"Благая беседа" - Православный форум

Жизнь Церкви => Вопросы практической церковной жизни => Тема начата: Елена_K от апреля 29, 2012, 14:54:14

Название: Искушение для священника
Отправлено: Елена_K от апреля 29, 2012, 14:54:14
Имхо, тщеславие - одно из самых больших искушений для наших священников.  :'(

Мы чтим их так истово и искренно (никто да не усомнится в этом), что не можем не выражать это эмоционально-душевно, порой диву даешься, и себе, кстати, тоже. Батюшка, Вы у нас такой!!!, Вы у нас и сякой!!! И отцу диакону заодно порой достанется.   :o

Давно это явление беспокоит, отцы-то и молодые попадаются, вообще рукоположение - само по себе повод для тщеславия, просто сегодня прочитала главу "Отец Гавриил" из "Несвятых святых" о.Тихона Шевкунова...

[spoiler]Вообще отец наместник прекрасно понимал, что нужно его монахам. А нужно им было лишь умножение веры и смирения. В древних монашеских патериках описывается немало историй, как игумены монастырей доставляли даже совершенным инокам поводы для смирения и незлобия.

Как-то летом я дежурил на Успенской площади. Наместник в этот час, как обычно, вышел из своего дома, чтобы обойти монастырь. И тут к нему приблизился какой-то незнакомый мне крепкий хлопец. Я услышал, что он просит принять его в обитель.

— А ты послушания исполнять готов? — строго спросил наместник.

— А как же, батюшка, любое!

— Неужели любое? — поинтересовался наместник.

— Так точно! Любое! — с жаром отрапортовал хлопец.

В это время через Успенскую площадь ковылял старенький монах отец М.

— Ну, если ты и правда готов на любое послушание, то подойди к этому деду и поддай ему так, чтобы он улетел подальше! — велел наместник.

Вмиг хлопец подлетел к старому монаху и отвесил ему такого пинка, что старик рыбкой улетел на несколько шагов. Но тут же неожиданно резво вскочил и бросился хлопцу в ноги.

— Прости меня, грешного, сынок! Прости! — чуть не плакал монах, видимо, помыслив, что невесть чем разгневал молодого человека.

— Да подожди ты! — отмахнулся от него хлопец. И снова предстал пред наместником, с готовностью ожидая дальнейших приказаний.

Отец наместник с искренним изумлением оглядел хлопца с ног до головы.

— Н-да... — протянул он. — Ну ты, брат, и дурак! С этими словами наместник достал из кармана двадцать пять рублей:

— Вот тебе на билет. И поезжай-ка ты домой.

А отец М., поклонившись наместнику, снова, прихрамывая, побрел своей дорогой.

Эта история вызвала в монастыре множество негодующих высказываний в адрес отца Гавриила. Но один, очень независимого нрава, уважаемый и образованный монах сказал:

— На самом деле вы ничего не понимаете. Вот сейчас вы принялись осуждать наместника. А я не стану ни одобрять, ни осуждать его поступок. Судить о делах настоятеля — не моя мера. Конечно, у нас все любят и почитают отца М. Вы нередко слышите, как его хвалят, а при случае и ставят в пример. Все это отцом М. вполне заслужено. Но для него, как для монаха, — весьма не полезно.

Мы с интересом ждали, что он скажет дальше.

— С одной стороны, — продолжал наш собеседник, — отец наместник совершил по отношению к отцу М. совершенно дикий поступок. Но с другой стороны, желал наместник этого или нет, он сделал для отца М. самое драгоценное и полезное, что только можно сделать для монаха: подарил ему то, что в монастыре больше никто не дерзнет для него сделать — возможность для смирения. Он сделал это грубо? Да! Очень грубо? Согласен! Но помните историю про великого авву Арсения — того самого, который до ухода в монастырь был знатным вельможей при императорском дворе в Константинополе и даже воспитателем царских детей? Однажды игумен в присутствии всей братии ни с того ни с сего отогнал почитаемого всеми авву Арсения от братской трапезы и даже не разрешил присесть за стол, а оставил стоять у дверей. И только, когда трапеза подходила к концу, бросил ему, как псу, сухарь. Братия монастыря потом спросила авву Арсения, что он чувствовал в этот момент? Старец отвечал: «Я помышлял, что игумен, подобный Ангелу Божию, познал, что я подобен псу и даже хуже пса. И это — правда! Потому он и подал мне хлеб так, как подают псу». Сам же игумен, увидев великое смирение Арсения, сказал: «Из него будет искусный инок».

Наш собеседник помолчал немного и продолжал:

— Вот так, через непонятное, загадочное для мира смирение, и только через него, христианин приближается к одному из двух своих самых главных открытий в жизни. Первое из этих открытий состоит в том, чтобы узнать правду о самом себе, увидеть себя таким, каков ты есть на самом деле. Познакомиться с самим собой. А это, поверьте, очень важное знакомство. Ведь огромное число людей так и проживает век, не узнав себя. Мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе — в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горьким нам это ни покажется, такова, что мы «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги»... Помните эти слова из Апокалипсиса? Это открывается лишь через евангельский, предельно честный взгляд на себя. Если хотите, это и есть истинное смирение. Оно ничуть не унижает человека, Напротив, прошедшие через испытание этой последней и страшной правдой становятся святыми. Теми прозорливыми, пророками и чудотворцами, которыми вы так восхищаетесь.[/spoiler]

---------------------------------------------------------------------------

Потом мы сами удивляемся: что это столько батюшек на Лексусах развелось? Батюшки-геи? Ужас! А все дело в том, что и прихожане в том числе разворошили в батюшках тщеславие, а уж остальные страсти потом подтянулись...

Надо бы и нам держать свое искреннее уважение к церковной иерархии в каких-то рамках. Я отнюдь не призываю нарочито "смирять" наших батюшек, обличать их. Если у самой такое и вырывалось когда - на исповедь, ближайшую. Но тут надо бы найти какую-то золотую середину, что ли?  ???

Впрочем, когда у батюшки вид мрачный и унылый, можно и пощедрее поделиться с ним своим добрым отношением к нему. В таких случаях невредно, имхо.  ::) Ну, это и к мирянам относится.
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Владимир от апреля 29, 2012, 15:58:14
Если настоятель монастыря предлагает дать пинка старику, к примеру, то надо уходить из монастыря, но не митинговать и не чинить распри. Сергий Радонежский так и поступил, отдав своему брату первенство, и время все расставило по местам.
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Елена_K от апреля 29, 2012, 17:15:43
Из той же главы:
(http://lib.rus.ec/b/348562/read)

ЦитироватьНаверное, кому-то из руководящих товарищей все это показалось ненормальным. Чтобы исправить ситуацию, в один прекрасный день в этом заповедном уголке решили разместить «химиков». Так в те годы называли уголовных преступников, которым после тюрем и лагерей надлежало провести еще несколько лет в спецпоселениях.

[spoiler]Эти «новоселы» сразу привнесли в жизнь города свои нравы. Начались драки, матерщина, поножовщина, невиданное здесь ранее воровство. Дошло до того, что грабители принялись кружить вокруг монастыря, обирая паломников.

Однажды несколько бандитов явились в монастырь, к Святым воротам. Приставив нож к горлу сторожа отца Аввакума, они потребовали на следующий день принести им сто рублей. Аввакум со всех ног примчался к отцу наместнику.

— Что хочешь со мной делай, отец наместник, а я больше туда дежурить не пойду! — вопил дед.

Отец Гавриил лишь грустно взглянул на него и воздел руки к небу.

— Горе мне! — воскликнул он. — До каких дней я дожил! Монах может умереть на святом послушании — и отказывается от этого. Кто умирает на послушании, сразу восходит в Царствие Небесное! Горе мне, до чего я дожил...

Эти слова пронзили старика Аввакума как молния.

— Прости, отец наместник! — вскричал он. — Я все понял! Да я за святое послушание... Благослови!

И, получив от отца наместника благословение, Аввакум решительно зашагал к Святым воротам — умирать.

Когда мы спросили, а что было бы, если бы Аввакума и правда зарезали, отец наместник спокойно ответил:

— Мы бы его отпели.

Слава Богу, до этого не дошло.

И хотя, как стало известно, наместник предпринял все меры для того, чтобы Аввакум остался жив и невредим, старый схимник, конечно же, не потерял награды своей. Как говорили святые отцы, Господь принимает не только наши дела, но даже искренние намерения и решимость.

Дисциплинарное послушание наместнику в монастыре для всех нас было безусловным и само собой разумеющимся. Именно, подчеркну, безусловным, сколь это ни покажется светским людям странным, глупым и нелепым. Даже у людей церковных такое прямолинейное послушание порой вызывает шок, возмущение, потоки гневных обличений. Целые тома исписаны на тему абсурдности и вреда послушания. Это не вина просвещенных авторов подобных сочинений. Просто они не понимают, что в монастырях своя жизнь, подчиненная особым законам. Цель и смысл этих законов далеко не все могут ощутить.

Рассказывают (это случилось еще до моего прихода в монастырь), как-то в обитель на праздник приехал недавно рукоположенный дьякон из Ленинградской духовной академии. Он был учен, важен и со снисходительностью посматривал на невежественных монахов провинциального монастыря.

У наместника в алтаре было любимое, необычайно красивое кадило, такое огромное, что мы называли его «вавилонской печью». В него вмещалось полведерка пылающих углей. Пользовался этим кадилом отец наместник исключительно сам. Да оно и было таким тяжелым — металл, позолота, камни, цепи, — что только мощный отец Гавриил мог с ним справиться. Иногда, впрочем, под особое настроение отец наместник во время всенощной обращался, например, к отцу Иоанну:

— Отец архимандрит, совершите каждение!

Отец Иоанн, которому и поднять-то такое кадило было непросто, смиренно кланялся (это к вопросу о дисциплинарном послушании), брал это кошмарное орудие и начинал кадить. Но очень скоро настолько уставал, что завершал каждение двумя руками, еле держа цепи.

Отца наместника это весьма веселило. А когда кто-то пытался высказать отцу Иоанну свое сочувствие, тот с удивлением говорил:

— Что вы так возмущаетесь? Кому же меня и смирять, как не отцу наместнику?

Но вернемся к питерскому гостю. Увидев висящее в пономарке чудесное кадило, он возгорелся желанием сейчас же применить его в деле. Пономари со страхом пояснили, что этим кадилом может священнодействовать только отец наместник. Академист поднял на смех глупых провинциалов и решительно приказал подать ему именно это кадило. Послушники-пономари, для которых выпускник духовной академии был почти небожителем, сдались.

И вот питерский дьякон предстал в алтаре, вознося перед отцом наместником пылающую углями и дымящуюся благородным фимиамом драгоценную кадильницу. И торжественно произнес положенное:

— Благослови, владыко, кадило!

Наместник по привычке занес было руку для благословения и... замер! Он просто не поверил своим глазам! Осознав наконец, что его любимое кадило посмел взять какой-то питерский дьяконишка, отец наместник тихим, леденящим кровь шепотом произнес:

— Тебе кто это дал?!

Дьякон замер с вознесенным кадилом. Лишь рука его затряслась так, что на весь алтарь раздался зловещий звон драгоценных цепей.

— Брось его сейчас же! — повелел наместник. Академист совсем окоченел от ужаса.

— Брось, кому говорят! — снова скомандовал наместник.

В алтаре на полу были расстелены ворсистые ковры. Кадило пылало добрым ведерком углей. Академист впал в предобморочное состояние. Было очевидно, что в Ленинградской духовной академии они такого не проходили. Отец наместник, не сводя с него глаз, поманил пальцем старого иеродьякона Антония и коротко скомандовал ему:

— Забери у него кадило!

Антоний выхватил кадило из руки питерца.

— Брось его, — велел наместник.

Ни секунды не раздумывая, Антоний разжал пальцы, и кадило с печальным звоном обрушилось на ковер. Пылающие угли тут же рассыпались, ковер заполыхал. Стоящие вокруг бросились ладонями тушить огонь, ползая на коленях у ног наместника. А тот, в дыму и пламени, сверху величественно взирал на эту картину.

— Вот как надо исполнять послушание! — заключил наместник.

И, оборотившись к питерскому дьякону, бросил:

— А ты — вон из алтаря!

«И в чем здесь смысл? — спросят у меня. — Разве это не пример самого настоящего мракобесия, самодурства и деспотии? Разве о таком послушании говорили святые отцы?»

[/spoiler]
А мне и возразить-то нечего... Кроме разве того, что мы, монахи, и вправду какие-то ненормальные люди, если воспринимаем подобного рода вещи в целом как должное.

Однажды нечто подобное случилось и со мной...

Это к сказанному Владимиром. Именно по его реплике надо всю главу читать. Не хотела куски из нее цитировать. Хотелось, как лучше...  :D
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Владимир от апреля 29, 2012, 17:52:52
Сделал закладочку. Захотелось всю книгу прочитать.
Но ведь у послушания наверняка есть границы? И смирение не должно переходить границы определенные,ну, хотя бы Святым Писанием? Воля христианина ведь свободна.Надо ли ее ломать так жестко? А как же любовь?.
Настоятель ковер любя запалил?
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Надежда_ от апреля 29, 2012, 19:45:58
Послушание важнее поста и молитвы. В той же книге описывается случай, когда монахи собирали уголь руками, который рассыпался из ведрового кадила. А рассыпался потому, что без благословения его взял прибывший семинарист и настоятель сказал бросить его, но у семинариста не получилось, и бросал уже для примера для семинариста монах. Так настоятель учил послушанию.

Насчет любви. Любовь - это не обязательно по головке гладить, а еще и в угол поставить.
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Раб божий Константин от апреля 29, 2012, 19:51:49
Крайне не согласен, что послушанее важнее молитвы. В молитве мы общаемся с Богом.
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Надежда_ от апреля 29, 2012, 20:09:13
Цитата: Раб божий Константин от апреля 29, 2012, 19:51:49  
Крайне не согласен, что послушанее важнее молитвы. В молитве мы общаемся с Богом.
С этим можно не соглашаться, но ... Посмотрите фильм "Притчи" и "Притчи-2". Там об этом хорошо сказано.
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Раб божий Константин от апреля 29, 2012, 20:12:20
спасибо.
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Надежда_ от апреля 29, 2012, 22:34:28
Цитата: Раб божий Константин от апреля 29, 2012, 20:12:20  
спасибо.
Пожалуйста
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Владимир от апреля 30, 2012, 01:33:50
Ну, если все с любовью,тогда вопросов нет!
Завтра начну читать всю книгу. Поделюсь впечатлениями  :-\
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Инна Игоревна от апреля 30, 2012, 10:21:27
Цитата: Надежда_ от апреля 29, 2012, 19:45:58  
Послушание важнее поста и молитвы.
И действительно, сразу эти слова не переваришь, кажутся абсурдными. ну как же это "важнее"? Ведь пост!  и молитва!...
Есть красивые фразы с которыми сразу хочется согласиться.. ну например:
"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!" - из Булгакова.
Или ставшее недавно популярным:Иван Охлобыстин "Почему люди считают, что имеют право разрушить чужие жизни? Уходя, обижая, не звоня, бросая на ветер слова... Вы что, Боги, чтоб решать кому мучиться, а кому жить счастливо? Если уж сказал «Люблю», то будь добр любить до последнего вздоха. Если сказал «Обещаю», то разбейся в лепёшку, но сдержи обещание. Если произнёс «Не отпущу», то сделай всё, чтоб остаться. В противном случае, какой смысл жить, если каждое ваше слово равноценно нулю и не имеет значения?"

А если вдуматься? Правильны ли они?
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Седой Даниил от апреля 30, 2012, 10:42:48
"Несвятые святые" и другие рассказы (http://rakipivo.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=47&Itemid=54&limitstart=5)
Год: 2011
  Автор: Архимандрит Тихон (Шевкунов)
  Жанр: Жизненные истории
  Издательство: Сретенский монастырь, Олма Медиа групп
  ISBN: 978-5-7533-0611-1
  ISBN: 978-5-373-00597-5
  Язык: Русский
  Формат: DjVu
  Качество: Отсканированные страницы
  Количество страниц: 640
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Раб божий Константин от апреля 30, 2012, 14:36:30
Цитата: Инна Игоревна от апреля 30, 2012, 10:21:27  
Цитата: Надежда_ от апреля 29, 2012, 19:45:58  
Послушание важнее поста и молитвы.
И действительно, сразу эти слова не переваришь, кажутся абсурдными. ну как же это "важнее"? Ведь пост!  и молитва!...
Есть красивые фразы с которыми сразу хочется согласиться.. ну например:
"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!" - из Булгакова.
Или ставшее недавно популярным:Иван Охлобыстин "Почему люди считают, что имеют право разрушить чужие жизни? Уходя, обижая, не звоня, бросая на ветер слова... Вы что, Боги, чтоб решать кому мучиться, а кому жить счастливо? Если уж сказал «Люблю», то будь добр любить до последнего вздоха. Если сказал «Обещаю», то разбейся в лепёшку, но сдержи обещание. Если произнёс «Не отпущу», то сделай всё, чтоб остаться. В противном случае, какой смысл жить, если каждое ваше слово равноценно нулю и не имеет значения?"

А если вдуматься? Правильны ли они?
Если вы как Петр предадите Христа это будет правильно? Безусловно есть такие случаи, когда человек заблуждается, думает, что хорошо то а реально хорошо другое.
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Наталия Хучуа от апреля 30, 2012, 16:43:51
Моё сугубо-личное мнение.

Лучше предать Господа --затем понять что ты сделал, покаяться и исправиться.

Чем всю жизнь думать, что живёшь с Богом, а на самом деле творишь дела диавола !!
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Раб божий Константин от апреля 30, 2012, 16:46:01
Абсолютно согласен с Вами Наталия!
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Вадим Петрович от апреля 30, 2012, 17:25:42
Цитата: Седой Даниил от апреля 30, 2012, 10:42:48  
"Несвятые святые" и другие рассказы (http://rakipivo.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=47&Itemid=54&limitstart=5)
Год: 2011
  Автор: Архимандрит Тихон (Шевкунов)
  Жанр: Жизненные истории
  Издательство: Сретенский монастырь, Олма Медиа групп
  ISBN: 978-5-7533-0611-1
  ISBN: 978-5-373-00597-5
  Язык: Русский
  Формат: DjVu
  Качество: Отсканированные страницы
  Количество страниц: 640
Спасибо, Даниил. :)
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Седой Даниил от апреля 30, 2012, 18:03:37
Чем мог :)
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Седой Даниил от мая 04, 2012, 22:57:58
Почти 200 скачиваний за неделю. Неожиданно для меня.
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Священник Роман Зимин от мая 19, 2012, 22:17:18
Цитата: Наталия Хучуа от апреля 30, 2012, 16:43:51  
Лучше предать Господа
Звучит устрашающе. Ведь, кажется, хуже ничего быть не может.
Название: Re: Искушение для священника
Отправлено: Наталия Хучуа от мая 19, 2012, 22:50:29
Цитата: Священник Роман Зимин от мая 19, 2012, 22:17:18  
Цитата: Наталия Хучуа от апреля 30, 2012, 16:43:51  
Лучше предать Господа
Звучит устрашающе. Ведь, кажется, хуже ничего быть не может.

Да.Хуже ничего быть не может.Но выше был разговор об апостоле Петре.

Конечно, не лучшее сравнение. Но когда человек ненамеренно "предаёт" Господа- из-за страха какого-либо(как вариант).И возможно, только так потом человек сможет осознать величие и славу Творца.

Самое главное взаимоотношения между Богом и каждым человеком--разные. Я сейчас не о любви Божией...

Одному, чтобы принять Бога и узнать Его-достаточно ногу сломать, другому стать алкоголезависимым, третьему всю жизнь по тюрьмам маяться--важен результат.

Господь больше сил потерпеть не даст.

Помните притчу о человеке без рук и без ног!?

Ученики спросили у Христа, когда мимо проходили--почему он такой?

Христос ответил им, что если бы у этого человека были руки и ноги--он мечом прошёл бы всю Землю.

Слава Богу--Творцу и Промыслителю!!!
Название: Re: Человекоугодие и лесть
Отправлено: Елена_K от апреля 01, 2013, 15:29:39
Да, действительно, иногда оффтопы интереснее изначальной темы.

Но вот всё же если вернуться к лести и человекоугодию (http://azbyka.ru/dictionary/23/chelovekougodie.shtml)?

Что такое - человекоугодие, ведь это практически аскетический термин, "законное" церковнославянское название греха, в отличие от, например от "лизоблюдства" или "низкопоклонства", хоть это и синонимы.

Хотелось бы порассуждать, вполне Великопостная тема, если без перехода на личности и перепалок. Просто о явлении как таковом.