Образы Писания, которые уже не совсем понятны нашему поколению

Автор Елена_K, июня 10, 2011, 10:50:15

« назад - далее »

Елена_K

Цитата: Священник Александр Усатов от июня 04, 2011, 20:36:53  
Другое дело, что современнику в любом случае трудно читать Писание. Ибо не понятны реалии в нем описанные. Тут хоть вечеря пиши, хоть трапеза. Все равно будет ему непонятно. Или же будет понято им примитивно...

Очень интересный вопрос. Захотелось рассмотреть его подробнее. Например: Христос называет Себя хлебом жизни. Видимо, чтобы люди поняли, что это духовное понятие, Он говорит: Я хлеб живый, сшедший с небес.

Что тут непонятного? Вроде все ясно? Просто я думаю, наше поколение уже не знает, вернее, не ощущает, что такое хлеб был в те времена. Нам надо только выйти из дома и в ближайшем ларьке мы можем купить не маленькую булку хлеба за копейки. Тогда же хлеб и доставался тяжело, и не всегда бывал он у человека: И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему... Сейчас гостю предложить хлеба - даже странным кажется, будь он хоть трижды друг! Конечно, мы все это понимаем в теории, но, как говорится, "не доходит"... Не доходит - какая ценность хлеб. От него и правда зависела жизнь человека.

Не затрагиваю тут Евхаристию, чтобы не растекаться мыслью по древу, но думаю, что затронутый мною смысл слова "хлеб" не является единственным в библейской традиции.

Священник Александр Усатов

Точно также нам сложно понять, как тяжело было в древности отдать Богу в жертву первородного из стада животного.

Елена_K

Как это ни странно, хочу сказать о том, что один из основных образов христианства, данное в Писании – Отец, также малопонятно и недоступно многим из нас. Увы, теперь даже на самом простом житейском уровне. Особенно, конечно, это касается тех, кто рос с раннего детства без отца или, напрмер, ненавидел своего отца (такое бывает), но и в полных семьях – отчуждение, неуважение отца матерью и детьми т.п. У кого не было любящего, уважаемого отца – тот не имеет и первой ступеньки к пониманию этого образа.

Митрополит Вениамин (Федченков), у которого была благочестивая многодетная семья (он сам пишет с любовью: Отец! ...Да это значит, что Бог мне близок, как папа, мама - мои родители... Это значит, что Он любит меня с исключительною силою и нежностью... Это значит, что Он заботится обо мне, как и родители. И совсем кратко и сильно: Он - родной мне, а я - Ему...), даже и он столько труда положил на то, чтобы как-то приблизить к себе и нам этот образ, в своей работе Молитва Господня, и он сетовал, что этот образ нам не вполне доступен и понятен.

и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;  (Мф. 24:12)
Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; (Мф. 10:21)

Алексей'

Цитата: Елена_K от июня 17, 2011, 09:33:09  
Как это ни странно, хочу сказать о том, что один из основных образов христианства, данное в Писании – Отец, также малопонятно и недоступно многим из нас. Увы, теперь даже на самом простом житейском уровне.
Суть нашего поклонения Пресвятой Богородице интересующимся объясняю так:

- Разве, когда мы приходим к некоему человеку в дом, нам не следует выразить почтение родителям хозяина прежде даже, чем поприветствовать его самого?
- И разве почтительный сын будет оскорблён тем, что в первую очередь почтили его родителей? Разве это не будет лучшим почитанием и его самого?
- И наконец, разве почтительный сын не поспешит исполнить пожелание матери ещё скорее, чем своё собственное

Такое объяснение пока вопросов не оставляло. Но по мере утраты людьми понятия о родственных отношениях, боюсь, лишится смысла.

Раб божий Константин

#4
Цитата: Елена_K от июня 10, 2011, 10:50:15  
Цитата: Священник Александр Усатов от июня 04, 2011, 20:36:53  
Другое дело, что современнику в любом случае трудно читать Писание. Ибо не понятны реалии в нем описанные. Тут хоть вечеря пиши, хоть трапеза. Все равно будет ему непонятно. Или же будет понято им примитивно...

Очень интересный вопрос. Захотелось рассмотреть его подробнее. Например: Христос называет Себя хлебом жизни. Видимо, чтобы люди поняли, что это духовное понятие, Он говорит: Я хлеб живый, сшедший с небес.

Что тут непонятного? Вроде все ясно? Просто я думаю, наше поколение уже не знает, вернее, не ощущает, что такое хлеб был в те времена. Нам надо только выйти из дома и в ближайшем ларьке мы можем купить не маленькую булку хлеба за копейки. Тогда же хлеб и доставался тяжело, и не всегда бывал он у человека: И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему... Сейчас гостю предложить хлеба - даже странным кажется, будь он хоть трижды друг! Конечно, мы все это понимаем в теории, но, как говорится, "не доходит"... Не доходит - какая ценность хлеб. От него и правда зависела жизнь человека.

Не затрагиваю тут Евхаристию, чтобы не растекаться мыслью по древу, но думаю, что затронутый мною смысл слова "хлеб" не является единственным в библейской традиции.
Христос это не говорил, это говорил лука, а Он был большой фантазер. Когда у него спросили: что мы есть будем, Он сказал хлеб-плоть моя, вино-кровь моя. Он имел ввиду, что будете со мной, будете сыты и напояны, а они подумали в буквальном смысле.

Священник Роман Зимин

Только вот Церковь уже 2000 лет живет именно буквальным пониманием этих слов. Бог стал одним из нас и даже сделался для нас пищей, чтобы наполнить измождённое человеческое существо Собой.

Елена_K

Что-то мы все о еде да о еде.  :D

Вот не помню, писала ли уже где-нибудь о понятии "путь"? Раньше ведь это все не так было как сейчас: вжик - и уже там... Только ждем и догоняем... А этот образ часто встречается в Писании. Но сперва хотелось бы, чтобы кто-нибудь поделился своими соображениями об этом.

Елена_K

В Писании под словом "путь" часто подразумевается жизнь, образ жизни... Путь... Кафизма семнадцатая... Чему это было подобно?

Вот хочется представить, что такое был путь для людей времени Писания и чем отличается от нынешнего. Должно быть, чемоданов меньше брали, это раз.  ;D

Труден он был, особенно там, на Востоке. Ночью сильный холод, днем еще какая жара. Долог. Ночевать под открытым небом, питаться зернами пшеницы с полей. Посох, сума, стоптанная обувь. Змеи, скорпионы...

Созерцателен. Путники видели смену дня и ночи, времен года и ландшафтов, "причуды" погоды... Как прорастает трава весной и повадки животных в полдень. Псалтирь полна этих образов, да и не только она. Посреде гор пройдут воды... Обновится яко орля (орлиная) юность твоя. (толкование: как бы юность твоя возвратится к тебе, как у орла возобновляется с нарастанием новых перьев сила, утраченная с выпадением старых.) Сама бы ни за что не догадалась, что это значит.

"подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника" (Прем. 13, 1-2) Точно, суетны. Чемоданов, видать, много.

"вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1, 20)

"Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из творений Его", — учит прп. Максим Исповедник[3].
По словам свт. Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира — значит ничего не видеть в ясный полдень.

Цитаты отсюда. Горе нам, в каменных джунглях, авто- и самолетах. И нашим детям. Да...

Solmer

я не знаю как в источнике. Но наш хлеб от слова хлебать, и если мы обратимся немножко к истории славян то увидим что был период когда хлеб действительно был жидким что то типа киселя который дают на похоронах и это было основной едой как и хлеб в наше время. тоесть я думаю что под словом хлеб нам можно подразумевать всю основную пищу и суп с чаем который мы пьем в приХЛЕБку в том числе)

Роман2

Кажется Герман Аляскинский когда проповедовал среди алеутов, то в молитве Отче наш заменил слово хлеб на рыбу, так как они не знали что такое хлеб.