"Благая беседа" - Православный форум

Церковь и мир => Вопросы истории и жизни общества => Тема начата: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29

Название: Старообрядческий раскол
Отправлено: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29
Предлагаю обсудить тему церковного раскола в России. Замыслы Патриарха Никона были,конечно,грандиозны! Ещё бы... Хотел объединить и возглавить Русскую и Греческую Православные церкви! Но вот насколько обоснованы были репрессии староверов,костры инквизиции?
Нет ли тут аналогии со сталинскими репрессиями?
Слышал, что еще в 90-е годы или в начале 2000-х годов,  в РПЦ  репрессии старообрядцев признали ошибкой и даже предложили воссоединиться, но те не согласились. Так ли это, и каковы сейчас отношения между РПЦ и церковью старообрядцев.
Название: Re: Старообрядческий раскол
Отправлено: Священник Александр Усатов от декабря 07, 2010, 20:33:12
В 1929 и 1971 годах Русская Церковь отменила клятвы на стаpообpядцев, а старые русские обряды, в том числе двуперстие, признала равночестными.
Почитайте Доклад митpополита Ленингpадского и Hовгоpодского HИКОДИМА на Поместном Собоpе 31 мая 1971 года ОБ ОТМЕHЕ КЛЯТВ HА СТАРЫЕ ОБРЯДЫ (http://www.liturgica.ru/bibliot/rotov.html)
Название: Re: Старообрядческий раскол
Отправлено: Священник Александр Усатов от декабря 07, 2010, 20:36:20
Изначально ни патриарх Никон, ни царь не прибегали к репрессиям.
Позже царь начал ссылать раскольников в Сибирь, где они проповедовали свои взгляды.
И еще позже царь Алексий Михайлович начал уже физическое преследование старообрядцев, которые на это отвечали массовыми случаями самосожжения.
К тому времени патриарх Никон совсем потерял интерес к богослужебной реформе...
Название: Re: Старообрядческий раскол
Отправлено: Священник Александр Усатов от декабря 11, 2010, 13:05:27
Вот как первоначальные "репрессии" описывает Карташев (Очерки по истории Русской Церкви. Т.2):
Главари упорной оппозиции после собора 1667 г. были сосланы в северо-печорский край, в так наз. Пустоозерский Острог. То были: протопопы Аввакум и Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний. Условия ссылки были патриархальными, наивно-русскими, чуждыми продуманной жестокости западных систем — инквизиции и коммунизма. Стража наблюдала только за пребыванием ссыльных на месте, но ничем не стесняла их в их "служении слова." Они агитировали во всю, занимаясь, главным образом, перепиской в широком масштабе земли русской.
Первоначально старообрядцы надеялись на обращение царя. Но позже они стали усиливать апокалиптические настроения и во всем видеть влияние антихриста.
Подобный бунт был царской власти не по нраву.
В 1681 г. Аввакум вместе с другими "соузниками" был предан жестокой, чуждой России, заимствованной с Запада, огненной казни "за великие на царский дом хулы." Казнимых ввели в огромный дровяной сруб. Окружающий народ стоял в ужасе, сняв шапки. Сжигание преследовало цель пресечения почитания могил и останков.

Откуда эти идеи появились в России?
В 1666—67 гг. восточные иерархи благословляли меч государственный на устрашение противящихся церкви.
Западные послы (например, австрийский) прямо советовали царю устроить инквизицию как у европейских королей.
Так что это не русское изобретение, а западное заимствование
Название: Re: Старообрядческий раскол
Отправлено: Священник Александр Усатов от декабря 11, 2010, 13:17:50
Цитата: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29  
Замыслы Патриарха Никона были,конечно,грандиозны! Ещё бы... Хотел объединить и возглавить Русскую и Греческую Православные церкви!
Насколько мне известно, были планы освободить Константинополь от турок и СЛУЖИТЬ В ХРАМЕ СВ.СОФИИ ВМЕСТЕ со Вселенским патриархом.
Смещать Вселенского патриарха никто не собирался.
Название: Re: Старообрядческий раскол
Отправлено: Владимир от декабря 11, 2010, 14:36:39
ЦитироватьСжигание преследовало цель пресечения почитания могил и останков.
На мой взгляд,почтительное отношение к могилам  и останкам,это не плохо,если,конечно почитание не перерастает в магию и фетишизм,так зачем пресекать? Аввакум стал героем веры и будучи сожженным. Были ли у царя особые причины? Или только хотел, чтобы не осталось никаких  материальных следов от лидеров старообрядцев.
И сразу возник вопрос,а как сегодня Православная церковь относится к кремации?




Название: Re: Старообрядческий раскол
Отправлено: Священник Александр Усатов от декабря 13, 2010, 13:06:16
Повторюсь еще раз: сожжение еретиков и вообще их убийство не есть исконно русское изобретение. Это заимствование с Запада.
Очень печальное заимствование. И узаконено оно было имп.Петром I лишь в XVIII веке.
Название: Re: Старообрядческий раскол
Отправлено: Михаил_ от августа 18, 2012, 00:28:47
Цитата: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29  Предлагаю обсудить тему церковного раскола в России.
Она необъятна).
Цитата: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29  Замыслы Патриарха Никона были,конечно,грандиозны!
Ну да. «Планов громадьё».
Цитата: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29  Хотел объединить и возглавить Русскую и Греческую Православные церкви!
Так они и не были разъединены. Возглавить-то не хотел, хотел стать более значимым что ли.
Цитата: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29  Но вот насколько обоснованы были репрессии староверов,костры инквизиции?
Были обоснованы изречёнными на них соборными клятвами. А вот сами-то клятвы оказались необоснованными.
Цитата: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29  Нет ли тут аналогии со сталинскими репрессиями?
Что-то есть: уничтожение инакомыслящих, «нет человека — нет проблемы».
Цитата: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29  Слышал, что еще в 90-е годы или в начале 2000-х годов,  в РПЦ  репрессии старообрядцев признали ошибкой
Митр. (патр.) Кирилл говорил об этом в 2000 и 2004 гг.
Цитата: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29  даже предложили воссоединиться... Так ли это
Не помню такого офиц. «предложения».
Цитата: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29  но те не согласились. Так ли это
Это так: старообрядцы совсем не спешат ни к какому объединению с нами, их всё устраивает сегодня.
Цитата: Владимир от декабря 05, 2010, 19:32:29  каковы сейчас отношения между РПЦ и церковью старообрядцев
Более-менее ровные, но до хорощих очень далеко.