Христос - истинный Бог Яхве

Автор Священник Александр Усатов, сентября 11, 2011, 20:35:33

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Яхв? или Ягв? (Исх.3:14,15), крат.форма - «Ях», «Иаг» (Пс.67:5)) (???? [йод-хе-вав-хе] от архаичного евр.гл. hajah (хайа) – «быть», что подразумевает «бытие само по себе, или «бытие как присутствие: здесь, рядом с кем-то, в отношении к кому-то») - в древнееврейских священных книгах имя единого трансцендентного Бога, Творца мира, являвшегося праотцам, Моисею и пророкам, спасшего древних израильтян из египетского «дома рабства»  в землю обетованную, заключившего с ними Завет и давшего им Закон.

1. Септуагинта приобщает Имя к миру греческой мудрости и превращает «эхье ашер эхье» (Исх.3:14) в философское ??? ???? ? ?? («Я есмь Сущий», «Я действительно  являюсь Тем, Кто существует»). Называя Себя «Сущим», Бог даёт понять, что «Он один поистине существующий... ибо в Себе Самом сосредотачивает всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится... Он бесконечно выше всякого тварного бытия, поэтому всё находящееся вне Его, противопоставляется Ему как «не-сущее», как бытие кажущееся» (свт.Григорий Нисский).

2. Назвав свое имя как «Я есмь», «Я присутствую», точнее, «Я буду (присутствовать)», Бог тем самым позвал Свой народ в путь за Ним. Здесь имеется в виду Присутствие, которое можно понять, испытать, только пойдя за Богом. Только в этом пути можно познать, каков Бог на самом деле, иначе ответ «Я есмь Тот, Кто Я есмь» так и останется бессодержательным отказом ответить. В Исходе Бог начал раскрывать содержание Своего имени. Это был первый, а потому уникальный, но не последний опыт такого рода: с самого начала истории Исхода непрестанно повторяется фраза: «и узнаете, что Я Господь (Ягве), Бог ваш» (Исх.6:7;16:12 и др.).
Таким образом, тетраграмматон означает Бога, открывшегося Моисею и через него - народу, как Бога присутствующего: «Я есть Тот, Кто Я есть (для вас) – действительно и истинно Присутствующий, Готовый помочь и действовать».

3. Если в Ветхом Завете Бог открывается как Яхве (Сущий), то в Новом Воплощенный Логос во всей полноте открывает Бога (евр. Иехошуа - «Яхве спасает») - в самом имени Мессии присутствует священное имя Яхве, в котором подчеркивается не величие и слава Яхве, но Его спасительная сила. Греческий эквивалент Имени Божия  ??? ???? последовательно используется в Новом Завете как термин для выражения божественности Сына Божия, Его посланничества в мир и единства с Отцом (Ин.8:24,28,58, 13:19, 18:5-9, ср. Исаия 43:10), а ветхозаветные тексты, где идет речь о Яхве, прилагаются к Лицу Иисуса Христа (Ис. 45:19-25 - Ин. 18:20, Пс.96:5-12 - Евр.1:6-14, Ис.45:21-23 - Фил.2:10-11, Ис.8:13-16 - 1Пет.2:2-16, Иер.17:10-27 - Откр.2:10-23, Ис.40:3-31 - Дея.19:4-40, Ис.41:4, 44:6-28, 48:8-22 - Откр.1:17-18, 2:8-29, Ис.31:5-9, Вт.32:11-12 - Мф. 23:37-39 и др.).

Имя Иегова (Yehowa, Jehovah) никогда в древности не существовало и тетраграмма так не читалась. Когда масоретский текст был дополнен значками гласных звуков (по-видимому, уже в VI-VII вв.) и к согласным Й-Х-В-Х были добавлены гласные от слова Адонай-Господь (причем по правилам евр. языка первое А стало произноситься как Э), то как результат некомпетентности средневековых переводчиков возникло прочтение и написание «Й-Э-Хо-В-А-Х» или «Иегова». Обычно считается, что первым данную транслитерацию использовал в 1518 г. исповедник папы Льва Х Петр Галатин. Имя «Иегова» использовалось христианскими теологами, учеными, литераторами вплоть до сер. XIX в., когда Г.Эвальд показал, что его следует читать как Яхв? или Ягв?.

Священник Александр Усатов

Между прочим, Ваш покорный слуга составлял Краткий религиозно-богословский терминологический словарь.
Там можно почерпнуть сведения о религиозных терминах.

Анна Донских

 ??? очень интересно! спасиБО, батюшка!

Елена_K

Цитата: Священник Александр Усатов от сентября 13, 2011, 11:51:41  
Между прочим, Ваш покорный слуга составлял Краткий религиозно-богословский терминологический словарь.
Там можно почерпнуть сведения о религиозных терминах.
Словарь и правда довольно краткий. Достоинство его в простоте изложения. Ценно, когда образованный человек умеет выражаться простым хорошим русским языком, чтобы всем было понятно.

Будет ли словарь пополняться?

Священник Александр Усатов


Сергей Девятко

Продолжим.В выше указанной книге арх.Феофан Быстров об имени Яхве пишет следующее:'' ''Я есмь сущий...Так скажи сынам Израилевым:Сущий послал Меня к вам''(Исх.3:14)В приведённых божественных словах тетраграмма,как это видно из еврейского текста,поясняется глаголом (hайа) быть,взятым в форме Qal во втором аористе.''(стр.70)Что это значит?Цитирую сноску внизу:

Сергей Девятко

''Вторым аористом в старых грамматиках(напр.,И.Г.Троицкого,1897г.) называли то,что сейчас называется имперфектом и СООТВЕТСТВУЕТ ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ НАШЕМУ БУДУЩЕМУ ВРЕМЕНИ(см.Т.О.Ламбдин.Учебник древнееврейского языка.М.,1998).Что означает имперфект?Имея в наличии указанный учебник Т.О.Ламбдина немного поздней редакции (2003г.),смотрим 91й параграф ''Значение имперфекта'',откуда узнаём,что в данном случае имперфект означает будущее время (я буду),а также может означать постоянное,регулярно повторяющееся действие(я всегда буду).Итак,тетраграмма могла указывать не на настоящее,а на будущее время.Следует ниже привести мнения учёных по этому поводу:нном случае имперфект означает будущее время (я буду),а также может означать постоянное,регулярно повторяющееся действие(я всегда буду).Итак,тетраграмма могла указывать не на настоящее,а на будущее время.Следует ниже привести мнения учёных по этому поводу:

Сергей Девятко

''Первым в историческом порядке здесь является толкование,высказанное уже Гуссетом,но продолжающее находить себе сторонников и в наст.время,особенно в литературе английской.Ключ к раскрытию богословского смысла тетраграммы понимание это усматривает в известном хоривском истолковании тетраграммы,которое здесь понимается своеобразно.Глагол ('эhъйе) в выражении ('эhъйе 'ашер 'эhъйе),по этому воззрению,нужно понимать относительно и,в частности,относить к будущему времени...(продолж.цит. ниже)

Сергей Девятко

...Всё выражение оттого получает смысл:''Я буду,чем Мне следует быть'',т.е.проявлю Себя в свое время в известном отношении к человечеству.Характерную особенность этого понимания составляет то,что будущее берется в нем не в общем значении неопределенного будущего,а в частном,в смысле определённого будущего исторического события.Таким признается здесь ЦЕНТРАЛЬНОЕ В ДОМОСТРОИТЕЛЬНОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СОБЫТИЕ ВОПЛОЩЕНИЯ БОГА СЛОВА,которым одним в настоящем случае весь смысл тетраграммы и исчерпывается...(продолж.цит.ниже)одним в настоящем случае весь смысл тетраграммы и исчерпывается...(продолж.цит.ниже)

Сергей Девятко

...Сообразно с этим,вместо исконного  o on (Сущий),которое находим ещё у LXX в Исх.3:14,тетраграмма передаётся здесь встречающимся,собственно,в новозаветной литературе более конкретным  o erhomenos-грядый(Мф.11:3;Отк.1:4,8;4:8).И в самом этом  o erhomenos усматривается указание на обещанное семя жены,или Мессию,пришествие которого ожидалось всеми ветхозаветными праведниками''(арх.Ф.Быстров,книга та же,стр.91-92)2)

Сергей Девятко

Говоря простыми словами,группа учёных считала,что имя Яхве(Я буду),в ветхозаветные времена в своём узком смысле означало будущее воплощение Христа(подразумевается-''Я буду''Человеком) и как-бы стрелкой указывало на него.Мне тоже нравится эта точка зрения,потому-что она объясняет отсутствие имени Яхве в Новом завете(владыка Феофан этого момента в своём труде не коснулся)Если в Ветхом завете говорилось ''Я буду'',указывая на будущее время,то в Новом завете по этой схеме такое выражение станет неактуальным,а значит неупотребляемым,ибо ожидаемое будущее свершилось.Это как например едем в Иерусалим и видим таблички-указатели к нему,а въехав в город табличек не найдём,потому-что пункт достигнут и последующие указатели лишь введут в заблуждение.Возможно именно поэтому к уже Воплощённому корректно не употребляют имя Яхве(Я буду),дабы не ожидали уже иного Мессию,то в Новом завете по этой схеме такое выражение станет неактуальным,а значит неупотребляемым,ибо ожидаемое будущее свершилось.Это как например едем в Иерусалим и видим таблички-указатели к нему,а въехав в город табличек не найдём,потому-что пункт достигнут и последующие указатели лишь введут в заблуждение.Возможно именно поэтому к уже Воплощённому корректно не употребляют имя Яхве(Я буду),дабы не ожидали уже иного Мессию

Сергей Девятко

Однако владыка Феофан отчасти критикует данную точку зрения,приводя мнения других учёных:''Крузий не отрицает,что тетраграмма имеет отношение к воплощению.Это необходимо,раз вообще не подвергается сомнению её домостроительственное значение.Но самое дело воплощения стоит в неразрывной связи со всею домостроительственною историею,без которой оно было бы немыслимо.Поэтому и при объяснении тетраграммы нужно брать во внимание непременно домостроительную историю во всей её целостности,а не одно,хотя бы и важнейшее,её звено...торию во всей её целостности,а не одно,хотя бы и важнейшее,её звено...

Сергей Девятко

...В хоривском объяснении тетраграммы важно,по Крузию,не одно указание на будущее,которое он понимает подобно Гуссету,хотя понимает значительно шире,но и отношение к этому будущему данного настоящего.Господь в нём,по Его собственному заявлению не просто будет или проявит Себя в известном историческом отношении к человечеству,но и будет именно тем,чем отчасти и теперь есть,или проявится в деле,осуществлением которого занят уже в настоящее время.''(там же стр.94)стоящее время.''(там же стр.94)

Сергей Девятко

Итак,критики видят значение имени Яхве более широко.Однако они не только не отрицают отношение этого имени к Боговоплощению,но наоборот согласны с последним.Более того,считают,что Боговоплощение вполне может являться самым ключевым моментом в значении имени Яхве(Я буду).В принципе если мы вспомним слова Апостола Павла о том,что весь Ветхий''закон был для нас ДЕТОВОДИТЕЛЕМ КО ХРИСТУ''(Гал.3:24),то и не удивительно,что имя Яхве,под знаменем которого прошёл ветхозаветный период,указывало именно на Христа,и вышло из употребления с Его приходом.По сути,на стыке Ветхого и Нового заветов произошла смена Божьих имён,что в общем-то соответствует библейской традиции.тхозаветный период,указывало именно на Христа,и вышло из употребления с Его приходом.По сути,на стыке Ветхого и Нового заветов произошла смена Божьих имён,что в общем-то соответствует библейской традиции.

Сергей Девятко

#29
Ещё пророк Исаия писал:''а рабов Своих назовет ИНЫМ ИМЕНЕМ,которым кто будет благословлять себя на земле,будет благословляться Богом истины;и кто будет клясться на земле,будет клясться Богом истины''(Ис.65:15,16),что и произошло с приходом Христа:''Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей,и ученики в Антиохии в первый раз стали называться ХРИСТИАНАМИ''(Деян.11:26)Народ Бога Яхве стал именоваться народом Христовым.Ибо и ап.Пётр о Христе утвердительно вещает,что уже:''НЕТ ДРУГОГО ИМЕНИ ПОД НЕБОМ,ДАННОГО ЧЕЛОВЕКАМ,КОТОРЫМ НАДЛЕЖАЛО БЫ НАМ СПАСТИСЬ''(Деян.4:12)