Православный дресс-код

Автор Артемий, апреля 06, 2011, 12:24:56

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Теперь о внешнем облике верующего человека. Расскажу такую историю. Бог благословил мою жизнь опытом общения со святым человеком. Лет шести-семи от роду я был привезен родителями в Псково-Печерский монастырь к известному в то время старцу Симеону. Помню, я страшно боялся этого старца его кельи. Но вот повели меня к нему, в вырытую в горе келью близ Успенского собора. Войдя в помещение с маленьким окошечком, я увидел выходящего мне навстречу из другой комнаты старичка в светлом подрясничке. Этот человек словно светился, знаете, как будто солнце заглянуло в тень. Радостным, веселым, светящимся был старец Симеон, и это теплое воспоминание о встрече с ним я сохраню до конца своих дней. Тогда я сказал себе, что это, наверное, и есть святой человек. Христианство - это вечная радость, но не нарочитая стодолларовая улыбка, а неоскудевающее радование о Господе и мире Божием.

Прямо противоположный и значительно более распространенный случай - одежда в черно-серо-коричневой гамме, мрачное выражение лица, ни тени улыбки. Какое радование, разве это можно верующему человеку? У меня есть родственница, которая меня по телефону все корит: "Почему ты улыбаешься, выступая по телевидению? Архиерею не полагается улыбаться". Это глубоко ошибочное представление о том, каким должен быть облик христианина. Взгляд верующего человека на жизнь отличается спокойствием и мудростью, а вера сообщает внутреннюю радость. У верующего во Христа нет причины посыпать главу пеплом. Это не новая тема в истории христианства. Вспомним Слово Божие: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6. 16 - 18). Поэтому и мы должны быть свободны от необходимости соответствовать ложному, фарисейскому пониманию благообразия. Равным образом не следует и приходящих в Церковь молодых людей ставить в жесткие ограничивающие рамки: отныне одеваться следует так, а не иначе, о веселье и радости надо забыть, от занятий спортом отказаться, светскую музыку больше не слушать. Потому что, сковывая всеми возможными способами свободу движения вновь пришедших братьев и сестер, мы не только совершаем недопустимое и неразумное насилие над их волей, но и собственными руками отталкиваем от Церкви людей, ищущих Христовой Истины. И чем мы в этом случае лучше иудейских законников, возлагавших на свой народ "бремена неудобоносимые" (Лк. 11. 46)? Христос сказал им: "Вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того" (Лк. 11. 44). Да не прозвучат и над нашими главами таковые словеса в час великого суда наших дел...

Встречаю как-то утром на дороге к храму группу молодых женщин. Все как одна выглядят диковато, резко выделяются среди горожан, одеты странно и не по-людски. Оказывается, местный батюшка допускает женщин на службу не иначе, как в этой псевдоправославной униформе. Вот и ходят они в храм в каких-то черных сарафанах. Все это не имеет никакого отношения ни Православию, ни к благообразию, ни к достоинству, ни к скромности. Это пародия на Церковь, дурновкусие. Насаждая фольклорное, музейное, костюмированное Православие, мы тем самым словно сигнализируем обществу и человеку о том, что наша вера якобы не имеет никакого отношения к современной жизни. А между тем место Православия - на стремнине жизни и в сокровенном обиталище наших чувств.


Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на Съезде православной молодежи в мае 2001 года

Алексей'

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 29, 2011, 13:35:17  
Вы считаете, что в этой цитате апостол призывал одеваться в некрасивую одежду?
По-моему, здесь Апостол указывает на то, что если внешний вид человека и его внутреннее содержание и взаимосвязаны, то вовсе не столь прямой связью, какой её представляет отец Всеволод. И, во всяком случае, Апостол не ставит в один ряд рассуждения о внутреннем содержании и внешнем оформлении. А, скорее даже, противопоставляет их.

Алексей'

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 29, 2011, 13:40:04  У верующего во Христа нет причины посыпать главу пеплом.
Как же нету? А вечная погибель, надлежащая мне по грехам моим?

Священник Александр Усатов

Цитата: Лёша от апреля 29, 2011, 15:45:23  
Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 29, 2011, 13:40:04  У верующего во Христа нет причины посыпать главу пеплом.
Как же нету? А вечная погибель, надлежащая мне по грехам моим?
Алексей, призываю Вас не противиться словам Святейшего, а прислушаться

Анна Донских

#19
Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 29, 2011, 12:26:54  
Москва. 29 апреля. ИНТЕРФАКС - Православный дресс-код, ставший несколько месяцев назад предметом бурного обсуждения в обществе и СМИ, был представлен в четверг вечером в одном из ювелирных домов Москвы.

Портал "Православие и мир" представил Репортаж с показа православной моды
я бы не рискнула многое из этого носить :-[
с трудом представляю себе женщин в подобных нарядах в храме или просто в повседневной жизни, не ассоциируются они у меня православным дресс-кодом! как-то слишком пафосно...
Может задумка и хорошая была, но разделяю мнение автора статьи насчет "абсурдности происходящего" ???

Елена_K

Цитата: Лёша от апреля 29, 2011, 15:45:23  
Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 29, 2011, 13:40:04  У верующего во Христа нет причины посыпать главу пеплом.
Как же нету? А вечная погибель, надлежащая мне по грехам моим?
Этот вопрос надо поднять в теме о самооценке. Как это совмещается? Алексей, пожалуйста, сделайте это, Вы первый начали.  :)

Мне тоже интересно, как это совместить. Была бы рада, если бы отец Александр разъяснил. А может, не только отец Александр?  ;)


Алексей'


Алексей'

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 29, 2011, 17:22:39  ...не противиться словам Святейшего, а прислушаться
Оно-то, в общем-то, понятно. Тогдашний митрополит и теперешний Патриарх говорил о недопустимости показной скорби. Каковую недопустимость и обосновывает непосредственно вслед за словами об отсутствии причин посыпать голову пеплом. Я согласен. Не стану скорбеть лицемерно. Буду скорбеть искренне, от всей души. И радоваться напоказ не стану. Будет время для радости - сердечно порадуюсь.

Виктор

Цитата: Лёша от апреля 29, 2011, 22:58:11  
Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 29, 2011, 17:22:39  ...не противиться словам Святейшего, а прислушаться
Оно-то, в общем-то, понятно. Тогдашний митрополит и теперешний Патриарх говорил о недопустимости показной скорби. Каковую недопустимость и обосновывает непосредственно вслед за словами об отсутствии причин посыпать голову пеплом. Я согласен. Не стану скорбеть лицемерно. Буду скорбеть искренне, от всей души. И радоваться напоказ не стану. Будет время для радости - сердечно порадуюсь.
А Христово Воскресенье не время для радости?

Алексей'

Цитата: Виктор от апреля 30, 2011, 08:09:36  
А Христово Воскресенье не время для радости?
время-время.

Священник Александр Усатов

Между прочим, данный показ моделей не является официальным выражением позиции Церкви.
Меня тоже тут многое смутило :)

Алексей'

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 30, 2011, 11:44:21  
Между прочим, данный показ моделей не является официальным выражением позиции Церкви.
Ну да. А светские СМИ пишут: "по благословению".

Священник Александр Усатов

Цитата: Лёша от апреля 30, 2011, 12:25:44  
Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 30, 2011, 11:44:21  
Между прочим, данный показ моделей не является официальным выражением позиции Церкви.
Ну да. А светские СМИ пишут: "по благословению".
Церковь не благословляет конкретные культурные формы.
В разных культурах и в разные времена они были разными.

В Византии мужчина в штанах воспринимался как дикарь и варвар, а на Востоке женщина в шароварах - норма.
В Британии исторически принято, чтобы мужчины носили юбки.
И мы тут не можем вторгаться со своими "благословениями"

Священник Александр Усатов

д.А.Кураев. Ответы молодым.

— Можете ли вы обосновать обязательное ношение длинных юбок и платков православными женщинами?

— В Посланиях апостола Павла сказано, что у жены должна быть покрыта голова как знак власти мужа над нею . Что за этим стоит? В каждой культуре есть свой язык жестов и символов. Даже жесты приветствия разные. Мы с вами кланяемся или целуемся, у светских людей больше принято руки пожимать, в Шумере было принято при приветствии потирать нос. Так вот в культуре Ближнего Востока во времена апостолов плат на голове женщины был знаком ее замужнего статуса: не девица носила платок, а замужняя женщина (поэтому, кстати, неверно требовать ношения платка от девочек). Сегодня ни в церковном мире, ни в народной культуре платок уже никак не указывает на семейный и социальный статус. Это фарисейство, когда требуют исполнить обряд, не понимая его смысла, не понимая, говоря языком святых отцов, «в каком разуме» сказал это апостол. Так получается своего рода глоссолалия: слово или действие, не имеющее значения для тех, кто стоит рядом с нами. Апостол же Павел в своих наставлениях на тему женского платка сказал: Рассудите сами .
Если же мы «рассудили» и уразумели смысл апостольского совета, то следующий вопрос — вопрос о том, в какой форме его лучше донести до современного человека. В сегодняшней культуре тот же самый смысл несет другой обряд, другой внешний символ. Если бы апостол Павел сегодня писал свои Послания, то на языке современной культуры он написал бы «Жены, носите обручальные кольца, даже когда едете в Сочи».
Речь у апостола идет о покрывале, которое прикрывает собой не только волосы на голове, но и все тело. Да, в апостольском тексте речь идет совсем не о платочке или шляпке. Речь идет о чадре. Там все время употребляется слово «покрывается» — katakaliptete, которое имеет оттенок «закутываться». И в Византии женщины носили именно чадру . У женщины, покинувшей стены своего дома, не должно быть открытых участков тела, которые могли бы провоцировать в мужчинах мысль о «доступности» этой женщины. Как это ни странно, женщина в чадре социально защищена — она всем своим видом показывает, что у нее есть защитник, что она не ищет «приключений». Так что чадра — это одна из мер защиты от сексуальной агрессии. Так разговор о платках вполне естественно переходит в разговор о длинных юбках. Женщина в безрукавке, но в платке — все равно одета небезопасно.
А еще, когда блаженный Феофилакт объясняет, почему мужчина не должен покрывать свою голову или носить длинные волосы, он говорит удивительную вещь: «Тот, кто от Бога создан свободным и самовластным, но сам унижает себя как подчиненного, постыжает Христа, Который есть глава его» . Удивительные слова. Вот только находятся они, увы, в вопиющем противоречии с нашими церковно-государственными привычками: пресмыкательство перед властями, поставление себя в заведомо унизительную позу перед вышестоящим — это неотъемлемая и неизживаемая черта византинизма. Слова блаженного Феофилакта великолепно вписались бы в культуру западноевропейского рыцарства; но в восточном христианстве «честь», ее защита и хранение никогда не числились в перечне добродетелей. Во всяком случае, никогда на исповеди не задавались людям вопросы: «Не лебезил ли перед начальством? Не льстил ли ему? Не становился ли на колени перед каким-нибудь властным лицом?». Это грехом не считалось и не считается. У нас совет на все времена: «Поцалуй у злодея ручку» . В одной из украинских семинарий был составлен «Катехизис», в котором меня поразило изъяснение слова «лицемерие»: «Лицемер наружные дела благочестия употребляет для приобретения уважения народа». То, что гораздо чаще лицемерят «для приобретения уважения начальства» (буквальное значение греческого слова ipokrisis, переведенного как «лицемер», — под-судный), осталось за скобками...
И еще, конечно, нельзя не заметить, что из строго симметричного текста апостола Павла (в нем запреты даются как женщинам, так и — в зеркально перевернутом виде — мужчинам) Православие давно уже сделало исключение для мужчин. Мужчинам разрешено уже носить женские длинные волосы и молиться с покрытой головой (монахи и священнослужители). 3ная об этом и будучи сам обладателем довольно длинной косы, я как-то не решаюсь строго требовать от женщин буквального исполнения того совета апостола Павла, который сам нарушаю...

Священник Александр Усатов

митрополит Иларион (Алфеев). Брюки вере не помеха

- Некоторые наши верующие говорят: "Как же женщина может ходить в брюках, когда это мужская одежда?".
Я им отвечаю, что на протяжении последних примерно ста лет существуют женские брюки и брючные костюмы и их никак нельзя назвать мужской одеждой. Я не вижу ничего страшного в том, чтобы женщина пришла в храм в брюках. Нельзя это делать в том случае, если это оскорбит чувства других прихожан. Если это не соответствует культурным особенностям той среды, в которую попадает человек. Скажем, когда я служил в Вене, мои прихожанки появлялись в храме в самых разных нарядах. Многие были без головного убора, кто-то приходил в брюках - это никого не травмировало.

Когда я служил священником в московском храме Святой великомученицы Екатерины, ко мне подошла девушка и несколько взволнованно сказала: "Вы меня простите, что я пришла в храм так". Я даже не понял, что она имела в виду, и спросил: "А как вы пришли?". Она ответила: "В брюках". Я ей на это ответил: "Не волнуйтесь, я тоже пришел в храм в брюках". Я думаю, одна из наших проблем заключается в том, что люди очень напрягаются, когда начинают думать о церкви. И в результате думают не о главном, а о второстепенном. Им кажется, что для того, чтобы прийти в церковь, нужно переступить большое количество психологических и культурных барьеров.