А я бы не стал так уж демонизировать подобные формы самодеятельного народного благочестия. В конце концов, почитание многих святых (как, например, Серафима Саровского) или многих икон выросло именно из них.
Наверняка же это какая-нибудь благочестивая трудница, работая в монастырской пекарне, от полноты чувств уделила себе малую толику от монастырской закваски с тем, чтобы иметь у себя дома вещественный знак памяти о благодати, полученной от пребывания в монастыре. Ну и делится, конечно, с товарками, а те - с другими.
Конечно, такое "дикое" почитание святынек, подобно дичанию дрожжевой культуры в хлебе, постепенно обрастает суевериями и самодельными ритуалами, отражающими эти суеверия. Но такими же суевериями обрастают и вполне законные святыньки, приносимые людьми из Церкви. Как, например, агиасма, свечи или веточки вербы. Поэтому бороться надо именно с суевериями, а не со свидетельствами того, что религиозное чувство в народе живо и стремится облечься в формы для своего выражения.
Так что, на мой взгляд, если относиться к такому хлебу именно как к тому, что он из себя представляет (а именно, как к произошедшему от монастырского хлеба), ничего не выдумывать и не присочинять, то никакого вреда от того не будет.
Если, конечно, принимать меры к тому, чтобы дрожжевая культура в закваске не вырождалась и не дичала. Что, на самом деле, вовсе не требует промышленных условий производства. Ведь когда-то хлебную закваску каждая хозяйка умела сохранять и обновлять у себя дома.
Наверняка же это какая-нибудь благочестивая трудница, работая в монастырской пекарне, от полноты чувств уделила себе малую толику от монастырской закваски с тем, чтобы иметь у себя дома вещественный знак памяти о благодати, полученной от пребывания в монастыре. Ну и делится, конечно, с товарками, а те - с другими.
Конечно, такое "дикое" почитание святынек, подобно дичанию дрожжевой культуры в хлебе, постепенно обрастает суевериями и самодельными ритуалами, отражающими эти суеверия. Но такими же суевериями обрастают и вполне законные святыньки, приносимые людьми из Церкви. Как, например, агиасма, свечи или веточки вербы. Поэтому бороться надо именно с суевериями, а не со свидетельствами того, что религиозное чувство в народе живо и стремится облечься в формы для своего выражения.
Так что, на мой взгляд, если относиться к такому хлебу именно как к тому, что он из себя представляет (а именно, как к произошедшему от монастырского хлеба), ничего не выдумывать и не присочинять, то никакого вреда от того не будет.
Если, конечно, принимать меры к тому, чтобы дрожжевая культура в закваске не вырождалась и не дичала. Что, на самом деле, вовсе не требует промышленных условий производства. Ведь когда-то хлебную закваску каждая хозяйка умела сохранять и обновлять у себя дома.