Гнев

Автор Артемий, июня 18, 2011, 16:39:30

« назад - далее »

Артемий

я думаю каждый в жизни хоть раз да гневался, интересно узнать из чего исходит гнев? Может от гордыни? и когда гневаешься в себе, но не говоришь, то что хотел сказать в гневном порыве, можно назвать смирением?

Елена_K

И я давно хотела открыть похожую тему "чем отличается гнев от раздражения". Вот что нашла,

Василий Великий:
Как различны слова: раздражение и гнев, - так весьма различно между собою и означаемое ими. Ибо раздражение есть какое-то воспламенение и скорое испарение страсти, гнев - постоянная скорбь и продолжительное стремление воздать равным тому, кто обидел, так что душа, как бы жаждет мщения. Поэтому надобно знать, что люди погрешают в том и другом расположении духа, когда или неистово и безумно кидаются на огорчивших, или коварно и злонамеренно расставляют сети оскорбившим. Мы должны остерегаться того и другого.

Игнатий Брянчанинов:
4. Гнев
Вспыльчивость, приятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.


Думаю, что носить в себе мысли сказать то-то и то-то обидчику - не есть смирение. Смирение (да и то, наверное, начальное) - "молиться кротко за врагов", как и советует в статье о гневе священник Павел Гумеров.

Но мне до сих пор еще не совсем ясно как отличить в себе начальный гневный порыв от порыва раздражения.  :(

Артемий

#2
Ну мне кажется, что подумать и не сказать каких-то нехороших слов и т.д это лучше, чем подумать и сказать, думаю что даже если присутствуют: мечтание гнева и отмщения, возмущается сердце яростью, но ты подавляешь в себе эти мысли молитвою, это уже смирение, молиться кротко за врагов это хорошо, а если близкий человек? Он ведь не враг, но кто сказал, что даже близкие не обижают друг-друга? Гневный порыв продолжается длительное время не можешь успокоить его в себе, а раздражение, допустим кто-то что-то не очень приятное сказал или поступил не очень хорошо, ты можешь быть этим недоволен но быстро забываешь. Думаю начальный гневный порыв невозможен или это уже будет раздражение. Интересно послушать, что думают Отцы :-)

Вероника

Думаю смирением это не назовешь.Смирение,мне кажется, гневаться неспособно.
А гнев нужно как-то переключать.Промолчать сперва,отжаться  от пола несколько подходов ;) и заставить себя не думать об этой ситуации,а думать о чем-то другом.И молиться,Чтобы Господь избавил от этой страсти,святым Ефрему Сирину,царю Давиду,Богородице образ "Умягчение злых сердец".
помощи Божией вам!

Артемий

А я думаю наоборот, не способность гневаться это уже для святых, а смирение когда разгневался, но осознав, что сам грешен промолчал :)

Священник Роман Зимин

Часто вместо ненависти ко греху мы ненавидим самого человека. От нежелания понять, снизойти к нему.

Господь дал нам волю, способную вопреки всему стремиться к нравственному идеалу, а мы эту силу души можем не по назначению использовать.

Сергей Девятко

Начатки гнева заложены в человека Самим Господом Богом!Когда видишь совершающееся беззаконие,думаю не грех и разгневаться.И оборонительная война должна вестись с праведным гневом.И святые гневались,и ещё как!И Моисей скрижали разбил,когда увидел мерзость.И Дмитрий Донской и Александр Невский когда на врага выступали,то явно на поле брани ехали не левую щёку подставлять и не сопли на кулак наматывать!И Христос торгашей из храма с ревностью и праведным гневом гнал.Не думайте что всякий вид гнева-грех,и не старайтесь стяжать полное безгневие и лжесвятость.За гнев,праведно вменённый к месту и ко времени вы получите награду Божию!

Надежда

#7
Праведный гнев - удел праведных, а нам грешным лучше "молчать в тряпочку".

Артемий

#8
Мы говорим не только о гневе, но и о смирении  :) Про гнев услышал, а о смирении есть мнения?  :)

Священник Александр Усатов

Святые отцы видели в душе человека такое "яростное" измерение. Как бы энергию души.
Ее, несомненно, не стоит уничтожать. Но и неправильно пользоваться ей не стоит. Это как огонь. При правильном использовании приносит пользу. И наоборот.

Посмотрим на причины гнева и наши мотивы.

Когда праведник гневается, то он свою энергию направляет НА БЛАГО ЧЕЛОВЕКА и ПРОТИВ ГРЕХА.
Вот, например, так хирург "гневается" на опухоль, а больного человека любит.

Другое дело, когда вдруг что-то пошло "не по моему", вопреки моей воле. В таком случае человек своим гневом как бы пытается манипулировать ближним, заставить его подчиниться своей воле.
Такой "гнев человека не творит правды Божией" (Иак.1:20)

Священник Александр Усатов

Цитата: Артемий от октября 11, 2011, 12:14:17  
Мы не говорим не только о гневе, но и о смирении  :) Про гнев услышал, а о смирении есть мнения?  :)
Смиренный человек познал свою немощь и греховность. Он понимает, что каким-то внешним рывком (ударом, криком и т.д.) это не исправить ни в себе, ни в ином человеке. Такой человек не гневается на грешника, а жалеет его.

А еще смиренный воспринимает неприятные события как необходимые искушения, попускаемые Богом. Поэтому не ворчит на человека, через которого такое искушение пришло.

Елена_K

Цитата: Артемий от октября 11, 2011, 12:14:17  
Мы говорим не только о гневе, но и о смирении  :) Про гнев услышал, а о смирении есть мнения?  :)
Вот мнения о смирении.

Артемий

Уважаемая Елена_К, зачем мне ссылки на сайты? мне хочется чтобы озвучили свои мнения форумчане, информации очень много и не только о смирении, а о всем о чем угодно, но форум ведь не зря создан? Это все равно, что спросить что-то у человека, а он вместо ответа говорит иди книгу почитай  :(

Елена_K

Хорошо, вот мое мнение: смирение не гневается и не видит себя смиренным. Именно это мое мнение я набрала ключевыми словами в поисковике. Они там так и выделены.

Артемий

Спаси Господи!  :)