С чего начать изучение Священного Писания

Автор Священник Роман Зимин, августа 24, 2010, 21:32:16

« назад - далее »

Священник Роман Зимин

Приходилось слышать, как некоторые, приступая к изучению Священного Писания, решали начать сначала - с Ветхого Завета. И конечно, часто ни к чему хорошему это не приводило. Почему бы не издавать Библию с Новым Заветом в начале? :)

Давайте обсудим, как лучше изучать Библию, какие есть для этого вспомогательные пособия.

Священник Роман Зимин

О себе могу сказать, что первое знакомство со Священным Писанием по "Детской Библии" надолго оставило о себе благоприятное впечатление. Потом был "Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского. В изучении Ветхого Завета пока я ограничился практически одним учебником иерея Геннадия Егорова. Новый Завет понравилось изучать по "Четвероевангелию" архиепископа Аверкия Таушева и "Евангельскому синопсису" ПСТГУ.

Священник Александр Усатов

Действительно, это весьма распространенная ошибка: начать читать Библию с самого начала, увязнуть на седьмой главе и отложить это дело в сторону.
Равно как некоторые начинают читать Новый Завет с первой страницы, вязнут в бесконечных родословиях (Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию) и откладывают чтение совсем.

Поэтому совет такой.
Начинать можно действительно с Детской Библии. Там выбраны характерные сюжеты и все подано в доступной форме. Даже с картинками :)
Точно также в книге Закон Божий дан связный текст, описывающий историю спасения без погружения в тонкости ветхозаветных обычаев.
Более серьезный уровень, но, как мне кажется, и более интересный, это прочесть книгу еп.Вениамина (Пушкаря) "Священная Библейская История".
Теперь она издана в соединении с историей Нового Завета, что делает ее еще более важной.
В сети легко найти электронное издание этой книги.
А учебник о.Геннадия Егорова стоит читать людям подкованным. Не всем он сразу подойдет.

Священник Александр Усатов

#3
Что касается чтения Нового Завета, я бы советовал начинать чтения с Евангелия от Матфея или Луки. Ведь Евангелие от Иоанна весьма возвышенно и для новоначальных его читать сложнее.
Из пособий кроме указанного ранее могу посоветовать доступное изложение у архиеп. Аверкия Таушева "Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета"
Из святых отцов посоветую толкования на Евангелия блж. Феофилакта Болгарского

В электронной библиотеке ПСТГУ можно найти эти пособия и толкования

Священник Александр Усатов

#4
Рекомендую посмотреть передачу «Церковь и мир» от 24 июля 2010 года с митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Тема программы – Евангелие. Насколько достоверны описанные евангелистами события? Почему Церковь использует, помимо Евангельских текстов, еще и апокрифические? Как сочетается Писание и Предание?

Игорь

Я тоже думаю, что хорошо начинать с Нового Завета, с Евангелия от Луки, которое на мой взгляд будет легче восприниматься читающим. Хотя приходилось много общаться с людьми умными и образованными, которые так и не смогли (надеюсь пока еще) прочесть Библию, причем это касается как Ветхого, так и Нового Завета. Начинают читать, как они сами рассказывают, и ничего не понимают, смысла не видят и не улавливают мысли. Причем большинство брало в руки эту книгу ради интереса, что же там такого написано! И не поняв, откладывали в сторону надолго. Сам был такой, когда много раз открывал, и читал, и ничего не понимал.... Как то мысль уходила в сторону постоянно. Уже потом, когда открыл Евангелие не ради интереса, а из желания узнать правду, из стремления к Богу, тогда к удивлению своему оно приоткрылось, стал что то запоминать, обдумывать. И в этом помогали и толкования Святых Отцов, и походы в храм на Литургию, и проповеди священника с объяснением прочитанного отрывка из Евангелия, да и само желание и жажда знания и познания! Поэтому я считаю, что кто открывает Библию ради интереса, думая прочесть ее как простую книгу, то это просто не получиться! Она так и будет лежать отложенная в сторону до следующего раза, если конечно этот раз наступит....

Священник Александр Усатов

#6

Священник Александр Усатов

«А когда садишься читать и слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря:
«Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою, потому что пришлец аз есмь на земли. Не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18,19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое» (преп. Ефрем Сирин)

Священник Александр Усатов

Вот еще молитвы перед чтением Писания.

Молитва на литургии перед чтением Евангелия:

Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва свят. Иоанна Златоуста пред чтением или слышанием слова Божия

Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь.

Еще одна:
"Господи, я сейчас буду читать Евангелие, в котором рассказывается о жизни Господа нашего, Спасителя Иисуса Христа. Каждое его слово – это слово из вечности, это Божие слово мне лично. Благослови меня, помоги мне умом открыться, сердцем быть чутким, и помоги быть бесстрашным. Потому что я непременно набреду на такие места, которые будут требовать перемены моей жизни, перемены моего отношения к людям, к себе самому, и мне будет страшно этой перемены. Помоги мне стать мужественным, дерзновенным, но и мудрым..."

Татьяна

Как-то я услышала замечательные слова: "Когда мы молимся, мы говорим с Богом; когда мы читаем Священное Писание - Бог говорит с нами".
Мне кажется, очень важно понять, что слова Священного Писания - это именно слова Божии. Слова, которые сказали не евангелисты даже, не пророки, а Бог через евангелистов и пророков сказал слова, которые собраны и передаются из поколения в поколение вот уже столько веков и даже тысячелетий. Собственно, это мы и чувствуем, когда читая Евангелия,  замечаем, что в один момент для нас вдруг вспыхнуло одно место из Евангелия, а в другой момент - другое. И эти вспышки совершенно не зависят от нашей воли. Если в молитве мы обращаемся к Богу с заведомо известными нам прошениями, благодарениями, молениями, то при чтении Евангелия никогда на знаешь, что вдруг высветится особенно ярко. Помню, как много лет назад меня спросили: какое ваше любимое место в Евангелии. Я не смогла ответить. Потому что именно так и происходит: каждый раз при чтении Евангелия открывается что-то новое, сегодня - одно, завтра - другое. Потому что открываем не мы, а открывает нам Бог.

Священник Александр Усатов

ЦитироватьЕсли в молитве мы обращаемся к Богу с заведомо известными нам прошениями, благодарениями, молениями, то при чтении Евангелия никогда на знаешь, что вдруг высветится особенно ярко.
А мне кажется, что и в молитве казалось бы известные прошения могут и должны каждый раз по-новому освещать нашу душу.
Чужие слова нам стоит сделать своими.

Татьяна

Дорогой отец Александр, я ничуть не хотела умалить роль молитвы. Но речь идет о том, с чего начать изучение Священного Писания. И, как мне думается, прежде всего хорошо бы подумать о том, что в целом огромном море книг, существующих на белом свете, есть одна, в которой запечатлены те слова, которые сказаны не человеком, пусть даже самым умным, а Богом. Осознание этого должно помочь относится к слову Божию с вниманием и полным доверием.

Священник Александр Усатов

Очень точно сказано.
Мы вот называем себя религиозными людьми, а религия по определению есть связь и соединение.
Вопрос: в чем проявляется наша связь со Христом? Мы слушаем Его или лишь узнаем о Нем?
Знать Бога и знать о Боге - это разные вещи.
Поэтому и наша сознательная молитва, и такое же сознательное чтение Евангелия - непременный атрибут религиозной жизни.

Другое дело, что нам сложно воспринимать Слово Божие в отрыве от церковного опыта. Поэтому нам стоит читать Евангелие с комментариями святых отцов. Полезно и современные пособия изучать.

Татьяна

#13
Совершенно с Вами согласна, отец Александр, приступать к Священному Писанию лучше всего совместно с  толкованием святых отцов. И мне кажется, что чтение  Толкования на Евангелие от Матфея свт. Иоанна Златоуста могло бы быть очень плодотворным. По ходу дела святитель Иоанн Златоуст совершает экскурсы и в книги Ветхого Завета, и в другие Евангелия, и в Послания Апостольские, выявляя связи между различными текстами, которые новичку не так-то просто обнаружить. При этом возникает ощущение единства всех книг Священного Писания, их взаимопроникновения друг в друга. Кроме того, комментарии святителя Иоанна Златоуста вселяют надежду в тех, кого лицезрение  "множества согрешений" способно ввести в уныние. Вот как, например, он толкует довольно трудное место из Евангелия от Матфея:
ЦитироватьПосмотри на хананеянку, и послушай, что Господь сказал ей: "Несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом" (Мф XV, 26). Почему же Он сделал, если это не добро? По неотступной просьбе жена достигла этого добра, дабы ты знал, что чего мы недостойны, того делаемся достойными чрез неотступную просьбу.
Я сказал это для того, чтобы ты не говорил: я грешник, я не имею дерзновения, у меня нет молитвы. Кто не думает, что он имеет дерзновение, тот имеет дерзновение, но кто думает, что он имеет дерзновение, тот потерял дерзновение, подобно фарисею, а кто считает себя отверженным и презренным, тот особенно и будет услышан, подобно мытарю. Посмотри, сколько ты имеешь примеров: хананеянку, мытаря, разбойника на кресте, упомянутого в притче друга, просившего трех хлебов и получившего не столько за дружбу, сколько за неотступную просьбу. Если бы каждый из них сказал: я грешник, я стыжусь, и потому я не должен приступать, то не имел бы никакого успеха. Но так как каждый из них взирал не на множество грехов своих, но на богатство Божия человеколюбия, то получил дерзновение, осмелился, и, будучи грешником, просил не по достоинству своему, и каждый успел в том, чего желал. Будем же помнить все это и соблюдать; будем молиться непрестанно, бодрственно, с дерзновением, с благими надеждами, с великим усердием... и непременно получим все полезное, потому что человеколюбив Подающий, и не столько мы желаем получить, сколько Он желает подать. Итак, зная все это, хотя бы мы погрузились в крайнюю бездну нечестия, не будем и тогда отчаиваться в своем спасении, но приступим с благою надеждою, убедив самих себя, что мы непременно получим, чего просим, если станем просить согласно с установленными Им законами.

Священник Александр Усатов

Приведу интересные размышления из учебного пособия по Ветхому Завету свящ.Геннадия Егорова:

Преподобный Симеон Новый Богослов сравнивает Священное Писание с неким сундуком крепким, внутри которого заперто сокровище. И он говорит, что "как если кто поднимет этот сундук на плечи, не может еще по одному этому видеть сокровище, которое внутри него, - так, если кто прочитает и даже на память, заучит все Божественные Писания и может прочитать их все как один псалом, - не может по одному этому постигнуть благодать Святого Духа, которая сокрыта в них; ибо ни того, что находится внутри сундука, нельзя обнаружить посредством самого сундука, ни того, что скрыто в Божественных Писаниях, нельзя открыть посредством самих писаний".
Он говорит, что такой человек, который выучил Писания даже наизусть, но механически, подобен тому, кто носит этот сундук на своих плечах. Самое большое, что он сможет добиться - это заработать себе какую-нибудь болезнь спины от усердия и все, а сокровища он таким образом достать не сможет.
А вот исполнение заповедей, исполнение добродетелей здесь куда полезнее, - он говорит, что "от заповеди рождаются добродетели, а от добродетелей явными делаются таинства, сокрытые в букве Писания. Тогда преуспевают в добродетелях, когда хранят заповеди и, опять, тогда хранят заповеди, когда ревнуют о добродетели, - и от этого уже открывается дверь ведения - то есть, те таинства, которые скрыты в божественном Писании". Так что, видите, оказывается, что, конечно, нужно ревновать о чтении Священного Писания, нужно стараться о том, чтобы знать его как следует, но окончательную пользу можно получить только тогда, когда мы с вами стараемся то, что в Писаниях для нас открывается, применять в своей жизни.