"Благая беседа" - Православный форум

Церковь и мир => Вопросы истории и жизни общества => Тема начата: Виктор от марта 14, 2011, 23:56:35

Название: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Виктор от марта 14, 2011, 23:56:35
Какой период можно назвать «золотым веком» Православия в России? И почему?
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Священник Александр Усатов от марта 14, 2011, 23:59:39
Посмотрите фильм "Земное и Небесное". За прошедшие 1000 лет никогда не было легко нашей Церкви.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Кирилл от марта 15, 2011, 00:16:34
Известно что золотой век России это 18 век,когда правила Екатерина II,Суворов,Ушаков,и.т.д.Тогда народ верил в Бога куда сильнее чем потом...,хотя свои проблемы были.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Священник Александр Усатов от марта 15, 2011, 12:55:40
Цитата: Кирилл от марта 15, 2011, 00:16:34  
Известно что золотой век России это 18 век,когда правила Екатерина II
Не соглашусь. Это была эпоха агрессивной секуляризации, фактического гонения на Церковь и распространения идей вольнодумцев.
Имп. Екатерина лично переписывалась с Вольтером.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Кирилл от марта 15, 2011, 16:56:38
Ну не знаю,практика показала что это была вышка у Императорской России.Суворов всегда говорил что с Богом,без Бога нет победы...,как то так.Знаю что все военные ходили в церковь,даже  трагичный случай был в храме что был в столице Польши(точно не помню где,вроде Польша)
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Виктор от марта 15, 2011, 23:06:44
Цитата: Кирилл от марта 15, 2011, 00:16:34  
Известно что золотой век России это 18 век,когда правила Екатерина II,Суворов,Ушаков,и.т.д.Тогда народ верил в Бога куда сильнее чем потом...,хотя свои проблемы были.
Может это и был золотой век России, а хотелось бы узнать имеенно о Православии в России. А из Екатерины II  и Суворова сразу вспоминается: - "Так ведь пост матушка, до первой звезды нельзя" - "Ждем-с!"  :)
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Виктор от марта 15, 2011, 23:13:22
Цитата: Священник Александр Усатов от марта 14, 2011, 23:59:39  
За прошедшие 1000 лет никогда не было легко нашей Церкви.
Согласен. Но часто, именно когда очень трудно, и бывает единение народа и церкви, в единый синхронный организм в государстве.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Виктор от марта 17, 2011, 20:40:43
Можно ли назвать так, период, Святителя Митрополи?та Алекси?я и Преподобного Се?ргия Ра?донежского?
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Священник Роман Зимин от марта 17, 2011, 20:55:38
В начале ветки стоят два взаимоопределяющих вопроса:
Цитата: Виктор от марта 14, 2011, 23:56:35  
Какой период можно назвать «золотым веком» Православия в России? И почему?
Кажется, надо определиться в понятиях. Что значит "золотой век"? Каковы критерии? Это когда больше христиан просияло в лике святых? Или когда общие религиозные убеждения объединяли 90% населения страны?
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Священник Роман Зимин от марта 17, 2011, 21:00:05
Апостол говорит: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:15-21). Где же подлинное золото?
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Виктор от марта 17, 2011, 21:18:35
Не хочется ставить рамки, хочу узнать личные мнения, какой период кому нравится и почему. Особенно интересно мнения батюшек и людей которые интересуются и изучают историю Православия в России.
Мое личное мнение это период Святителя Митрополи?та Алекси?я и Преподобного Се?ргия Ра?донежского - потому что Россия объединялась, побеждала внешних врагов и на мой взгяд благодаря сильному Православию. Русские люди стали идентифицировать себя РУССКИМИ(Православными) от Карпат до Белого моря, а не членами племени или княжества.
Может я неправильно понимаю? Может кому больше нравятся другие периоды? Интересно услышать.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Священник Роман Зимин от марта 17, 2011, 21:23:30
Действительно интересно. Может быть, научимся на опыте прошлого не совершать ошибок в будущем.

Мне вот кажется особенно важным, что в любое время и в любых условиях Церковь стоит, как скала среди бурь, ураганов и редкого затишья. Значит, всегда она будет плодоносить и "врата ада её не одолеют". И каждый век будет золотым - потому что всегда будет возможна святость, всегда Евангельское благовестие будет свежим, необходимым.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Священник Роман Зимин от марта 17, 2011, 21:26:31
И ещё важно, конечно, определить, что в истории нашего государства приводило к кризису религиозности. Опять же - чтобы не повторять прошлых ошибок.

Сразу вспоминается история богоизбранного израильского народа. Как расслабляюще действовало на него благоденствие.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Кирилл от марта 19, 2011, 20:51:03
Мне вот любимо время когда жил Серафим Саровский.Может это время ближе к золотому? Хотя грех стал расти тогда на западе.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Священник Александр Усатов от марта 19, 2011, 21:18:16
Цитата: Кирилл от марта 19, 2011, 20:51:03  
Мне вот любимо время когда жил Серафим Саровский.Может это время ближе к золотому? Хотя грех стал расти тогда на западе.
Я слышал, что Пушкин не подозревал о существовании св.Серафима Саровского.
Интеллигенция оторвалась от Церкви в вольнодумство на французский манер. А крестьяне уклонились в обрядоверие.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Священник Роман Зимин от марта 23, 2011, 23:29:37
Насколько я знаю, терминологически "святой" (без других уточнений)- это наименование человека. Когда мы говорим о Боге, что Он свят - имеем в виду нечто иное. Здесь я согласен с Максимом: Бог не просто свят, хорош, так сказать, - Он абсолютен. Он, строго говоря, не сравним с тварным миром.

Но в данной ветке подобные рассуждения продолжать дальше нельзя. Давайте вернёмся к теме.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Светлана Козлыкина от марта 24, 2011, 06:38:26
Мне почему-то то кажется, что золотого века Православия - хоть в России, хоть в какой-то другой стране - не было и не могло быть в нашем падшем мире, в продолжающейся человеческой истории. В моём представлении, "золотой век" - это когда всё идеально. До Второго пришествия совершенство в масштабах такого большого количества людей недостижимо. Однако если понимать "золотой век" не в таком абсолютном значении, то его ещё можно попытаться поискать.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Кирилл от марта 24, 2011, 14:38:22
Цитата: Светлана Козлыкина от марта 24, 2011, 06:38:26  
Мне почему-то то кажется, что золотого века Православия - хоть в России, хоть в какой-то другой стране - не было и не могло быть в нашем падшем мире, в продолжающейся человеческой истории. В моём представлении, "золотой век" - это когда всё идеально. До Второго пришествия совершенство в масштабах такого большого количества людей недостижимо. Однако если понимать "золотой век" не в таком абсолютном значении, то его ещё можно попытаться поискать.

Кстати да! Вы мне напомнили чьи-то слова,что золотой век христианства и в целом мира,будет именно после 2 пришествия.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Священник Александр Усатов от марта 24, 2011, 20:31:18
Вот замечательное исследование на заявленную тему:
Концевич. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси (http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kontcevich/kontcevich1/contents.html)

Он называет "золотым веком" XIV-XV века:
XIV век был временем отшельнического и монашеского возрождения, - это век преподобного Сергия. XV век еще богат всходами духовных семян, посеянных в предыдущих столетиях. От прежде основанных монастырей возникают новые обители, дающие новых преподобных. Это продолжение эпохи XIV века, ее расцвет, "золотой век" русского подвижничества. Но вместе с тем это канун кризиса и разрыва.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Виктор от марта 24, 2011, 21:56:00
Цитата: Священник Александр Усатов от марта 24, 2011, 20:31:18  
Вот замечательное исследование на заявленную тему:
Концевич. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси (http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kontcevich/kontcevich1/contents.html)

Он называет "золотым веком" XIV-XV века:
XIV век был временем отшельнического и монашеского возрождения, - это век преподобного Сергия. XV век еще богат всходами духовных семян, посеянных в предыдущих столетиях. От прежде основанных монастырей возникают новые обители, дающие новых преподобных. Это продолжение эпохи XIV века, ее расцвет, "золотой век" русского подвижничества. Но вместе с тем это канун кризиса и разрыва.
Приятно, что совпало с моим мнением :-[
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Священник Александр Усатов от марта 24, 2011, 22:11:17
В это время ведь была создана икона Св.Троицы.
Это воплощенная вершина богословия.
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Владимир от августа 30, 2011, 22:39:48
Вот еще интересные события 14 века.Век если и не "золотой",то уж точно фундаментальный.
В 1328 г., как говорилось выше, по инициативе Константинополя на Русь был поставлен грек Феогност. Феогност имел большое влияние в Константинополе и поддерживал тесные отношения с патриархом.На Руси открыто возмущались «византийской» склонностью митрополита давать и с избытком получать взятки. И после него следующий митрополит Алексий и другие митрополиты и князья возили "посулы" и подарки в Константинополь и в Орду.Взятки там попросту вымогали.Хочешь чего-то добиться -- раскошеливайся.
Никифор Григора, византийский автор середины XIVв., обрушивается на Алексия, уверяя, что московский кандидат в митрополиты купил себе сан, раздавая направо и налево взятки. Но иначе, как показывает тот же Григора, в Константинополе ничего получить было невозможно. Позднее, самозваный претендент на московскую митрополию Пимен раздаст огромную сумму в 20 тысяч рублей, занятых по подложным грамотам у константинопольских ростовщиков. И наши летописцы привносят тот же упрек византийским порядкам, что и Григора.Так вот я и подумал,что какие бы нехорошие вещи не происходили в верхних церковных эшелонах,а Русская Церковь существует и даже сохранила единство в период феодальной раздробленности. И это произошло видимо потому,что в приходах просто истинно верили и исповедовали  Евангелие,невзирая на какие-то ни было перепетии. Подробнее здесь (http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/150669/Kuz%27min_-_Istoriya_Rossii_s_drevneiishih_vremen_do_1618_g._Uchebnik_dlya_VUZov._Kniga_2.html#label10).
Название: Re: "Золотой век" Православия в России.
Отправлено: Владимир от августа 30, 2011, 22:59:33
Кроме того по инициативе митрополита Феогноста на Руси стало вводится правило начинать Новый год с 1 сентября,а не с 1 марта.
Проведенная в 14 веке монастырская реформа Алексия более всего проявляет принципиальное отличие русского православия от исихазма. В исихазме «спасение» достигается индивидуальной молитвой и молчаливым приобщением к «Фаворскому свету». Более того, индивидуальное спасение решительно преобладает даже в тех случаях, когда в монастыре под общей крышей собирается большее или меньшее число иноков, — внутри монастыря каждый живет «своим коштом» в своей келье. На Руси в XII — XIII вв. тоже преобладало «особножи-тие», хотя и иного толка, нежели кельи исихастов, — это были, скорее, загородные особняки феодалов. Выдвижение на первый план в XIV в. монастырского «общежития» предполагало принципиально иной взгляд на само назначение монастыря. В монастырях, устроенных на правилах «общежития» («общежитийные» монастыри) отменялась частная собственность, вводились общие молитвы, общие трапезы и обязательный труд для каждого инока.Монастырское «общежитие» было выражением традиционного тяготения основной массы русского населения к решению всех проблем «миром», в рамках веками устоявшихся норм территориальной общины. Поэтому в XIV столетии это сближение с традиционными этическими нормами в большой мере способствовало подъему общественного сознания.
А еще очень любопытно,что для того,чтобы примирить усобицы русских князей,митрополит Алексий приказывал закрывать церкви.Подобная мера считалась очень жесткой, но действенной. К тому же такая мера позволяла разрешить спор, не прибегая к силе оружия. Подробнее (http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/150669/Kuz%27min_-_Istoriya_Rossii_s_drevneiishih_vremen_do_1618_g._Uchebnik_dlya_VUZov._Kniga_2.html#label10).