Жертва Христова.

Автор Афанасий, июня 21, 2014, 22:10:17

« назад - далее »

Афанасий

Вопрос кажется простой и ответ на него давно известен. В чем суть жертвы Христовой? Не цель, а именно суть, смысл, содержание духовное.
Мы говорим Он искупил нас, но у кого? У Бога? У сатаны?

Алексей'

Цитата: Афанасий от июня 21, 2014, 22:10:17  
Мы говорим Он искупил нас, но у кого? У Бога? У сатаны?
А зачем вы так говорите? Не надо так говорить.

Афанасий

Цитата: Лёша от июня 21, 2014, 22:21:41  
А зачем вы так говорите? Не надо так говорить.
Я не говорю. Я спрашиваю.
Вас страшит что-то? Слово сатана? В Библии оно употребляется по крайней мере 56 раз.

Сергий программист

Израиль приносил жертвы только Богу. Причем здесь сатана?
Жертва заклания приносится Богу для примирения. Это средство благодати к воссоединению человека с Богом.

Афанасий

Цитата: Сергий программист от июня 21, 2014, 23:17:45  
Израиль приносил жертвы только Богу. Причем здесь сатана?
Жертва заклания приносится Богу для примирения. Это средство благодати к воссоединению человека с Богом.
Открываем Библию и весь Ветхий Завет практически пронизан учением о жертве.
Бог Сам учит как правильно приносить жертву. Как разделывать её как сжигать какие части, что можно съедать священнику и т.д.

Открываем Новый Завет и вдруг видим совсем другое от  Иисуса Христа: "если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных" (Мф. 12:7)
Так что же происходит? Бог передумал? Или это мы что-то не так читаем?

Диакон Дионисий Сакович

А в данном контексте где разница между словами "цель" и "суть,смысл"?

Диакон Дионисий Сакович

Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь – кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но [получает] самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу, то, во-первых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и по тому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием»

Диакон Дионисий Сакович

в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, всегда, ныне и присно, явлена нам на Литургии, потому что на Литургии является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.
Бескровная Жертва – одно из названий Таинства Евхаристии.

Священник Роман Зимин

Цитата: Афанасий от июня 21, 2014, 23:44:15  
Так что же происходит? Бог передумал? Или это мы что-то не так читаем?
Не передумал. И в Ветхом Завете звучало подобное:

«Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои» (Пс. 49:10-15).

То есть в жертвоприношении Бог не нуждается. Оно необходимо людям, чтобы выразить любовь к Богу и покорность. Кроме того ветхозаветные жертвоприношения - это прообраз Крестной Жертвы Спасителя.

А ещё жертва может быть Богу оскорбительна, если приносится без сокрушения о грехах - Исаия, гл. 1:

   "10   ¶Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!
   11   К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
   12   Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
   13   Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!
   14   Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
   15   И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови".

Афанасий

Согласен со всем о. Роман, но остается вопрос все-таки.
Кому жертва Христова?

Афанасий

Цитата: Лев Давыдов от июня 22, 2014, 23:24:59  
потому что на Литургии является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.
Бескровная Жертва – одно из названий Таинства Евхаристии.
А вне литургии Христос нам является?
И кстати евхаристия это что?
Мы часто употребляем привычные нам слова, но всегда ли понимаем их истинный смысл?

Афанасий

Цитата: Лев Давыдов от июня 22, 2014, 23:21:09  
Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь – кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но [получает] самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу, то, во-первых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и по тому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием»
Не подскажете кому принадлежат сии мудрые слова? ;)

Афанасий

Кстати.
Вот по учению Григория Нисского, человек в результате грехопадения оказался в рабстве у диавола; для того, чтобы искупить его, необходимо было заплатить диаволу компенсацию, выкуп; в качестве выкупа предложен был человек Иисус Христос; диавол принял Его в обмен на человечество, однако под "приманкой" человеческой природы Христа скрывалось Божество, Которое диавол не сумел удержать: так Бог "обманул" диавола. (Большое Огласительное Слово 22-24.)

Как вам такая версия?

Священник Роман Зимин

Это красивый образ. Но он не единственный. И мне больше нравится, так сказать, "органическая" концепция спасения: Христос пришёл, чтобы обновить, исцелить и обожить нашу повреждённую грехом природу. Воссоединить нас с Источником жизни.

В этом смысле Христос именуется в богослужении Новым Адамом. Это образ селькохозяйственной прививки. Старый корень - Адам - погиб, дерево, растущее из него, также обречено. Но приходит начальник обновлённого человечества и соединяет нас с Собой - Ин, гл. 15:

   "1   ¶ Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.
   2   Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
   3   Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
   4   Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
   5   Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего".


Жертва несомненно приносится на алтарь Святой Троицы. Сам Христос, по словам молитвы Херувимской песни есть "приносящий (жертву) и приносимый, приемлющий (жертву) и раздаваемый".

Священник Роман Зимин

Обсуждаемый вопрос занимал умы богословов очень давно. И вот, на Константинопольском соборе 1156–1157 гг. было окончательно сформулировано учение о принесении Крестной жертвы:

Крестная жертва приносится Господом Иисусом Христом по Его человеческой природе (никак не по Божеству), а приемлется всей Пресвятой Троицей — Отцом, Сыном и Святым Духом /"Догматическое богословие" прот. Олега Давыденкова/.

В основу этого утверждение ложится представление о различении природ и ипостасей, как в Самой Троице, так и в Господе Иисусе Христе. И о том, что воля и действования (в данном случае - принесение Жертвы и Её принятие) - это атрибуты природы, а не ипостаси.