Подготовка к крещению взрослых

Автор Священник Александр Усатов, августа 15, 2010, 07:23:36

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Предлагаю в этой ветке делиться вопросами и соображениями по поводу оглашения, т.е. подготовки к принятию Крещения

Александр

Что необходимо знать взрослому человеке перед принятием крещения?

Священник Александр Усатов

задача катехизатора заключается в том, чтобы доходчивым и ясным языком показать желающему крестится человеку незамутненный образ православного вероучения и помочь в преодолении стереотипов.
Основные вероучительные темы огласительных бесед определены Символом веры.

Священник Александр Усатов

#3
Анализ существующих подходов по наполнению курса оглашения показывает, что малоэффективна беседа с некрещеным человеком, в основе которой лежит буквальное истолкование Символа веры, десяти заповедей Закона Божия, заповедях Блаженств и Молитвы Господней. [spoiler]Подобный подход удобен там, где воспринимающие уже являются носителями христианской культуры, живут в церковной среде, и для себя уже дали ответ: кто они и с Кем они.
Огласительные беседы призваны помочь человеку обрести личную и живую веру в Бога, доверие Богу и верность Ему, а не только «правильную» идеологию . Современный человек, желающий принять Крещение, не имеет точного представления о смысле жизни, вере и Боге. Поэтому катехизатор призван раскрыть перед ним евангельские основы веры, познакомить человека с тем, что Сам Бог открыл людям, а также с основами богословского осмысления этого Откровения. На этой беседе можно рассказать о Евангелии как Книге Жизни и Благой Вести о спасении во Христе.
В первой беседе внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека с просьбой о Крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов Крещения, ответам на его вопросы.
Уже на первой беседе необходимо определиться с оглашаемыми в понятиях, чтобы говорить с ними на одном языке.
Схема рассуждений: Бог – Человек – Вера (Религия). Эти понятия нужно раскрыть в следующих аспектах:
Бог - Кто? или «что»? Безликая энергия или Личность? Молитва как общение с Богом. Бог как Творец мира, человека и Промыслитель.
Человек - состав природы человека, образ и подобие Божие, указать на динамичность личности, присущее ей неотъемлемое религиозное чувство и духовную жажду.
Вера - как устремленность человека к Богу, как ответ человека на Откровение и Призыв Божий, как доверие человека другой Личности и верность Ей.
Религия как живой и личностный союз Бога и человека. Её кардинальное отличие от магии, в основе которой лежит попытка механически овладеть духовной силой и заставить ее служить своим земным целям.
Преодоление магических убеждений у новоначальных христиан является залогом построения их правильных отношений с Богом.
На второй беседе необходимо рассмотреть учение Церкви о спасении человека («от чего и с помощью чего мы хотим спастись?»). Спасение как приобщение к восстановленной Христом связи с Богом.
Во время этой беседы полезно рассмотреть взгляд Церкви на истинное зло - Грех:
Зло - это кто или что?
Рассуждения могут следовать схеме: Диавол – Грех - Последствия греха (поврежденность человеческой природы)  - необходимость исцеления человеческой природы во Христе .
Представление о грехе у людей бывает весьма искаженным и ограниченным списком смертных грехов и обрядовыми нарушениями. Без евангельского представления о грехе, о поврежденности человеческого естества невозможно понимание спасения во Христе. Поэтому во время беседы необходимо заложить основы святоотеческого понимания святости, греха и страстей как его первопричин (без углубления в аскетическую практику) .
Сопутствующие понятия: покаяние, обеты крещения, отречение от сатаны. Раскрытие члена Символа веры: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов».
Немаловажно и введение в христианскую нравственность, раскрываемую через рассмотрение трех евангельских притч: о блудном сыне, о самарянине и о талантах.
Третья беседа с оглашенными предполагает обсуждение главных событий истории спасения в объеме Символа веры : Творение, грехопадение, Промысел Божий в ветхозаветном мире, Боговоплощение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница.
Важно показать оглашенному, что принимая Таинство Крещения и приобщаясь к церковной жизни, он становится участником общечеловеческой истории спасения, и лично воспринимает спасительные плоды Искупительного подвига Христа.
На заключительной четвертой беседе необходимо подробно рассказать о чинопоследовании Таинства Крещения  и показать, как центральное событие истории спасения (Смерть и Воскресение Спасителя) актуализируется в литургической жизни Церкви и соотносится с жизнью каждого христианина.

Огласительные беседы призваны содействовать проявлению у людей чувства Церкви и формированию правильных понятий о её устройстве, свойствах и Таинствах.
Во время этих бесед необходимо рассмотреть следующие аспекты:
- ошибочность представлений об абстрактной принадлежности к Церкви, существовании внецерковного христианства и веры в «Бога в душе»;
- церковность христианина выражается через участие в определенном Евхаристическом собрании . [/spoiler]

Священник Александр Усатов

Москва. 30 марта. ИНТЕРФАКС -
В Хакасии и Тыве священники будут совершать крещение только тех, кто перед этим пройдет цикл из восьми огласительных бесед.

Новый порядок в Абаканской и Кызылской епархии вступает в силу с 5 мая, сообщает в среду сайт Московского патриархата.

Число таких бесед может сокращаться до одной или двух только во время миссионерских поездок в те населенные пункты, где нет храмов. В случае крещения детей оглашение будут проводить крестные или родители. Исключения из этой практики будут возможны лишь по особым обстоятельствам и по личному благословению правящего архиерея.

Кроме того, крещения взрослых и детей до 7 лет будут, как правило, совершаться раздельно.

Димитрий Хлытчан

Как быть, если огласительных бесед нет или для формальности проходят на 1-2 ч. Так например ,родители хотели Крестить ребенка в Старочеркасске в монастыре.Им сказали ,что родители должны пройти 4-х дневные огл. беседы,они отказались и нашли в Ростове Храм ,где их ребенка покрестили без оглашения. "Эти родители не воцерковленные люди".

Священник Александр Усатов

Цитата: Димитрий Хлытчан от апреля 02, 2011, 19:52:33  
Им сказали ,что родители должны пройти 4-х дневные огл. беседы,они отказались и нашли в Ростове Храм ,где их ребенка покрестили без оглашения. "Эти родители не воцерковленные люди"
Видимо, в этом храме не смогли организовать полноценный огласительный курс.

Священник Александр Усатов

Если взрослый человек не знает, был ли он крещен ли во младенчестве. Если об этом не знают родители, или это невозможно выяснить, такого человека необходимо готовить к Крещению и крестить.
Обычно при этом священник добавляет слова: "Если не крещен, то крещается раб Божий...."

Вадим Петрович

Цитата: Священник Александр Усатов от июля 22, 2011, 10:29:29  
Если взрослый человек не знает, был ли он крещен ли во младенчестве. Если об этом не знают родители, или это невозможно выяснить, такого человека необходимо готовить к Крещению и крестить.
Обычно при этом священник добавляет слова: "Если не крещен, то крещается раб Божий...."
А как же - "Едино Крещение"? Нет противоречий?

Инна Игоревна

Нет, ведь "Аще не крещен..."
А аще крещен, то не крещается :)

Вадим Петрович

Цитата: Инна Игоревна от марта 24, 2012, 15:00:08  
Нет, ведь "Аще не крещен..."
А аще крещен, то не крещается :)
Cпасибо! :)

eley

«Учите их соблюдать всё, что Я научил вас». (Св. Евангелие от Матфея 28:20). Именно поэтому появились оглашенные. Оглашение – получение устного наставления. В древней церкви, оглашенные получали наставления в виде краткого изложения основ веры, сформулированном в символе веры. Впервые века христианства людей крестили осторожно, готовя их к мучениям и страданиям. Порой утверждение в вере, до самого Крещения проходило от года до трёх. И наконец, само крещение приурочивалось к празднику Пасхи, а уже позже и к другим двунадесятым праздникам. Оглашенных облачали в белые одежды (символ чистоты) которые не снимались на протяжении всей Светлой седмицы. Со временем чин оглашенных сократился и теперь имеет форму богослужения.