Насилие и выбор веры

Автор Священник Александр Усатов, декабря 29, 2010, 12:10:38

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Цитата: Кирилл от декабря 25, 2010, 23:04:04  
Русь крестили "огнём и мечом"     40 (37.38%)
Так кто же мне расскажет, кого именно насильно заставляли принимать христианство и когда это происходило?
С Х века по ХХ век?
Всех и вся? Все миллионы русских славян крестили мечом?
О чем же говорила та летопись и какова ее историческая ценность?

Священник Александр Усатов

#1
Чтобы не показалось, будто я совсем отрицаю перекосы в миссионерском служении Церкви, процитирую отрезвляющие слова протод.Андрея Кураева..
Норму нужно назвать нормой, а искажения - искажениями.
ЦитироватьОчень сильный аргумент употребил святитель Григорий Богослов во время юлиановых гонений на Церковь: «Посмотрите на прошедшее! Были времена и нашего могущества и вашего, и оно переходило попеременно то в те, то в другие руки. Какие же напасти терпели вы от христиан подобные тем, кои так часто терпят от вас верующие? Лишали ли мы вас каких-либо прав? Вооружали ли против кого неистовую чернь? Возбуждали ли против кого начальников, которые бы поступали строже, нежели как им предписано? Подвергли ли кого опасности жизни? Отняли ли у кого власть и почести, принадлежащие мужам отличным? Словом, нанесли ли кому такие обиды, на которые вы так часто отваживались или которыми угрожали нам?» (Слово 4 На царя Юлиана).
Увы, сегодня ни один христианин не имеет права повторить эти слова и не стать при этом лжецом или невеждой... Обиды, причиненные христанами язычникам и иноверцам уже давно превзошли обратные.
Есть православие, а есть мифы о нем. Среди этих мифов есть мифы, создаваемые нецерковными людьми, а есть мифы, с радостью передаваемые людьми из Церкви.
Вот именно в числе таких мифов находится и распространенное мнение о том, что в отличие от католиков, православие никогда не прибегало к понуждению в вопросах веры, что православный мир не знал ни инквизиции, ни крестовых походов, ни костров...
К сожалению, это не так. Крестовых походов вообще не было бы, если бы о них не просила и в них не участвовала православная Византийская Империя.
И преследования еретиков, и сожжения колдунов также были в православной истории...
Самая страшная ошибка миссионера — это насилие. Но готовы ли церковные люди назвать преступной политику своих былых империй (и Византийской и Российской) — когда миссия строилась на подарках, освобождении от налогов, репрессиях, а нередко и на прямых угрозах? ...
«Миссионерское» насилие вырастает из забвения вроде бы очень простой истины: спасению подлежит не «что», а «кто». Не вещь, а человек. Человек не просто «объект» спасения, претерпевающий некие спасительные действия (Бога, Церкви, миссионера), а субъект спасения, который должен с сознанием и свободным желанием совершить некий свой, собственный выбор, без которого никакие извне влагаемые в него «лекарства» не подействуют. Если же человека понуждают к участию в церковном таинстве — то тем самым именно «ревнители» сквернят таинство Христа. 
Подробнее можно ознакомиться с примерами из истории в главе "Миссия и насилие" книги диакона Андрея Кураева "Перестройка в церковь".

Вопрос в другом: можем ли мы утверждать, что искажения стали законом миссии Церкви? Можем ли мы утверждать, что всех и вся принуждали к принятию христианства?
И вообще встает вопрос, а что понимать под насилием в вопросах веры?
Когда атеисты говорили нам в школе, что Бога нет - это насилие?

Священник Александр Усатов

в итоге мы тут можем много привести примеров насилия.
Но не для этого я начал ветку.
Нужно дать этому оценку.
Соответствует ли такой подход закону церковной жизни, или нет?
Ведь христиане согрешают, это не секрет.
При этом по словам протоиерея Валентина Свенцицкого «Грех в Церкви есть грех не Церкви, но против Церкви».

Священник Александр Усатов

#3
«и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» Лук. 9:52-56

Накануне обращения императора Константина, то есть на излете гонений, Лактанций говорил:
«Мы никого не удерживаем против его воли, ибо Богу бесполезен тот, кто лишен веры... Весьма далеки друг от друга пытки и благочестие; не хочет истина соединяться с насилием... Религию следует защищать не убивая, а умирая... Ничто столь не добровольно, как религия» (Божественные установления 5,19,13-22).

В частности, после первой казни еретика в IV в."вызванный этим повсюду ужас показывает, что все отнеслись к казни как к отвратительному новшеству. Приписанные Присциллиану гностические и манихейские умозрения вызвали то исключительное отвращение, которое Церковь всегда питала к ересям этого рода. Но когда он, осужденный тираном Максимом в Трире, был подвергнут пытке и предан казни с шестью своими учениками, а остальные были сосланы на острова в сторону Бре­тани, то по всей Европе раздался громкий крик негодования. Из двух епископов, преследовавших Присциллиана, один был прогнан со своей кафедры, а другой сам удалился на покой. Святитель Мартин Турский, сделавший все возможное, чтобы помешать этому жестокому решению, отказался иметь общение не только с этими епископами, но и с теми, кто находился с ними в сношениях"

Виктор

Основанная русским миссионером архимандритом (затем архиепископом) Николаем (Касаткиным) (1836—1912), который прибыл в Японию в 1861 году по решению Священного синода Русской православной церкви. В 1870 году он основал и возглавил Русскую православную миссию в Японии. Перевёл на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор.

Церковный собор, состоявшийся в июле 1879 года в лице 112 делегатов-японцев постановил ходатайствовать перед Святейшим Синодом о рукоположении начальника Миссии архимандрита Николая (Касаткина) в сан епископа. В Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая в епископа Ревельского, викария Рижской епархии. 28 марта 1906 года указом Святейшего Синода епископ Николай был возведён в сан архиепископа.

В 1880 года Японская православная Церковь насчитывала 5377 членов, 6 японских священников, 78 японцев-катехизаторов. Для подготовки преподавателей и священнослужителей была учреждена духовная семинария в Токио и 6 духовных училищ. Имелись две школы для обучения девочек.

В 1912 году (на последний год служения архиепископа Николая) в Японии насчитывалось уже 33 тысячи православных христиан и 266 приходов. Было открыто и построено 175 временных церквей и 8 церквей стационарных, в клире состояло 40 священнослужителей-японцев.


Виктор

Во время русско-японской войны остался со своей паствой в Японии, однако в богослужениях участия не принимал, так как согласно чинопоследованию литургии, японские христиане молились о победе своей страны над Россией. 24 марта 1906 года Святейший Синод возвел его в сан архиепископа Токийского и всея Японии.

После кончины о. Николая японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение в пределах города-первый иностранец в истории Японии.

10 апреля 1970 года причислен к лику святых. Ему составлена служба, опубликованная в 1978 году. В лике равно апостольных.

Священник Александр Усатов

Получается, что Япония была крещена без огня и меча!
«вначале завоевать любовь, а потом нести слово», - это было руководящим правилом всей деятельности апостола Японии

Александр

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 29, 2010, 22:07:34  
Получается, что Япония была крещена без огня и меча!
«вначале завоевать любовь, а потом нести слово», - это было руководящим правилом всей деятельности апостола Японии
А что, Япония уже православныя страна??? Просвещена??
Мне вот стало интересно, а были ли в Японии, например, православные премьер-министры??
Список премьер-министров баптистов я могу предоставить, а Вы Виктор??
Если говорить о численности, то баптистов в Японии в разы больше, чем православных, и миссия успешнее. Так что вопрос, кто Японию просвещает??

Священник Александр Усатов

Вообще-то мы начали говорить не про количество баптистов, а про миссионерские приемы исторической Церкви. Когда баптистов еще не было.

Александр

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 21:16:36  
Вообще-то мы начали говорить не про количество баптистов, а про миссионерские приемы исторической Церкви.
Вот и я про тоже.
Я просто хотел показать, что на примере Японии православная миссия выглядит бледновато.

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 21:16:36  
Когда баптистов еще не было.
Баптисты были.
И миссия в Японии началась практически одновременно. И при одинаковых условиях...

Священник Александр Усатов

Александр, я еще раз повторяю, что здесь мы не сравниваем успехи миссии православных и баптистов!
Где были баптисты, когда св.Стефан Пермский переводил Библию на язык зырян? Или когда во времена монголо-татарского нашествия. И разве баптисты провели колонизацию русского севера? Этим занимались ученики прп.Сергия Радонежского. Они строили монастыри и учили народ. В том числе наставляли князей.
Во всем этом насилия не было.

Александр

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 22:11:40  
Александр, я еще раз повторяю, что здесь мы не сравниваем успехи миссии православных и баптистов!
И я ещё раз повторяю, православная миссия выглядит (в современных условиях) бледновато, даже по сравнению с баптисткой. Я бы даже более сказал бы - в некотором застое.

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 22:11:40  
И разве баптисты провели колонизацию русского севера? Этим занимались ученики прп.Сергия Радонежского. Они строили монастыри и учили народ.
Во-первых, я привел пример при равных условиях. Япония это ярчайший пример!
Во-вторых, из-за русского севера и дальнего востока у баптистов в России происходит наибольший рост. Так что и баптисты в настоящее время и проводят, и занимаются русским севером...

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 22:11:40  
Во всем этом насилия не было.
Тема та делится как бы на две: насилие (навязывание) веры и свободный выбор веры.
Так я в теме (пока) свободный выбор веры, и о насилии не говорю.

Виктор

Цитата: Александр от декабря 30, 2010, 17:53:53  
Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 29, 2010, 22:07:34  
Получается, что Япония была крещена без огня и меча!
«вначале завоевать любовь, а потом нести слово», - это было руководящим правилом всей деятельности апостола Японии
А что, Япония уже православныя страна??? Просвещена??
Мне вот стало интересно, а были ли в Японии, например, православные премьер-министры??
Список премьер-министров баптистов я могу предоставить, а Вы Виктор??
Если говорить о численности, то баптистов в Японии в разы больше, чем православных, и миссия успешнее. Так что вопрос, кто Японию просвещает??

А что, Япония баптиская страна??? Просвещена??
Один премьер-министр не продержавщися и года-это плюс или минус????
Главное качество, а не количество. А то, что японцы любят петь-я знаю.

Виктор

Цитата: Александр от декабря 30, 2010, 21:58:26  
Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 21:16:36  
Вообще-то мы начали говорить не про количество баптистов, а про миссионерские приемы исторической Церкви.
Вот и я про тоже.
Я просто хотел показать, что на примере Японии православная миссия выглядит бледновато.

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 21:16:36  
Когда баптистов еще не было.
Баптисты были.
И миссия в Японии началась практически одновременно. И при одинаковых условиях...
Александр сравните до 1917 года.

Виктор

Цитата: Александр от декабря 30, 2010, 22:31:24  
Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 22:11:40  
Александр, я еще раз повторяю, что здесь мы не сравниваем успехи миссии православных и баптистов!
И я ещё раз повторяю, православная миссия выглядит (в современных условиях) бледновато, даже по сравнению с баптисткой. Я бы даже более сказал бы - в некотором застое.

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 22:11:40  
И разве баптисты провели колонизацию русского севера? Этим занимались ученики прп.Сергия Радонежского. Они строили монастыри и учили народ.
Во-первых, я привел пример при равных условиях. Япония это ярчайший пример!
Во-вторых, из-за русского севера и дальнего востока у баптистов в России происходит наибольший рост. Так что и баптисты в настоящее время и проводят, и занимаются русским севером...

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 22:11:40  
Во всем этом насилия не было.
Тема та делится как бы на две: насилие (навязывание) веры и свободный выбор веры.
Так я в теме (пока) свободный выбор веры, и о насилии не говорю.
После войны 1945 года очень сильное влияние на Японию США и бабтиской церкви соответственно, даже войска американские в Японии.
В самой России идет возрождение православия, о каких равных современных условиях говорится(на счет Японии)
Одинаково все началось в России сравнивайте.