Возрождение Донской семинарии

Автор Священник Александр Усатов, октября 06, 2010, 18:23:02

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

6 октября 2010 года состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Решением Синода РПЦ Ростовское духовное училище преобразовано в семинарию.
Всем мои искренние поздравления! ::)
То, о чем так долго говорили (и многое сделали!) в нашей епархии, свершилось!!!

ЦитироватьЖУРНАЛ № 104
СЛУШАЛИ:
Рапорт Преосвященного архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде, о поступившем прошении Преосвященного архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона преобразовать Ростовское миссионерское духовное училище в Донскую духовную семинарию.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Преобразовать Ростовское миссионерское духовное училище в Донскую духовную семинарию.
2. Ректором Донской духовной семинарии назначить архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона.

Священник Александр Усатов


Священник Александр Усатов


Александр

Все-таки не ясно, каким образом произошло преобразование?

На сайте РМДУ написано: Преподавание ведется по программе Московской Духовной семинарии. Обучение четырехгодичное, по очной форме.
А на сайте МДАиС написано: Московская духовная семинария реализует стандарт богословского (теологического) образования. Основная образовательная программа подготовки специалиста в области православного богословия формируется из 39 обязательных дисциплин, составляющих не менее 80% часов, а также факультативных дисциплин. Срок обучения в семинарии5 лет.

И программа отличается значительно. Особенно языковой блок.

Священник Александр Усатов

видимо, теперь семинарии будут отличаться по категориям.
На данном этапе будем в четыре года вкладывать весь объем учения:)
Христос Свои учеников учил менее четырех лет.
Не в годах дело, а в качестве преподавания и желании учиться.

Александр


Священник Александр Усатов


Александр

А до этого как было?
Какая, так сказать, квалификация?

Священник Александр Усатов

Дело в том, что духовные заведения РПЦ лишь сейчас начали встраиваться в болонскую систему.
Ранее документы об окончании семинарий и академий были лишь внутренними церковными бумагами.
Тихоновский богословский институт (ныне ПСТГУ) первым получил гос.аккредитацию по специальности Теология. Поэтому его выпускники (бакалавры, специалисты, магистры) имеют дипломы гос.образца.
В последнее время к этому процессу начали присоединяться и семинарии. Например, Смоленская.
Это требует некоторых усилий. Например, вводить в сетку необычные предметы. Математику и информатику :)

Александр

В системе духовного образования РПЦ я до сих пор так и не разобрался.
Ясно, что: 1) после семинарии человек получает высшее образование (как бы старая система)
2) после академии - кандидат богословия или кандидат церковной истории
Но после, непонятно.
3) магистр богословия и доктор богословия. Как они различаются? Одно лишь ясно, что эти степени более высокие, чем кандидат.

Гос.аккредитация имее много минусов. Такие как, необходимость введения обязательных предметов, что ведет к снижению часов по остальным специальным дисциплинам.

Священник Александр Усатов

Вот что мне известно.
Выпускник ПСТГУ по заочной форме получает степень бакалавра.
Очник - магистра.
Защитивший диссертацию становится кандидатом богословских наук.

Александр

Цитата: Священник Александр Усатов от октября 09, 2010, 18:32:27  
Защитивший диссертацию становится кандидатом богословских наук.
Насколько мне известно в "Перечене научных специальностей (ВАК)" богословских наук НЕТ.

Пока выпускники ПСТГУ могут защищать диссертации по философским, историческим и др. наукам.
Но это пока.

Священник Александр Усатов

Вы правы, но это, кажется, должно вскоре прийти в соответствие с европейскими нормами

Священник Александр Усатов

По поводу поднятой Вами темы определенно высказался протод.Андрей Кураев в статье Спор двух Академий:

Отсюда – мой вопрос к уважаемым академикам. Представьте, что в ВАК («ВАК» - Высшая Аттестационная Комиссия; высшая экспертная инстанция, утверждающая присвоение ученых степеней и званий) поступают два текста. Оба написаны одним и тем же человеком. Методика их написания одна и та же. Одна диссертация – о Плутархе. Вторая – об Афреме Нисибинском. Чем исследование биографии, мысли и литературного наследия одного автора научно-предпочтительнее, нежели другого? Второй менее известен? Тем более – значит, в научный оборот вводится новый материал. Но на самом деле второе имя гораздо более известно, чем имя Плутарха. В более привычных озвучке и титуловании оно звучит как «преподобный Ефрем Сирин». Святой православной Церкви, чья молитва переложена Пушкиным («Отцы пустынники и жены непорочны»).

Да, забыл назвать имя автора обоих исследований - С.С. Аверинцев. Член-корреспондент Российской Академии наук.

Так отчего же один труд признается заслуживающим внимания ВАКа, а второй - нет? Из-за национальности, имени, веры исследуемого автора? Или из-за того, что исследователь соглашается с мировоззрением исследуемого им писателя? Пушкинистам, значит, запретим соглашаться с Пушкиным, исследователям творчества Толстого запретим соглашаться с Львом Николаевичем, а тем, кто изучает Достоевского, запретим выражать согласие с Федором Михайловичем? Вывесим на дверях ВАК объявление – «Диссертанты не имеют права солидаризироваться с мировоззренческими суждениями исследуемых ими авторов»? Снова хотите ввести мировоззренческую цензуру?

А точно ли согласие со взглядами исследуемого писателя есть препятствие к научному исследованию его жизни и творчества? Или, напротив, помощь?
...
Отказ «ВАК»а в признании теологических дипломов означает нарушение международных обязательств России. Есть Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» от 11 апреля 1997 года (ETS №165). Она ратифицирована Россией 25 мая 2000 и вступила в силу (для России) 1 июля 2000 г. Согласно этой конвенции, Россия признает дипломы европейских университетов. Но во многих из этих университетов есть теологические факультеты и кафедры. В университете Страсбурга, например, целых два теологических факультета (католический и протестантский). Мне лично доводилось читать лекции на теологических факультетах Софийского, Белградского, Бухарестского университетов. Европа признаёт эти дипломы. Значит, признает их и Россия.

Но тут уж начинается некая дикость: диплом португальского теолога Россия признаёт, а свое, российское, не ценит. Что еще «страншее» - если мы отправим семинариста на учебу к европейским теологам, то российское государство признает его диплом и степень. А его однокурсник, отучившийся и защитившийся здесь, останется для родной страны псевдоученым.
кадемики сомневаются, будет ли научным образование, полученное не в их, а в нашей, духовной, Академии. Законное и уместное сомнение. Но ведь Церковь не говорит: «мы, мол будем учить по нашему и не скажем чему, а вы потом эти изготовленные нами черные ящики примите на работу к вам!». Церковь предлагает государству (в лице ВАК и Министерства образования и науки) разделить ответственность за образование и судьбу религиозной молодежи.

Мы открываем для государственного контроля часть нашей жизни: качество, методику и содержание нашего теологического образования. Пусть у государства будет принятый и разработанный им образовательный стандарт по теологии и оно проверяет, исполняем ли мы его. Но, соответственно, и вы тогда признайте свою ответственность за результат ваших проверок. Если государство само признает, что качество нашей образовательной и научной работы соответствует принятым государством же стандартам, то пусть не пугается этих дипломированных вами наших выпускников, и, если те пожелают сотрудничать с государственными административными или образовательными учреждениями, не чуждается их.

Если у ВАКа есть подозрения в научности теологических диссертаций - то ведь мы как раз и просим ВАК проверять наши научные труды именно на соответствие критериям научности, принятым в светской науке. Церковь дает ВАК право оценивать работы ее людей. Умно ли это квалифицировать как «внедрение церкви в государственный орган»?


Священник Александр Усатов

Меня тоже задевают эти двойные стандарты.
Заявления о том, что наше образование должно быть "светским" отнюдь не мешает в детских библиотеках размещать книги о греческих богах (в оригинале о них страшно читать), а на научно-практических конференциях делать доклады о Платоне и его философии.
Детей в школе учат праздновать расхристанный день влюбленных и языческий Хеллоуин. При этом про Пасху рассказывать запретят.
А теперь вопрос: что будет, если мы попытаемся разместить там православные книжки и сделать доклад с православным уклоном?
Нам укажут на светский характер образования... :(