Какая самоценка должна быть у христианина

Автор Священник Александр Усатов, апреля 18, 2011, 21:12:40

« назад - далее »

Алексей'

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 22, 2011, 12:09:53  Что впускать в себя, ради чего жить с учетом Божьего взгляда на меня
А ничего лишнего и не войдёт в того, кто сознаёт себя стоящим под этим взглядом. Под этим взглядом человек как бы отвердевает, кристаллизуется, становится чем-то (ну, или, по крайней мере, кое-чем). В такой кристалл могут проникать только лучи Божьей благодати. А чтобы проникло что-то дурное, он должен «размягчеть» – обветшать с той стороны, которую скрыл от Бога.

Священник Александр Усатов

Сегодня читали это место:

«но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» 1 Кор. 1:27-29


Божье избрание важнее и ценнее всех земных категорий и критериев успешности.

Алексей'

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 22, 2011, 15:56:53  
Божье избрание важнее и ценнее всех земных категорий и критериев успешности.
Однако, некоторые люди критерии земной успешности считают признаком избранности.

Священник Александр Усатов

Это неудивительно, ведь «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» Лук. 16:15

Елена_K

Из темы "Православный дресс код":
Цитата: Лёша от апреля 29, 2011, 20:16:07  
Цитата: Елена_K от апреля 29, 2011, 20:08:23  Как это совмещается?
Что совмещается?
Положительная (в хорошем смысле) самооценка и покаянное самовоззрение, плач. А ведь как-то совмещается?
Алексей, помогите с цитатами насчет "вечной погибели по грехам".

Напомню Ваши слова:
Цитата: Лёша от апреля 29, 2011, 15:45:23  
Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 29, 2011, 13:40:04  У верующего во Христа нет причины посыпать главу пеплом.
Как же нету? А вечная погибель, надлежащая мне по грехам моим?
Мне тоже это интересно.

Алексей'

Цитата: Елена_K от апреля 29, 2011, 20:31:26  
Положительная (в хорошем смысле) самооценка...
Ну, не знаю... Как может оценивать себя тот, кого оценивает Бог? По-моему, никак не может. "Я царь — я раб — я червь — я бог!" - вот где-то так это всё и совмещается (весьма удобно, между прочим :))

Священник Александр Усатов

Цитата: Елена_K от апреля 29, 2011, 20:31:26  
Цитата: Елена_K от апреля 29, 2011, 20:08:23  Как это совмещается?
Что совмещается?
ЦитироватьПоложительная (в хорошем смысле) самооценка и покаянное самовоззрение, плач. А ведь как-то совмещается?

"Надо сознавать, что ты ничто, но надо и утешаться тем, что ты христианин" (свт.Феофан Затворник)


Анна Донских

Об индивидуальности человека, живущего церковной жизнью "Уникальность против безликости"

Елена А.

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 19, 2011, 10:37:24  
Вот что говорят психологи:

Низкая самооценка - причина многих бед

Психологи пришли к выводу, что самооценка влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что он не достоин любви, никогда не научится любить.

Низкая самооценка - причина многих бед и главная из них - в том, что человек, невысоко себя ставящий, едва ли будет когда-нибудь счастлив. С другой стороны, в традициях нашего воспитания уже с самого детства внушать ребенку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми необходимо бороться. Низкая самооценка отмечает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом, она сродни самоуничижению. Ну, а раз я сам целиком плох, нет нужды бороться с отдельными недостатками. Эта позиция очень вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих. Ибо тот, кто не ценит собственную личность, не посчитается и с чужой.

Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь ближним,- это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви.

Так это что нас всех Игнатий Брянчанинов калечит??? Во всем форумчанам известной брошюре Святителя Игнатия (Брянчанинова) "В помощь кающемуся" на стр.стр. 12-14 второго раздела "О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям" в добродетели "8. Любовь" говориться: ..."Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе" ..."Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения... Конец бесконечен!" (знаки препинания внутри ковычек, вкл. многоточие - авторские, выделение, подчеркивание - мое).

"Сладость и обильное утешение при скорбях" психологи бы (наверное) назвали тяжелейшей формой психического заболевания, мазохизм.
А уж бесконечная глубина уничиженнейшего о себе мнения по отношению всех ближних вообще не вяжется с понятием "самооценка".

В добродетели "7. Смирение" говорится: "Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившимуся превосходнее его по всем отношениям"..."Постоянное обвинение и укорение себя".

Елена_K

Цитата: Елена А. от мая 19, 2011, 02:43:40  
"Сладость и обильное утешение при скорбях" психологи бы (наверное) назвали тяжелейшей формой психического заболевания, мазохизм.
А уж бесконечная глубина уничиженнейшего о себе мнения по отношению всех ближних вообще не вяжется с понятием "самооценка".
Согласна с Вами, уважаемая Елена, что видение себя хуже всех и понятие "самооценка" - не вяжутся. Эти вещи, по-моему, просто лежат в разных плоскостях.

Но я не раз замечала какое-то особое достоинство в искренних и хороших христианах. Ведь правда?

Мазохизм и "сладость и обильное утешение при скорбях" отличаются особенно тем, что мазохизм - дело самого человека по отношению к себе, а сладостное утешение в скорбях подается Богом. Ну, плохой психолог, может, и перепутает...  :D

Но, честно сказать, я тоже не понимаю как сочетаются в душе покаянное самоуничижение вот с этим достоинством (образа Божия), или, другими словами, нормальная самооценка. Думаю, это лучше всего просто достигается правильной христианской жизнью.

Елена А.

Так я и пытаюсь определить как же нужно "правильно по-христиански жить", чтобы в любви наконец повезло.

Ваш, Елена К., рецепт об ожидании подаяния продуктивного самоуничижения Богом, конечно хорош, но не совсем: Бог работает только в синергии с человеком. А значит, придется искать ответы и самой.

о.Александр пишет, как я поняла, что главный критерий отличия вредного самоуничижения от полезного - это отделение своей личности от своих грехов/недостатков. Вот об этом отделении я в православной литературе читала, но не помню в какой (МОЖЕТ ЗНАЮЩИЕ ЛЮДИ ПОДСКАЖУТ).

Во времена Святителя Игнатия Брянчанинова психологии как науки еще не существовало. Возможно подобные разногласия в учении Церкви связаны с его модернизацией: если когда-то нужно было благотворить обижающим, отвергнуться себя, быть слугой, то теперь веяния лозунга "Пепси-колы" заглушило этот призыв.

Т.е. вопросов больше, чем ответов. Даже то, каким образом необходимо отделять себя от своих недостатков и грехов сложно себе представить. Не капитулировать, как Водяной, а попытаться излечить в себе водицу, разорвать порочащие связи с пиявками, да лягушками. А если водица (другие недостатки) не излечима?! Если гадкий утенок вовсе не лебедь? С этим можно только смириться, а значит в любви не повезет. Синица в руках, пиявки, да лягушки - это максимум для Водянова. И никаким психологическим аутотренингом, модными словами типа "самооценка" тут не поможешь.

Елена_K

Цитата: Елена А. от мая 19, 2011, 19:25:09  
Так я и пытаюсь определить как же нужно "правильно по-христиански жить", чтобы в любви наконец повезло.
???
Вообще-то я думала, что цель христианской жизни несколько иная.

Алексей'

Цитата: Елена_K от мая 19, 2011, 07:57:17  
Но, честно сказать, я тоже не понимаю как сочетаются в душе покаянное самоуничижение вот с этим достоинством (образа Божия)...
"Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос". (Гал.2:19,20)

"Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что [относится] к Богу, ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня..." (Рим.15:17,18)

"Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас". (1Кор.5:6,7)

"Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова". (2Кор.12:9)

"А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира". (Гал.6:14)

Так как-то.

Елена А.

Цитата: Елена_K от мая 19, 2011, 20:00:39  
Цитата: Елена А. от мая 19, 2011, 19:25:09  
Так я и пытаюсь определить как же нужно "правильно по-христиански жить", чтобы в любви наконец повезло.
???
Вообще-то я думала, что цель христианской жизни несколько иная.

Я полностью согласна с Вами в том, что православие и психология имеют несколько иные цели, а их понятия лежат в разных плоскостях. И более того, их ценности во многом кардинально противоположные. Поэтому и сообщения о.Александра, на которых я строила свое сообщение, как и сама тема, не совсем для данного форума. Это наглядно подтверждают мною приведенные слова Святителя Игнатия Брянчанинова, не говоря уже о самом Новом Завете: кто хочет быть первым, тот да будет Вам слугой; благотворите обижающим и ненавидящим Вас; отвергнись себя, чтобы идти за Христом и т.п. Все несовместимо с той самостью, на которую опирается психология или психологи (т.к. сужу по их методам).
Спасибо, что обратили на это внимание.