"Благая беседа" - Православный форум

Жизнь Церкви => Изучаем Св. Писание => Тема начата: Раб божий Константин от июня 07, 2012, 17:39:54

Название: (4Цар.2:23-24).
Отправлено: Раб божий Константин от июня 07, 2012, 17:39:54
23 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! 24 Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.
Почему Елисей был таким жестоким?
Название: Re: (4Цар.2:23-24).
Отправлено: Священник Роман Зимин от июня 07, 2012, 19:04:07
Почитал некоторые толкования. Вопросы остались.

Пророк - провозвестник воли Божьей. А проклятие - это воззвание к правосудию Божьему. Поэтому вопрос не в жестокости пророка Елисея, а в жестокости Божьего суда.

О. Александр Усатов сказал мне, что, по закону, этих детей должны были побить камнями. Но, в лице медведиц, сама природа не вынесла их греха.
Название: Re: (4Цар.2:23-24).
Отправлено: Раб божий Константин от июня 07, 2012, 19:11:37
Ну о жеcтокоcти cуда Божия мы cудить не можем, это вcе равно что вы cадовник, раcтите цветы, убираете cорняки, а цветы вдруг поумнели и cтали возмущатcя "мол какой он жеcтокий, убивает cорняки".
Название: Re: (4Цар.2:23-24).
Отправлено: Священник Роман Зимин от июня 07, 2012, 19:12:04
Нашел инетересные рассуждения.[spoiler]

"Наверное, Уильям Блейк в чем-то был прав, сказав, что проклятие бодрит, а благословение расслабляет. Сразу после некогда проклятого Иерихона Елисей идет в некогда благословенный Вефиль. Там он по-прежнему был на стороне Бога и объявил Его суд, исполнителями которого оказались медведицы. В эпоху воинствующего профетизма, то есть в IX веке до Рождества Христова, на территории Израильского царства еще произрастали леса, в которых водились медведи. Пророки Илия и Елисей в это беспрецедентно идолопоклонническое лихолетье буквально вбивали в головы вероотступников первую заповедь Декалога проклятиями и осуждениями на смерть.

Причины детских насмешек могли быть разными. Во-первых, подростки могли высмеивать внешнее несоответствие Елисея ветхозаветным стандартам мужской красоты. Ее олицетворением и эталоном являлся Авессалом, который стригся раз в год, после чего происходила церемония взвешивания волос принца. Как известно, культ волос был не единственной проблемой мятежного сына Давида, но именно этот идол, пышно произрастающий на собственной голове, его и сгубил. Елисей же мог полысеть с возрастом или носить особую тонзуру, указывающую на принадлежность к пророческой общине.

Во-вторых, он мог и вовсе не быть лысым, поскольку еврейские мужчины в дороге чаще всего покрывали голову. В таком случае насмешки погибших мальчиков могли быть абсолютно беспочвенными, произнесенными просто ради глупого веселья и вопреки заповеди уважения старших: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца, и бойся Бога твоего» (Лев. 19:32).

И, наконец, в-третьих, очень похоже, что это была издевательская и дерзкая насмешка неверия. Один из переводов (IBS) дает следующее ее звучание: «Возносись, лысый! – кричали они. – Возносись, лысый!» Если такая трактовка действительно точнее других, получается, что слух о вознесении Илии быстро распространился в южных селениях Израильского царства, но Елисея не были готовы воспринимать всерьез. В частности для жителей некогда священного Вефиля Елисей оставался лишь жалким слугой странного и косматого пророка-изгоя Илии. Я клоню к тому, что в таких ситуациях дети обычно всего лишь воспроизводят то, что слышат от родителей или других взрослых.

Таким образом, на Вефиль проклятие с последующим трауром по сорока двум детям навлекло возмутительное неверие и продолжительное идолопоклонство большинства его жителей. Синайский завет Бога с Израилем включал в себя страшный перечень проклятий в случае отступничества от него (Втор. 28:15-68). А две медведицы, скорее всего, символизировали Ассирию и Вавилон, которые Бог использовал для наказания строптивого и блудного Израиля. Поэтому реакция Елисея – это не прихоть импульсивного человека, а проклятие завета «именем Господа»".[/spoiler]
Название: Re: (4Цар.2:23-24).
Отправлено: Раб божий Константин от июня 07, 2012, 19:14:47
Понял cпаcибо батюшка Роман!
Название: Re: (4Цар.2:23-24).
Отправлено: Священник Роман Зимин от июня 07, 2012, 19:15:36
Цитата: Раб божий Константин от июня 07, 2012, 19:11:37  
Ну о жеcтокоcти cуда Божия мы cудить не можем
Однако всегда бросается в глаза разница между освободительными войнами избранного израильского народа и всепрощением Иисуса Христа.

О жестокости Ветхого Завета есть глава (http://lib.rus.ec/b/299593/read#t23) в книге о. Андрея Кураева "Дары и анафемы".

Больше всего понравился такой тезис. Если Ветхий Завет кажется нам чересчур жестоким, значит он достиг своей цели - мы стали лучше, нравственное чувство обострилось. Ведь это не Бог стал другим, а люди.
Название: Re: (4Цар.2:23-24).
Отправлено: Раб божий Константин от июня 07, 2012, 19:26:52
Цитата: Священник Роман Зимин от июня 07, 2012, 19:15:36  
Цитата: Раб божий Константин от июня 07, 2012, 19:11:37  
Ну о жеcтокоcти cуда Божия мы cудить не можем
Ведь это не Бог стал другим, а люди.
Безуcловно "Бог - неизменяемый" (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6). Но почему в книги проока Захарии написано: "А ныне для остатка этого народа Я не такой, как в прежние дни, говорит Господь Саваоф." (Зах.8.11)
Название: Re: (4Цар.2:23-24).
Отправлено: Священник Роман Зимин от июня 07, 2012, 22:22:50
Потому что это мы или удаляемся от Бога или приближаемся к Нему.
Название: Re: (4Цар.2:23-24).
Отправлено: Раб божий Константин от июня 07, 2012, 22:28:52
О. Роман, тут явно сказано: "говорит Господь Саваоф".
Название: Re: (4Цар.2:23-24).
Отправлено: Священник Роман Зимин от июня 07, 2012, 23:12:42
Цитата: Раб божий Константин от июня 07, 2012, 19:26:52  
для остатка этого народа Я не такой
Название: Re: (4Цар.2:23-24).
Отправлено: Раб божий Константин от июня 08, 2012, 20:12:35
Понял, спаси Господь!