Стефан (Диспиракис).

На богослужении присутствовали заместитель руководителя Администрации Президента РФ А. Д. Беглов, председатель Счетной палаты РФ, председатель Императорского Православного Палестинского Общества С. В. Степашин и летчик-космонавт В. В. Терешкова.

По окончании богослужения митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий от имени полноты Русской Православной Церкви поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с 36-й годовщиной архиерейской хиротонии.



Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил награды Русской Православной Церкви. В числе награжденных — схиархимандрит Илий (Ноздрин), летчик-космонавт, Герой Советского Союза, депутат Государственной Думы РФ В. В. Терешкова и Председатель Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества С. В. Степашин.[/spoiler]

Жердива Влада

#59
«Мы глубоко скорбим в связи с кощунственными действиями, которые произошли в этом храме. И поэтому изнесение частицы Ризы Господней и Гвоздя от Креста Господня должно еще раз показать нашему народу, что мы все вместе являемся хранителями этих великих святынь, а значит, хранителями величайшей традиции веры, жертвенности, подвига, мужества, любви, взаимной поддержки, солидарности — того, чем мы были сильны. [spoiler]Сильны не потому, что у нас большая территория и много богатств, а именно потому, что вера православная проросла сквозь все поры народной жизни.Есть тревожное чувство, что если в XXI веке народ окончательно отвернется от своей веры, то это будет означать погибель России. И для того чтобы это не произошло, мы должны работать все — власть и Церковь, простой народ и интеллигенция. Сегодня наша работа должна быть направлена на то, чтобы разрушительная пропаганда, действующая, особенно на молодых людей, через средства массовой информации и Интернет, не переформатировала, как теперь говорят, сознание и душу нашего народа.Борьба идет именно за то, чтобы переформатировать Россию. И, конечно, все те, кто пытается это сделать, в первую очередь сталкиваются с Русской Церковью. Она стоит как твердыня, как крепость. Но ведь крепость сильна не своими стенами — она сильна своими защитниками. И как важно, чтобы сегодня народ наш понимал, что, защищая Православную Церковь, он защищает не одну из конфессий, не свой фольклор, не свои местечковые традиции — он защищает самого себя, свою индивидуальность, свою самобытность, свою историческую память».[/spoiler]