Какая самоценка должна быть у христианина

Автор Священник Александр Усатов, апреля 18, 2011, 21:12:40

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Какая самоценка должна быть у христианина?

Инна Игоревна

Здоровая :)
Не впадая в крайности нужно помнить, что мы созданы по образу и подобию Божиему, но в месте с этим грешные и немощные...

Священник Александр Усатов

А что означает для нас это понятие - самооценка?

Алексей'

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 18, 2011, 21:12:40  
Какая самоценка должна быть у христианина?
ЦитироватьЯ связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Г. Р. Державин, «Бог»
Честно сказать, немножко не понимаю. Понятие оценки или самооценки того, кто предстоит перед Богом, пытается видеть себя Его глазами, стремится своими глазами узреть Превышающего всё зримое, как-то лишается чёткого смысла. Эта оценка и исчезающе низка и невообразима велика одновременно. Это песчинка на вершине Эвереста, росинка, отражающая Солнце.

Кто я в глазах себя? Вижу только прозрачность - достаточно, надеюсь, чистую, чтобы не замутить божественного света.

Виктор

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 18, 2011, 22:52:31  
А что означает для нас это понятие - самооценка?
Сравнение себя со своим идеалом.

Священник Александр Усатов

Цитата: Виктор от апреля 18, 2011, 23:07:29  
Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 18, 2011, 22:52:31  
А что означает для нас это понятие - самооценка?
Сравнение себя со своим идеалом.
Вы хотели сказать сравнение себя с тем уровнем, к которому призвал Господь?

Священник Александр Усатов

Цитата: Лёша от апреля 18, 2011, 22:55:52  
Понятие оценки или самооценки того, кто предстоит перед Богом, пытается видеть себя Его глазами, стремится своими глазами узреть Превышающего всё зримое, как-то лишается чёткого смысла. Эта оценка и исчезающе низка и невообразима велика одновременно. Это песчинка на вершине Эвереста, росинка, отражающая Солнце
СпасиБо. Замечательные слова

Священник Александр Усатов

Предлагаю два ответа.

Первый с точки зрения психологии.

Самооценка – переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта). Координация взаимодействия реального и воображаемого в сознании и деятельности.
Положительная самооценка - убеждение человека в ценности собственной личности.
Низкая самооценка отмечает не отдельные недостатки (это самокритичность), а отрицает ценность личности в целом (сродни самоуничижению)

Второй ответ могли бы дать богословы:

Самооценка - осознание самого себя как целостной, многомерной личности, способность ставить перед собой задачи и решать их.
Представления человека о самом себе могут быть обусловлены страстью (самообожание) или сформированы в соответствии с созерцанием Божиих совершенств.
Положительная самооценка – не себялюбие, а почитание в себе святыни образа Божия (который недопустимо осквернять грехом), а также уверенность в помощи Божией: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:13). Отметим, что религиозный человек всегда рассматривает себя через призму "Я-ТЫ-отношений" с Богом, а не в отдельности.
Низкая самооценка (мнительная совесть) рассматривается как одна из форм духовного заболевания, недоверие Богу и гордость со знаком «минус».

Священник Александр Усатов

#8
Вот что говорят психологи:

Низкая самооценка - причина многих бед

Психологи пришли к выводу, что самооценка влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что он не достоин любви, никогда не научится любить.

Низкая самооценка - причина многих бед и главная из них - в том, что человек, невысоко себя ставящий, едва ли будет когда-нибудь счастлив. С другой стороны, в традициях нашего воспитания уже с самого детства внушать ребенку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми необходимо бороться. Низкая самооценка отмечает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом, она сродни самоуничижению. Ну, а раз я сам целиком плох, нет нужды бороться с отдельными недостатками. Эта позиция очень вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих. Ибо тот, кто не ценит собственную личность, не посчитается и с чужой.

Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь ближним,- это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви. Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, кажущиеся безобидными, но способные при частом повторении раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если они сказаны спокойным тоном. А есть другие слова, способные залечивать обиды, заглаживать промахи, улучшать настроение. К числу выражений, снижающих самооценку другого, и которые нужно исключить из общения между взрослыми, взрослыми и детьми, относятся следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что....
О чем ты только думаешь...
Неужели тебе трудно запомнить, что....
Неужели тебе не понятно, что...
Сколько раз надо повторять...
Неужели ты не видишь, что...
Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты...
Ты стал таким (невнимательным, грубым, скучным...)
Ну что за друзья у тебя...
Ну на кого ты похож(а)...
Что ты ко мне пристал(а)...
Ты такой же (такая же), как твои родители, тоже
...

Елена_K

ЦитироватьЯ тысячу раз тебе говорил, что....
О чем ты только думаешь...
Неужели тебе трудно запомнить, что....
Неужели тебе не понятно, что...
Сколько раз надо повторять...
Неужели ты не видишь, что...
Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты...
Ты стал таким (невнимательным, грубым, скучным...)
Ну что за друзья у тебя...
Ну на кого ты похож(а)...
Что ты ко мне пристал(а)...
Ты такой же (такая же), как твои родители, тоже...

И что же делать человеку, если ему постоянно говорят слова, подобные этим и самооценка у него уже ниже плинтуса? Если он осознает это? Есть выход?

Алексей'

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 19, 2011, 10:37:24  
Психологи пришли к выводу, что самооценка влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что он не достоин любви, никогда не научится любить.
По-моему, это неочевидно. Психология изучает душу, устроенную по подобию скотскому. А мы призваны превзойти естество.

Священник Александр Усатов

ЦитироватьПсихология изучает душу, устроенную по подобию скотскому. А мы призваны превзойти естество.

Замечательно сказано, Алексей!
Попутно замечу, что у реальных людей душа именно так и "устроена". Вернее, она повреждена грехом, т.е. отрывом от общения с Богом, разрывом нормальных отношений с другими людьми, отторжением от самого себя.
И задача Церкви - показать этой душе её истинное призвание. Помочь ей услышать тот Вечный зов, в котором Бог её зовет к Себе.
И сама по себе наша душа не может "превзойти естество". Это возможно лишь на пути взаимодействия с Другой Личностью - с Господом Иисусом Христом.

Священник Александр Усатов

Цитата: Елена_K от апреля 19, 2011, 11:21:48  
И что же делать человеку, если ему постоянно говорят слова, подобные этим и самооценка у него уже ниже плинтуса? Если он осознает это? Есть выход?
Возьмем пример у многострадального Иова и ап.Павла.

Здоровье и имущество Иова сокрушил сатана, потом его искушала собственная жена, потом на него с издёвками стали нападать так называемые друзья. Они с "благими намерениями" обвиняли его в грехах.
Иов при всём этом думал лишь об одном: как на всё это смотрит Бог? Даже в лишениях он видел руку Божью и Его волю...

Подобным образом поступал и ап.Павел.
Посмотрите, что он пишет коринфянам:
«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» 1 Кор. 4:3-5.

Для христианина важно не то, кто ты есть сейчас и кем ты был вчера, а то, кем ты будешь завтра, и каким ты предстанешь пред Богом на Суде.
В иерархии авторитетов для него на высшей ступени стоит Христос, а не соседские мальчишки, бабушка или преподаватель-атеист.
Сравнивает себя такой человек не с героями боевиков, не с однокурсниками, не с "нормальным  человеком" мира сего.
Планка, на которую он равняется - его собственное призвание от Бога, то есть кем его хочет видеть Господь.

Священник Александр Усатов

Нам важно понять, что самооценка это не аналог взвешивания себя на весах.
Это оценка своего места в мире, взаимодействия с Богом и людьми.

Вспомним пару примеров из мультфильмов. Там много героев с заниженной самооценкой.
Чебрашка: "Я был когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подойдет..."
Водяной: "Я водяной, я водяной, никто не водится со мной. Внутри меня водица, ну что с таким водиться? Противно! Поговорил бы кто со мной... А то мои подружки - пиявки да лягушки! Фу, какая гадость!..."

Видите? Такой человек не верит в то, что с ним можно на равных общаться.
Это убеждение он выдает своим поведением и внешним видом.
Психологи назовут это проблемой, а мы - грехом.
Ведь все, что разобщает нас от Бога и от людей - грех.

Обратите внимание на подмену.
Такой человек не ищет решения проблемы, не пытается устранять преграды между собой и окружающими. Он капитулировал и сдался в этом бою.
Назовем это унынием и отчаянием.
И уж ни в коем случае не будем называть такой подход смирением.

Священник Александр Усатов

Одна из лучших сказок, описывающих рассматриваемую проблему: Гадкий утенок.
Мысль о том, что он странный и безобразный изначально гадкому утенку внушили окружающие. Это на их совести...
Когда утенок вылупился, его «клевали, толкали и дразнили решительно все».
В итоге он поверил в свою безобразность и любую заминку в общении списывал на это: «Уж видно, такой я безобразный»
Утенок заранее уверен, что окружающие о нем плохого мнения. Характерная пораженческая позиция. Так называемый «самореализующийся прогноз»: раз все плохо, значит и поделать нечего, не стоит стараться.
На этом этапе единственным выходом видится бегство от всех. Бегство закрыв глаза. В сказке самоизоляция изображается жизнью на болоте.
Эмоциональная сфера утенка характеризуется усталостью и печалью...
Не видя выхода, он пустился бежать дальше.
Комплекс неполноценности к этому времени вполне созрел.
Утенок твердо уверен, что весь мир враждебно настроен к нему: «Вы меня не понимаете»
И действительно, все животные по-прежнему презирали его за безобразие.
Возможно, что своим «пораженческим» поведением он «подсказывал» окружающим отношение к себе («дети вздумали поиграть с ним, а ему показалось, что они хотят обидеть его. Шарахнулся от страха...»).

Вдруг он видит чудных птиц и понимает, что хочет быть рядом с ними.
«- Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть!»

Замечательная развязка. Из самоизоляции наш герой вышел к тем, на кого хотел быть похож.
«Что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение. Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем».