"Благая беседа" - Православный форум

Жизнь Церкви => Вопросы практической церковной жизни => Тема начата: Инна Игоревна от ноября 17, 2011, 19:26:57

Название: Высокоумие
Отправлено: Инна Игоревна от ноября 17, 2011, 19:26:57
!Враг не борет тебя страстями, но влагает высокоумие. всех других пороков тяхчайшее... (прп. Макарий)

Что такое "высокоумие"?
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Священник Роман Зимин от ноября 17, 2011, 19:42:25
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8 ).

Видимо, это горделивое самолюбование, чрезмерная вера в силу своего ума.

«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).

Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Жердива Влада от ноября 18, 2011, 00:08:30
Дорогая Инна высокоумие это гордость и ведь вы об этом знаете.Вот что думают -Святые Отцы о  гордости.
"Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученность. Ибо как начало и конец добраго - смиренномудрие, так начало и конец худаго - высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякия усилия возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудраго уловляет мудростию, крепкаго крепостию, богатого богатством, благообразного красотою, красноречиваго краснословием, имеющаго хороший голос приятностию голоса, художника исскуством, оборотливаго оборотливостию. А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем истинное ведение сопряжено с смиренномудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство смиренномудрие, сказав:
«Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключими есмы» (Луки 17, 10) (Св. Тр. Сергиевой Лавры, 1907 г., Часть 1-я, стр. 29).
У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждние о гордости:
"Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 246).
Знаки гордости
1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.
2. Дела выше сил своих начинать.
3. Во всякия дела самовольно мешаться.
4. Себе без стыда возвышать.
5. Других презирать.
6. Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться.
7. Высшим быть непокорну.
8. Добрая себе, а не Богу приписывать.
9. Во всем показываться тщаться. (Тщиться - стараться (Даль).
10. Других дела пересуживать.
11. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.
12. В слове и поступке надменность некую показывать.
13. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.
14. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.
(Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).
Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так:
Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны (Париж, 1984, стр. 10).
Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из за самых неважных причин (Москва, 1894 г., Том 1-й, стр. 25).
Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным (Москва, 1894 г., Том 2-й, стр. 251).
Рассуждение о гордости. Итак начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и образованный человек из за гордыни превращается в глупца.
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Жердива Влада от ноября 18, 2011, 00:35:08
Разрешу себе по своевольничать и расскажу про брата.Вчера был день рождения 33 года.сидит мешает коньяк с пивом и все говорит и наверное ведь думает про женщину которая из-за своей гордости - высокоумия-ТАК ГОРДИЛИВО ПОСТУПИЛА ЧТО СЛОВ МОИХ НЕТ.Отличницей все жизнь была,красные дипломы,-первая его жена- в церковь его водила.Он ведь у меня парень с головой -Капитан ракетных Войск,не пьёт и не курит,красивый,золотой ребенок.Сидит на диване разворачивает подарки,а глаза горят как в первый раз.Жаль что эффект от материальных даров проходит быстро,КАК ЖЕ Я ЕМУ ХОЧУ СЧАСТЬЯ ВЫМАЛИТЬ У БОГА  И ПОМОЧЬ ЕМУ ВСЕМ ЧЕМ СМОГУ,да только не знаю как.Вы мне скажите, что этот эмоциональный рассказ не в тему-НЕТ в тему.Вот яркий пример как из-за ВЫСОКОУМИЯ рушится семьи,я как юрист могу вам  Инна рассказать историй подобных братиной очень много.Да, вот вопрос, если на Бога говорят что это миф-то как мы можем помочь своим самым близким,все материальное тлеет да и насильно мил не будешь,остается только молится за здравие,за то что бы любил и был любимым и благополучным.
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Жердива Влада от ноября 18, 2011, 01:30:17
Всё таки братина депрессия не кончилась.Что мне с ним делать.Все таки  слова Святых Отцов про высокоумие правда,и когда читала,в голове вертелась мысль,что людям нужно быть осторожнее,отстаивая своё - Я.Получается,что умен тот кто мудр,а мудр тот кто не кичится своим умом,или нет,или душу в книжках не найти
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Жердива Влада от ноября 18, 2011, 05:02:21
Знаю,что скажите - это колонка не называется "вынос сор из избы" и вы будете правы,просто должна же "быть тема для обсуждения"взяла мол "вынесла", Да поступила не красиво, и я исповедую жизненную позицию,что жаловаться - грех,но ведь думается что ситуации в вашей жизни связанных с проявлением высокоумия масса,и кстати в диалоге рождается истина.Отвечу,посмотрела что мало активных,вы наверно, не хотите обсуждать ни новости, ни богословские темы- вот возьмет ОТЕЦ ВАЛЕРИЙ,и закроет нашу лавочку за малую рентабельность! АКТИВНЕЕ ТОВАРЕЩИ - Больше заинтересованности. 8)"К сожалению"на этом форуме, мы не сможешь поговорить о "голых и смешных",о "доме 2" и не сможем прийти к единому мнению  "гомосексуалист ли Дима Билан или нет" :o ведь так ???
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Жердива Влада от ноября 18, 2011, 11:19:10
Извините меня за резкость.циничность  и мою жалкую попытку вас растревожить,- здесь не места ТАКИМ ВЫПАДАМ СОЗНАНИЯ И ТУПОСТИ,и если администраторы форума удалят мой аккаунт они будут правы.(и быть может это последний мой "ответ").Но вспомню  слова бывшего  прокурора  города,а ныне нашего декана  -  "что лучшая попытка вызвать людей на честный  диалог это либо грубость, либо неожиданный  ответ,а неожиданным ответом в наше время является искренность.
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Инна Игоревна от ноября 18, 2011, 18:45:52
Цитата: Жердива Влада от ноября 18, 2011, 00:08:30  
высокоумие это гордость
Может все таки высокоумие из-за гордости, а гордость - это гордость? Или я высокоумничаю?  :)
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Вероника от ноября 19, 2011, 11:53:37
Вот нашла пример высокоумия
Один старец-столпник, спасавшийся близ Едессы, на вопрос святителя Феодора, епископа Едесского, что именно заставило его взойти на столп и столько лет он собирается на нем подвизаться, отвечал: "Вместе со старшим братом я расстался с миром еще в юности. Сначала три года мы провели в монастыре, а затем ушли в пустыню и, найдя там две пещеры, поселились: я — в одной, брат — в другой. Время мы проводили в безмолвии, посте и молитве и сходились только в воскресные дни. Такая жизнь в пустыне для меня продолжалась, однако, недолго. Раз, когда мы оба вышли из своих пещер для сбора злаков и кореньев для еды и были на некотором расстоянии друг от друга, я вдруг заметил, что брат мой внезапно остановился, как будто чего-то испугавшись, а потом стремглав побежал и скрылся в своей пещере. Недоумевая, что бы это значило, я пошел к месту его внезапной остановки, чтобы посмотреть, что там такое. И что же? Вижу рассыпанным громадное количество золота. Недолго думая, снял я с себя мантию, собрал в нее неожиданно найденное сокровище и с большим трудом принес в свою келию. После этого, не сказав брату ни слова, я ушел в город, купил там большой дом, устроил в нем странноприимницу и больницу и при них основал монастырь, поместив в нем сорок иноков. Поручив все это опытному игумену и вручив ему на нужды тысячу златниц, другую же тысячу раздал я бедным и, снова оставив мир, пошел к своему брату. На пути я начал высокоумствовать и осуждать брата за то, что он не хотел сделать добра из найденного им золота. Когда я подходил к пещере брата, то помыслы высокоумия и самомнения уже совершенно овладели мной. Но в это самое время является мне Ангел Божий с грозным видом и говорит: "Знай, что все, что ты совершил, не стоит прыжка, сделанного твоим братом через золото, и он несравненно выше и достойнее тебя перед Богом. Ты даже недостоин того, чтобы видеть его, и это будет до тех пор, пока покаянием и слезами не очистишься от греха." После этого Ангел стал невидим, а я пошел к пещере брата и, к своему ужасу, действительно, не смог увидеть его. Много тут я пролил слез, столь много, что пришел в совершенное изнеможение. Наконец, Господь сжалился надо мной, и голос свыше указал мне идти на это место, где теперь видишь меня и где я живу уже сорок девять лет. Здесь только в последнее, пятидесятое, лето Ангелом возвещено мне полное прощение и обещание, что я увижусь с братом в Обителях Небесных."
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Елена_K от ноября 19, 2011, 16:12:54
Цитата: Священник Роман Зимин от ноября 17, 2011, 19:42:25  
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8 ).

Видимо, это горделивое самолюбование, чрезмерная вера в силу своего ума.

«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).

Отец Роман в "двух словах" хорошо объяснил, что такое высокоумие. Еще помню, Осипов предупреждал простых мирян, чтоб без нужды не лезли в особо тонкие высоты догматического богословия. Надо знать самое необходимое, и этого достаточно. Так он предупреждал от высокоумия. Да, высокоумие - это надмение своим умом, познаниями, образованием, мудростью (в таком случае мнимой), взгляд свысока на тех, кто таких достоинств не имеет. Еще так догадываюсь, что в высокоумии нет простоты, какая-то умственная сложность есть. Можно иметь и ум, и знания, и образование, и если этим не надмеваться, высокоумия нет. Но, братия и сестры, среди нас таких мало.  :-[
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Инна Игоревна от ноября 19, 2011, 18:41:41
Теперь понятно, что такое высокоумие. Теперь не понятно, как же теперь размышлять...  :) Мое любимое начало всех вопросов батюшке: "где грань..."
Можно ли не быть совсем простым, чтобы не быть как все... или вот именно надо быть как все... что-то я опять запуталась... :-[
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Елена_K от ноября 19, 2011, 18:51:22
Думаю, тут выход в том, чтобы понаблюдать за собой и осознать, что "и у меня есть страсть высокоумия". Унывать тут не полезно.  :) Просто надо отдавать себе в этом отчет, не забывать и каяться по мере сил.
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Инна Игоревна от ноября 19, 2011, 19:33:01
Цитата: Елена_K от ноября 19, 2011, 18:51:22  
Думаю, тут выход в том, чтобы понаблюдать за собой и осознать, что "и у меня есть страсть высокоумия".
есть, как оказалось  ???
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Елена_K от ноября 19, 2011, 19:35:40
Ну, если б и у меня не было, я бы так красочно не расписала...  :-[
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Священник Роман Зимин от ноября 19, 2011, 19:57:16
Цитата: Инна Игоревна от ноября 19, 2011, 19:33:01  
есть, как оказалось  ???
Но это не значит, что надо бояться думать и рассуждать. Просто все силы нашего естества так и норовят обернуться своей изнанкой - страстью: сила воли - гневом, разумность - тем самым высокоумием. Будем молиться и стараться :)
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Инна Игоревна от ноября 19, 2011, 21:35:11
Может быть есть еще какие-то наставления Святых Отцов, как не перепутать разумность с высокоумием?
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Елена_K от ноября 20, 2011, 09:01:02
Можно здесь (http://www.hristianstvo.ru/search?siteurl=iskomoe.ru%2F&cx=006620037580445780645%3Ae4joz-0lovc&cof=FORID%3A9&ie=windows-1251&source=iskomoe&newwindow=1&where=2&hl=ru&lr=lang_ru&q=%E2%FB%F1%EE%EA%EE%F3%EC%E8%E5#989) посмотреть.
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Надежда от ноября 20, 2011, 21:54:31
Из того, что посмотрела на ссылке Елены-К
Из книги «О тайных недугах души» (Архимандрит Лазарь) – «Начинающему шествовать по пути веры предстоит и такая опасность: вместо изучения простых и необходимых ему правил и основ, деятельной христианской жизни - уклониться в высокоумие, начать изучать сложные духовные предметы, стараясь своим немощным рассудком постичь то, что рассудком не познается; дерзнуть тонко исследовать Святое Писание, толковать таинственные пророчества. Ум наш болен и поврежден настолько, что ему как раз нельзя давать свободу решать духовные вопросы; как раз простым, почти детским верующим оком надо принимать уже готовую, подробно разъясненную духовную науку, преподаваемую Церковью, святыми отцами. Очень опасно самому, неочищенным разумом, не понимая еще самых основ веры, дерзать постичь корни тонких и глубоких истин».
"Не будьте разумны и многосведущи. Для Бога приятнее младенческое лепетание души умалившейся, так сказать, от зрения множества немощей своих, нежели красноречивое витийство души, напыщенной самомнением"  Епископ Игнатий Брянчанинов. Письма к разным лицам. Письмо 3.
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Вероника от ноября 22, 2011, 10:55:26
Разум нам дан от Господа.Дар,как и все остальное....А вот какой у нас мотив...Действуем по страсти-высокоумие,которым наносим вред и своей душе и душе того,кому высокоумствуем,потому,что такого рода наставление будет вызывать раздражение и отторжение.....А если с любовью-то это уже по другому называется....Быть может,рассуждение.Но это к сожалению,не часто бывает и дерзать думать,что кто-то из нас этого достиг.......Нет.....
Вот как-то так...
Название: Re: Высокоумие
Отправлено: Елена_K от ноября 23, 2011, 10:21:50
Вот как раз в этой теме хочется порекомендовать читать игумена Никона (Воробьева), который именно от гордости учит в своих письмах. Читала его книгу по кругу не меньше восьми раз, и есть еще потребность, просто жажда читать еще, потому что каждый раз новые глубины открываются. И утешительно удивительным образом. Другие страсти он почти не затрагивает, а именно гордость. Если кому надо от гордости - то самое. Не надо смущаться кажущейся простотой. Мне тоже поначалу просто казалось. Он - наследник святых отцов, особенно любил Игнатия Брянчанинова.