Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - Священник Роман Зимин

#1531
Думаю, главное об этой иерархии сказал Господь Иисус Христос здесь: «... первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». (Мк. 12:29-31)

И не думаю, что относительно этих слов Спасителя есть какое-то различие для находящихся в браке и холостых. Главной ценностью, главным объектом нашей любви должен быть Бог.

Другое дело, что «есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. <...> Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». (1 Кор. 7:30-40) Т.е., пребывая в безбрачии,  человек может быть менее связан необходимостью заботиться о житейских нуждах и больше внимания уделять духовным трудам.

Что касается любви к себе, то заповеди "возлюби себя" в Священном Писании, насколько я знаю, нет. Зато есть указания прямо противоположного содержания: «... отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24) «... кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35).

Приведённый Вами евангельский призыв возлюбить ближнего, как самого себя, думаю, указывает на столь обычную нашу заботу о своем благополучии и подвигает нас с неменьшим усердием послужить пользе другого человека.

О необходимости любви к родственникам и заботы о них говорит апостол Павел: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8 ). Но не к этой только любови, которая должна быть естественным ответом на доборое к нам расположение, призываются христиане. Господь говорит: «... если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. <...> Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:32-35)

#1532
Вот, что сказано по этому поводу в Толковой Библии Лопухина:
"Екклезиаст на собственном опыте убедился, что приобретение мудрости и знания оказалось такой же суетой, такой же погоней за ветром, как и всё в человеческой жизни. Оно не только не доставило ему счастья, но, напротив, увеличило его страдания, показав всю призрачность человеческих надежд, всю безрезультатность человеческих стремлений, обнажив ничтожество всего земного".
#1533
А ещё ярлыки на рабочем столе иногда называют "иконками". Может быть, здесь вопрос в ассоциациях? Кажется, греческий оригинал этого слова можно перевести  просто как "образ".
#1534
Но они, видимо, наглядно ставят такие вопросы, нерелигиозный ответ на которые звучит крайне неубедительно.
#1535
Один из героев фильма "9-я рота", по прозвищу Джоконда, цитируя кого-то, объясняет, как создаётся скульптура. Он говорит: "Я просто беру камень и отсекаю всё лишнее".

По-моему, часто художнику удается сказать в своём произведении гораздо больше, чем он намеревался. Наверное, композитор походит скорее на свидетеля творения, нежели на подлинного творца. Не посетит его вдохновение - ничего не выходит.

Поэтому, думаю, красота произведений вполне может не соответствовать нравственным и духовным качествам их создателей. Из каких глубин личности рождается музыка, художественный образ? Каков сознательный вклад композитора в каждое его произведение?.. Кроме того, очевидно, что можно иметь от Бога обильные дарования и не уметь ими правильно распорядиться. Писать, например, гениальную музыку ни о чём.
#1536
Суетливость на молитве, которую мы, бывает, допускаем из-за спешки, скоро начинает проявлять себя и в другое время - когда спешить уже некуда и когда ничто от молитвы не отвлекает.

Возможно, если мы будем проявлять больше усердия в такие спокойные моменты - то поспособствуем формированию обратного навыка. И внутренняя сосредоточенность уже не так легко будет нас покидать.
#1537
Думаю, подобные вопросы нужно решать индивидуально со своим духовником.

В общем случае, мне кажется, здесь важен вектор духовной жизни. Если, например, прежде я находил 20 минут, чтобы постоять утром перед иконой, а теперь мне это в тягость, то, наверное, нет ничего хорошего в такой перемене.

С другой стороны, бывают ведь и непредвиденные обстоятельства. Если опаздываем на работу, то, в качестве исключения, лучше, наверное, прочесть молитвенное правило по дороге, чем вовсе его опустить. А ещё, случается, кому-то требуется наша помощь и тогда тоже стоит, наверное, пожертвовать несколько временем на молитву ради заботы о ближних.

#1538
Мне кажется, что знакомство с произведениями творческого человека - это некая форма общения с ним. И как в диалоге с человеком лицом к лицу мы можем не только обогатить друг друга чем-то полезным, но и обменяться дурными наклонностями, так - и при знакомстве с литературными, живописными и музыкальными произведениями.

Конечно, мы не обязаны со всем соглашаться и всё увиденное и услышанное принимать. Но имеет ведь место и непосредственное воздействие искусства на подсознание.
#1539
Священник Олег Давыденков в своём "Догматическом богословии" пишет об этом так:

"Если бы человек совершенно не различал до грехопадения добра и зла, то таким образом он был бы безответственен, как животные, и сам грех как преслушание воли Божией не мог быть ему вменен. До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что он пребывал в состоянии блаженного младенческого неведения.

Свт. Иоанн Златоуст (Толкование на книгу Бытия) говорит: "Рассуди о свободе воли и преизбытке мудрости его (т. е. Адама) и не говори, будто он не знал, что добро и что зло". Прп. Макарий Египетский ("Духовные беседы") отмечает: "Человек был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или от порока, Божиим был подобием". Таким образом, свв. отцы вовсе не считали, что человек до грехопадения не знал, что такое зло.

Почему же, в таком случае, мы говорим о том, что зло было познано человеком посредством древа познания добра и зла? В еврейском тексте Библии употреблен глагол, который означает не теоретическое познание, а опытное приобщение. Действительно, личного опыта вхождения в зло у первозданного человека до грехопадения не было. Однако способность различать то, что приближает к Богу, и то, что удаляет от Него, что угодно Богу и что нет, эта способность у Адама до грехопадения была. Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. В частности, перед сотворением жены Господь сказал: "Нехорошо быть человеку одному". Эти слова представляют собой глубокое определение того, что есть зло — одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие общения
".
#1540
Наверное, батюшка, всё зависит от статуса эмбриона. Считаем ли мы его человеком, тогда он обладает присущим человеку правом на жизнь, или - только частью материнского организма.

Думаю, для христиан этот вопрос разрешается однозначно - фактом почитания праздников Благовещения и Зачатия святого Иоанна Крестителя. Существо в материнской утробе - это личность: «По обручении Матери Его Марии с Иосифом <...>, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф. 1:18), «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк. 1:41), «... жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; <...> он будет велик пред Господом; <...> и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:13-15).

Можно вспомнить и повествование из жития преподобного Сергия Радонежского: «... за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым».
#1541
Согласен, батюшка. Спасибо за прекрасные цитаты.
#1542
Здравствуйте, Константин! Мне кажется, очень важно - не обделить детей своей любовью. Пытаясь преподать им нечто полезное, постараемся и вникать в то, что их интересует. 
И начать, думаю, действительно надо с себя - чтобы на деле показать, какое благо быть православным христианином.
#1543
Вообще, мне кажется, у христиан гораздо больше причин радоваться, чем у кого бы то ни было другого.
#1544
Наверное, христианину никуда не деться от печали о своих согрешениях и от радости о неизмеримой любви Бога к нам.
И, думаю, если эти переживания не сменяются с достаточной частотой - можно говорить о какой-то патологии в духовной жизни: или мы в беспросветном унынии, или в прЕлестном восторге.
#1545
Наверное, никто уже не считатет, что в греческой мифологии можно найти реальную релегиозность. Что она может спровоцировать межрелегиозную рознь и т.п.