"Благая беседа" - Православный форум

Жизнь Церкви => Вопросы практической церковной жизни => Тема начата: Священник Александр Усатов от апреля 24, 2011, 15:27:33

Название: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Священник Александр Усатов от апреля 24, 2011, 15:27:33
Как думают форумчане, для чего в Церкви так много чинов освящения?
Напомню, что освящаются колесницы (автомобили), яйца и мясо, колодцы и дома (квартиры).

Что означает такое освящение вещи или продукта?
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Священник Роман Зимин от апреля 25, 2011, 14:10:21
Мне кажется, здесь присутствуют мотивы благодарения Богу и испрашивания Божьего благословения. Много чинов - больше поводов вспомнить о Боге, обратиться к нему в общей церковной молитве.
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Священник Александр Усатов от апреля 25, 2011, 14:33:00
Цитата: Диакон Роман Зимин от апреля 25, 2011, 14:10:21  
Мне кажется, здесь присутствуют мотивы благодарения Богу и испрашивания Божьего благословения. Много чинов - больше поводов вспомнить о Боге, обратиться к нему в общей церковной молитве.
Тогда еще вопрос: а как воспринимать эти освященные продукты и вещи?
Они приносят "пользу" людям?
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Священник Александр Усатов от апреля 25, 2011, 14:39:11
На Пасху освящали артос - особый хлеб.

Читали такую молитву (привожу на русском языке):
Всесильный Боже, Господи Вседержитель! Ты повелел чрез раба Твоего Моисея при исходе Израиля из Египта и освобождении народа Твоего от горького рабства фараону заколоть агнца, прообразуя добровольно закланного за нас на Кресте Агнца, подъемлющего грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого мы получили освобождение и выход из вечного рабства врагу и избавление от несокрушимых уз ада. Так и мы, рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ныне в этот всесветлый, и преславный, и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством, смиренно молим Тебя: воззри на этот хлеб, благослови и освяти его. Нас же, его принесших, и целующих его, и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали, здравие всем подавая. Ибо Ты источник благословения и исцелений Податель, и Тебе славу воссылаем, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благими Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Итак, мы ожидаем стать причастниками Божьего благословения через вкушение освященного хлеба - артоса. Ожидаем здоровья и исцеления от болезней.
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Священник Александр Усатов от апреля 25, 2011, 14:43:57
А теперь посмотрим, что сказано про освящение продуктов на Пасху.

Молитва во еже благословити брашна мяс, во святую и великую Неделю Пасхи.

Призри Господи Иисусе Христе Боже наш, на брашна мяс, и освяти я, якоже освятил еси овна, егоже Тебе приведе верный Авраам, и агнца, егоже Тебе Авель во всеплодие принесе: подобне и тельца упитаннаго, егоже жрети повелел еси сынови Твоему заблуждшему, и паки к Тебе возвращшемуся: да якоже той сподобися Твоея благости насладитися, сице и освященных от Тебе, и благословенных насладимся в пищу всех нас. Ты бо еси истинная пища, и податель благих, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва во еже благословити сыр и яица.

Владыко Господи Боже наш, зиждителю и содетелю всех, благослови млеко огустевшее, с нимже и яица, и нас соблюди во благости Твоей, яко да причащающеся их, Твоих независтно подательных даров исполнимся, и неизглаголанныя Твоея благости: яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Далее читаем особое указание:
Вестно же буди: яко сицевый, мяс и набелу, принос, несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют, и приемлют, и ему со всяким говением якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иереа предложенными молитвами в снедь благословено будет: Пасха бо Сам Христос есть и Агнец вземляй грехи мира, на олтари в безкровной Жертве, в пречистых Тайнах, честнаго Тела, и животворящия Крове Своея, от иереа Богу и Отцу приносимый, и Тому достойно причащающиися истинную ядят Пасху.
И сего ради оныя приносы, яко не суть пасха, во олтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церкве, или в притворе, молитвою благословити.
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Елена_K от апреля 25, 2011, 16:10:56
Думаю, что, освящяя эти предметы, мы испрашиваем благословение на них, да послужат нам во благо, но при этом символически приносим их в жертву, что означает, в том числе, что мы намереваемся использовать их благоразумно, по-христиански.
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Священник Александр Усатов от апреля 25, 2011, 16:47:09
Цитата: Елена_K от апреля 25, 2011, 16:10:56  
Думаю, что, освящяя эти предметы, мы испрашиваем благословение на них, да послужат нам во благо, но при этом символически приносим их в жертву, что означает, в том числе, что мы намереваемся использовать их благоразумно, по-христиански.
кушая их? ;)
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Священник Александр Усатов от апреля 25, 2011, 16:49:27
эти молитвы показывают, что пасхальные куличи лишь отдаленно напоминают нам о Хлебе Жизни.
А освящение их в храме говорит о благословении на прекращение поста.
Часть продуктов люди жертвуют на Храм. Это уже собственно милостыня.
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Елена_K от апреля 25, 2011, 16:51:57
Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 25, 2011, 16:47:09  
Цитата: Елена_K от апреля 25, 2011, 16:10:56  
Думаю, что, освящяя эти предметы, мы испрашиваем благословение на них, да послужат нам во благо, но при этом символически приносим их в жертву, что означает, в том числе, что мы намереваемся использовать их благоразумно, по-христиански.
кушая их? ;)
:D Это о вещах. О колесницах, например. А о мясах - не объедаясь.  ;D

Ну а в жертву же мы приносим Хлеб и Вино? И сами потребляем.

Яблоки, как начатки урожая, тоже символически приносятся в жертву, а съедаем их мы.
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Священник Александр Усатов от апреля 25, 2011, 16:55:01
Давайте не путать дары для Евхаристии (просфоры и вино) и освящение продуктов для вкушения дома.

ЦитироватьЯблоки, как начатки урожая, тоже символически приносятся в жертву, а съедаем их мы.
Не символически. Человек реально отрывает часть урожая от себя. Жертвует
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Священник Александр Усатов от апреля 25, 2011, 18:23:05
Еще возникают вопросы об освящении предметов и продуктов.

Для кого-то это возможность получить здоровье. Для кого-то это святыня, соединяющая с Богом.

В связи с этим предлагаю вспомнить, каким образом человек может стяжать Духа Божия?
Как это в реальности происходит? Каков Путь?
Скушать освященный кулич?
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Игорь от апреля 25, 2011, 21:35:36
Мы видели множество людей приносящих на освящение все подряд, причем в храме многие бывают только на Пасху, да и то около храма, на службу не заходят. Парадоксально и печально то, что пришедши к началу службы, стоят на улице и ждут именно освящения продуктов в течении многих часов, да еще ропщут, что батюшки задерживаются... Вкладывая в это освящение и благословление свой сакральный смысл, будто чрез эти потребленные продукты они освятятся и очистятся от скверны греха. Поэтому и освящают все подряд и кулич и водку, главное чтоб побольше всего освященного:( Очень печально это.....
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Алексей' от апреля 25, 2011, 22:30:23
Цитата: Игорь от апреля 25, 2011, 21:35:36  Очень печально это.....
А меня это очень трогает.  За этими неуклюжими и судорожными какими-то попытками слышно: "Господи! помоги моему неверию"! Они ещё делятся своей добытой в Церкви святынькой. Приносят с большим почтением и вручают. Честное слово, такой подарок мне милее душеспасительных безукоризненных бесед.
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Игорь от апреля 26, 2011, 10:42:52
Цитата: Лёша от апреля 25, 2011, 22:30:23  
Цитата: Игорь от апреля 25, 2011, 21:35:36  Очень печально это.....
А меня это очень трогает.  За этими неуклюжими и судорожными какими-то попытками слышно: "Господи! помоги моему неверию"! Они ещё делятся своей добытой в Церкви святынькой. Приносят с большим почтением и вручают. Честное слово, такой подарок мне милее душеспасительных безукоризненных бесед.

Леша, печально магическое отношение к этой добытой святыньке! Вот для этого и нужны беседы.....
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Алексей' от апреля 26, 2011, 11:53:50
Цитата: Игорь от апреля 26, 2011, 10:42:52  ...Печально магическое отношение к этой добытой святыньке! Вот для этого и нужны беседы.....
А для меня, наоборот, радостно. Потому что есть надежда на то, что эти люди пойдут дальше в своей несовершенной вере (для этого и нужны беседы ) и не будут посрамлены даже и в своём хромом уповании.
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Священник Александр Усатов от апреля 26, 2011, 12:47:38
Ответ Владимира Б. я перенес в новую тему:
Как стяжать благодать? (http://psgp.ru/forum/index.php?topic=314.new#new)
Название: Re: Значение освящения предметов и продуктов
Отправлено: Священник Александр Усатов от апреля 27, 2011, 08:29:22
Свои соображения по данной теме с немалой тревогой изложил прот. Игорь Прекуп в статье Освятить и скушать (http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/3007/):

Вдумаемся: что происходит в Великую субботу день-деньской? Народ несет в храмы и выносит еду. Вносит и выносит, вносит... выносит. А взмыленный батюшка все это освящает, освящает, а народ вносит-выносит, и народу-то, народу!!!.. И все радуются. И правильно радуются: Пасха! Наконец-то человек в храм пришел, чай не басурманин какой! Даст Бог через год снова придет, а сейчас отпразднует Пасху, чокнувшись яичком, отведав кулича да вкусив пасхи...

Кошмар.

И ужас.

Нет, конечно, кошмар и ужас не в том, что люди сядут и радостно встретят праздник, увлеченно познавая «как прекрасен этот мир». Это-то на здоровье (в самом деле, дай Бог, чтобы наши кулинарные достижения не слишком вступали в противоречие с объективными законами физиологии, потому как все равно последнее слово за ней, родимой).

Кошмар, ужас и мрак состоит в том, что большинство людей пасхальным застольем заменяют, или, лучше сказать, подменяют Трапезу Господню: Божественную Литургию...

Ну, допустим, кто-то из них еще придет на крестный ход: прийти к началу, посмотреть или даже пройтись вместе со всеми – для многих это святое дело, после чего можно и по домам – праздновать! А остальные?..

Понятно, что все познается в сравнении, что у пришедшего в этот день освятить яства, может остаться что-то такое на сердце, что побудит его прийти снова уже в другое время. На службу ли, просто в промежутке – это уж как сложится. Хорошо, если так.

Но речь не о тех, кто рад бы прийти и «отстоять» пасхальную заутреню хотя бы. Когда человек хочет, но то ли по немощи, то ли из-за обстоятельств не может – это грустно, но все же не страшно. А вот, когда ему, чтобы считать, что праздник удался, не просто хватает ритуальных яств, но ему этого ПРИНЦИПИАЛЬНО хватает, и «нечего меня парить!..» – вот это по-настоящему страшно. Потому что под пасхальной вывеской происходит ритуальная трапеза, ничего общего с ней не имеющая, сколько бы ни раздавалось пасхальных приветствий при обильных возлияниях (которые, кстати, многими начинаются еще в Великую Субботу днем).
Где ритуал – там и культ. Праздник Христов, праздник Его Воскресения, открывающего дорогу нашему воскресению из мертвых, начинается на паперти, когда возглашается перед входом в храм возглас утрени и поется пасхальный тропарь, но только начинается, а продолжается-то он чудесной Пасхальной заутренней и достигает своего пика на Литургии во всеобщем причащении (опустим, как бы помягче выразиться, порочную практику непричащения мирян в пасхальную ночь под надуманным предлогом, что «благодать и так изобилует»). Это Трапеза Христова: Он Себя дает нам в снедь; Он – «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58), дает Себя нам в пищу, чтобы мы тем самым Его смерть возвещали, Его воскресение исповедовали**. После этого уместно и разговеться. Тогда застолье будет как бы продолжением трапезы любви, начатой за богослужением. Но без всего этого...

Без этого мы имеем какой-то параллельный культ, паразитирующий на пасхальной теме. Причем о культе можно говорить без натяжки: где ритуал, там и культ, но если это не Христов культ, то чей тогда?!

Разумеется, я не берусь утверждать, что это трапеза бесовская (хотя иной раз...), но, что при этом происходит какое-то уклонение в сторону от Христа – несомненно. «Их бог – чрево» (Флп. 3; 19)

Для многих людей любой праздник – просто повод получить удовольствие. Кто и к Празднику праздников так относится, тот служит идолу наслаждения под видом поклонения Христу, да, впрочем, и вида зачастую не делает, просто пользуется христианскими ритуальными атрибутами за неимением других.

Ну, а во-вторых?

А во-вторых, избегая вышеописанного мрака и верно расставляя приоритеты, следует проявить осторожность в том, чтобы не превращать освященные пасхальные яства в подобие кошерной пищи. Безусловно, хорошо, что к освященным снедям отношение несколько иное. Несомненно, большое воспитательное значение имеет традиция не выбрасывать кожуру пасхальных яиц, а сжигать, но... когда из этого делают культ, когда тем же пасхальным яйцам приписывают особые благодатные свойства: типа, пожар потухнет, если бросить в огонь пасхальное яйцо (пример из этнографической копилки автора) – это опять же начинает попахивать язычеством.

Достойно внимания, что в Цветной Триоди, непосредственно после молитв на освящение пасхальных яств, дается пояснение, что это всё не какая-нибудь святыня, «несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение», а освящение – это благословение, по прошествии поста, вкушать их. То есть освящение яств – это не выделение конкретных куличей и пасок, яиц да колбас*** и прочих «брашен» в какую-то сакральную снедь, а благословение на всю вообще скоромную пищу, которая через эти «начатки» освящается, т.е. на разговение. Христианин призывается к ее вкушению, дабы вместе с обильно подаваемыми Богом дарами наполняться Его благостью (см. молитву на освящение сыра и яиц): вместе с принятием тленной пищи мы, проникаясь благодарностью к ее Подателю, приобщаемся Его благости нетленной.