Является ли четырёхконечный крест православным (каноничным) символом?
Цитата: Александр от января 05, 2011, 22:34:51
Является ли четырёхконечный крест православным (каноничным) символом?
Несомненно, является.
"Крест - четырехконечная красота"
В каких случаях используется четырёхконечный крест, а в каких восьмиконечный??
Я думаю, что восьмиконечность имеет под собой не только каноническое но и практическое значение - это как знамя, которое в некоторых случаях помогает легче сориентироваться. Например, так сразу можно отличить православные храмы от храмов других христианских конфессий (за границей очень полезно). Это похоже на знак отличия, так православному легче понять, где есть схожесть менталитета, где разделяют те же ценности, что и он сам.
А ещё, восьмиконечный крест, по форме ближе к кресту на котором был распят Христос, соответственно такой крест, воспринимается уже не как абстракнтый символ, а как весьма понятный нам образ, взгляд на который, помогает в мыслях вернуться к Богу.
Как разобраться в изображениях Креста? История развития формы креста (http://www.pravmir.ru/article_1347.html)
Цитата: Григорий Иванов от января 06, 2011, 15:38:35
Я думаю, что восьмиконечность имеет под собой не только кононическое но и практическое значение - это как знамя, которое в некоторых случаях помогает легче сориентироваться. Например, так сразу можно отличить православные храмы от храмов других христианских конфессий (за границей очень полезно). Это похоже на знак отличия, так православному легче понять, где есть схожесть менталитета, где разделяют те же ценности, что и он сам.
А ещё, восьмиконечный крест, по форме ближе к кресту на котором был распят Христос, соответственно такой крест, воспринимается уже не как абстракнтый символ, а как весьма понятный нам образ, взгляд на который, помогает в мыслях вернуться к Богу.
Спасибо Григорий, за Ваш ответ.
В основном это так. Но я встречал на молитвенных домах баптистов (в России) и восьмиконечные кресты. Хоронят своих умерших и на могилках ставят (в России) восьмиконечные кресты. Строгого порядка в этом отношении у баптистов нет.
Мне вот стало интересно, а у православных есть конкретно случаи (или правило), где должен использоваться тот или иной крест??
Цитата: Александр от января 06, 2011, 21:35:40
Мне вот стало интересно, а у православных есть конкретно случаи (или правило), где должен использоваться тот или иной крест??
Думаю, что правильный и исчерпывающий ответ даст о. Александр. Моё личное мнение - здесь уместнее говорить не о правилах, а о традиции. Последние, как известно, могут иметь различия в зависимости от места, времени, истории и ещё много от чего...
Цитата: Григорий Иванов от января 06, 2011, 22:29:50
Цитата: Александр от января 06, 2011, 21:35:40
Мне вот стало интересно, а у православных есть конкретно случаи (или правило), где должен использоваться тот или иной крест??
Думаю, что правильный и исчерпывающий ответ даст о. Александр. Моё личное мнение - здесь уместнее говорить не о правилах, а о традиции. Последние, как известно, могут иметь различия в зависимости от места, времени, истории и ещё много от чего...
Согласен с Вами.
Подождем о. Александра
Я, кажется, дал ответ, разместив ссылку на статью про формы креста.
Мы не имеем права принимать лишь одну из них.
С другой стороны именно для России традиционным стал восьмиконечный крест. Причем в последние века.
Раньше и иные формы были в чести.
Вот каноническая икона XV века. Здесь не видно перекладины-подножия. В итоге крест тут пятиконечный (http://nastroenie.siteedit.ru/images/polozhenie_vo_grob.jpg)
А здесь крест семиконечный
(http://all-art.do.am/Rublev/11_P_b.jpg)
Является ли на иконе каноническим, крест, у которого нижняя перекладина-подножия повернута в другую сторону??
(http://divinepoesie.free.fr/images/je_suis_le_bon_berger.jpg)
Вот пример четырехконечного креста. Между прочим, на большинстве икон Христа в нимбе виден крест. Четырехконечный
Цитата: Александр от января 08, 2011, 12:09:46
Является ли на иноне каноническим, крест, у которого нижняя перекладина-подножия повернута в другую сторону??
Есть устоявшаяся традиция изображения восьмиконечного креста. Если нижняя перекладина-подножия повернута в другую сторону, это будет восприниматься как ошибка.
Хотя исторически эта часть креста (подставка под ноги) была в иной плоскости - перпендикулярно.
Однако русские иконописцы трехмерное восприятие формы креста перевели в двухмерное. Получилась косая черта.
(http://www.stihi.ru/pics/2007/10/07/1125.jpg)
Вот на этой иконе еще заметно верное восприятие расположения подножия
(http://ikona.cxolii.ru/ikon/513.jpg)
Позже эти концы подножия вытянулись. Получилось символическое указание на два пути: на Небо и в ад.
Будем помнить, что распятие отменили в 4-м веке. Поэтому у иконописцев не было опыта наблюдения за спецификой этой казни.
По этой же причине на распятиях ошибочно рисуют место от гвоздей на ладонях. На самом деле гвозди вбивали выше - в запястья.
(http://www.pravmir.ru/uploads/resize_of_crucifixion.jpg)
Ссылка по теме - почему иконография изображает гвозди, прибитые в тело Иисуса, в ладонях, а не в запястьях? (http://www.pravoslavie.ru/sm/6180.htm).
К слову, на католическом распятии, ноги Христа изображены вместе, пробитыми одним общим гвоздем, т.е. всего гвоздей три, а не четыре. Читал, что связанно это с тремя хранящимися в Риме гвоздями (по католическому преданию именно этими гвоздями был прибит Христос).
Между прочим, о символичности иконы мы говорили в ветке Православная икона: смыслы и значение (http://psgp.ru/forum/index.php?topic=184.15).
Я все же склоняюсь к мысли, что вследствие отмены казни через распятие императором Константином люди просто забыли как производилось распятие.
Вспомнить об этом нам помогла Туринская плащаница, а также изуверские опыты гитлеровцев, которые распинали людей и тщательно описывали происходящее.
(http://g-vik.narod.ru/2004/n20/krest.gif)
Один из самых богатых на символику - крест схимнический "Голгофа". Надписи и криптограммы на нем в древнерусской традиции были гораздо разнообразнее, чем на греческих крестах. С XI века под нижней косой появляется символическое изображение главы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе (по-евр. - "лобное место"), где и был распят Господь наш Иисус Христос. "На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп", - пророчествовал праотец Адам. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения "Голгофы" следующие обозначения: "М.Л.Р.Б." – место лобное распять бысть, "Г.Г." – гора Голгофа, "Г.А." – глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед главой, изображаются так: правая на левой, как при погребении или причащении. Буквы "К" и "Т" означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: "ІС", "ХС" - имя Иисуса Христа, а под ней: "НИКА" – Победитель; на титле или около нее надпись: "СНЪ" "БЖІЙ" – Сын Божий или аббревиатура "І.Н.Ц.И." – Иисус Назорей Царь Иудейский; надпись же над титлой : "ЦРЬ" "СЛВЫ" – Царь Славы.