Да, за 15 с лишним лет так и не определилась с этим окончательно.
Ясно, что говорить надо, во-первых "елика соделал еси", то есть, грехи делом и словом. Особо беспокоящие помыслы в целомудренной, благопристойной форме излагать полезно и необходимо тоже. Что касается целомудренности, тут порой долгое время требуется, чтобы научиться находить золотую середину: чтобы и открыть грех, и чтобы не побеспокоить излишне священника, который тоже человек, да еще если знакомый...
Без особых несущественных подробностей. Без самооправдания. Без умничанья. Не обинуясь (как бы в обход) и не округляя, пытаясь словами загородить срамоту греха да еще так, чтобы священник так и не понял, а в чем собственно, грех и состоит.
Для меня не совсем понятно: лучше исповедаться без бумажки, первыми излагая те грехи, которые особо тревожат совесть, а за ними все свои обычные текущие, но тут есть опасность забвения важного, или весь период между исповедями вести "рукописание" грехов, и тогда получается приличная простыня, читая которые на исповеди, периодически рассеиваешься и читаешь просто автоматически.
Вот примерно так этот вопрос хотелось бы рассмотреть.
я просто грехи классифицирую, чревоугодие, гордыня, леность и т.д без подробностей
Многое можно без подробностей сказать, это правда.
Но это только часть исповеди, к тому же это страсти, а не сами грехи. Страсти, каких у кого нет? У всех такие же. Но бывают ситуационные поступки, которые никак в одно слово не укладываются потому, что или это сразу несколько страстей вовлечены, или отягчающие обстоятельства имеются.
Например: не только сам курил в подъезде, но и соседского пацана к этому приобщил, некурящего. Или: муж советовал жене сделать аборт, и денег дал, и проводил до абортария. Или: натравила весь двор на соседку клеветой, да так, что ее побили. Разно бывает...
В православной церкви нет общепризнанного полного списка («канона») грехов, так же, как нет их строгой классификации. Например, гордыня — грех и против Бога, и против ближнего, и даже (в конечном счёте) против самого же себя. Кроме того, гордыня содержится во множестве других грехов, точнее сказать, во всех, так же, как в гордыню включаются и тщеславие, и самомнение и многие другие грехи, страсти и пороки: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10)
Правильно не вдаваясь в подробности классифицировать, в т.ч и те которые Вы назвали,любой грех можно уместить в классификацию, вообще даже в молитвословах так указывается, не стоит вдаваться в подробности по той причине, что желающих исповедаться всегда много и чтобы не задерживать священника как раз и нужна классификация, главное раскаяться в содеянном и больше так не поступать а не рассказывать историю о том кто еще виноват и т.д Господь простит даже если неправильно классифицируете но раскаетесь в содеянном, это мое мнение и Вы в праве со мной не соглашаться ::) потому, что все в нашем мире мудрое, немудрое перед Богом, у каждого своя правда, хотя для православных существует одна правда, Господь! Извините если мой ответ противоречит вашему представлению об исповеди :-[
Думаю, что грех надо открыть перед священником на исповеди, а не скрывать за общими названиями страстей. Бог, конечно, все знает, но как же священник на суде будет свидетельствовать - какой именно грех Вы исповедовали?
Не знаю, кто из святых советовал классифицировать грехи, но вот советы оптинских старцев:
На вопрос твой об исповеди подробно скажу: святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы памятью подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха, а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 166—167).
преп. Амвросий:
Вопрос: «Что значит искренно исповедоваться?» Ответ: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять» (3, с. 217).
Сказать: "слишком часто смотрелся в зеркало" - что может быть проще и не отнимет много времени у священника? А классифицировать - мудрено.
А в молитвослове что читаем?
Исповедь Духу Святому, Который Сам все знает:
Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся...
А я более говорю о состояниях, чем о поступках. Не говорю "пнул человека", а говорю: "Озлобился настолько, что пнул человека". Или не говорю "разуверился в спасении", но говорю: "Впал в уныние настолько, что и спасение меня не привлекает". Так можно не называть все поступки, которых всё равно всех не упомнишь. Но называть их общие корни, которых может быть немного. А "плод", произросший из такого корня, можно назвать самый постыдный, самый "спелый". Он же и самый труднозабываемый.
Я тоже говорю о состояниях, если они меня тяготят. Таких немало набирается. Но что о поступках, заметьте, Алексей, если Вы скажете просто "я пнул", без объяснения состояний - это будет вполне достаточный минимум для исповеди, а если, пнув человека, Вы на исповеди назовете это "озлобление", не сказав, что пнули, это уже будет сокрытием греха. А насчет самых "спелых" поступков я тоже так поступаю.
Цитата: Елена_K от августа 30, 2013, 12:49:19
Я тоже говорю о состояниях, если они меня тяготят. Таких немало набирается. Но что о поступках, заметьте, Алексей, если Вы скажете просто "я пнул", без объяснения состояний - это будет вполне достаточный минимум для исповеди, а если, пнув человека, Вы на исповеди назовете это "озлобление", не сказав, что пнули, это уже будет сокрытием греха. А насчет самых "спелых" поступков я тоже так поступаю.
Симптомы болезни не есть же сама болезнь. Иногда даже симптомы, которые можно было бы посчитать болезненными, указывают вовсе не на болезнь. Например, повышенная температура и учащённое сердцебиение у спортсмена после физической нагрузки не говорит о заболевании, но, напротив, говорит о здоровье. А бывают такие люди, которых и следует пнуть, и неоднократно. Но если при этом чувствуешь озлобление, то это будет грехом. И пинок будет плодом греха, хотя при другом душевном расположении он мог бы быть плодом милосердия. Это когда не представляешь, с чего бы это ты пнул человека, тогда, конечно, и говоришь: "грешен - пнул". В том смысле, что подозреваю - мол - в себе болезнь и представляю Всеведущему Судие судить о ней. А если пнул с пользой для дела и с сохранением благодушного расположения, то и каяться-то не в чем - не грех это. Вырви корень - и все плоды засохнут. И зрелые, и незрелые. Никаким не "открытием грехов" будет перечислять: пнул того, да пнул другого, а тогда-то ещё и третьего, а четвёртую обругал. Не "открытием грехов", а ненужной морокой, на мой взгляд.
Молитвословом пользуюсь только при чтении утреннего и вечернего правила. Иногда молюсь Пантелеимону Целителю. А книга ведь большая, но мне все некогда было даже заглянуть на другие страницы. А вот недавно открыла в самом конце случайно и увидела такой раздел "Чин исповеди". Я так поняла, это нужно говорить на исповеди, но когда почитала немного, стало как-то не по себе. Не представляю, чтобы я так всё говорила священнику. Подскажите, нужно так делать или лучше исповедоваться своими словами? Почему-то мне кажется, что если я буду говорить на исповеди всё так как там написано (в молитвослове), батюшка посмотрит на меня как на сумасшедшую и подумает: "Надо же, начиталась" :D
А своими словами у меня плохо получается, запинаюсь, сбиваюсь с мысли, стесняюсь и мучаю бедного батюшку и сама мучаюсь.
Главное говорить на исповеди искренне. Чтобы не запинаться и не сбиваться я например когда готовлюсь к исповеди, пишу все на листочке, и с ним исповедуюсь. Первое время тоже стеснялась даже прочитать по листочку, давала прочитать его батюшке. Так многие "новоначальные" делают. А вообще здесь на сайте достаточно материалов по подготовке к исповеди, читайте. http://psgp.ru/ispoved.html
О,сколько всего. Это мне на долгие месяцы изучения :) Спасибо.
А еще подскажите, пожалуйста, бывает ли такая исповедь, как бы назвать... индивидуальная? Т. е. чтобы не так, как обычно, а наедине с батюшкой побеседовать, никуда не торопясь, чтобы он задавал может быть какие-то вопросы, помогая разобраться в чем-то и что-то вспомнить. Чтобы исповедь была не просто моим рассказом о содеянных грехах, а диалогом. Чтобы батюшка не просто выслушал, а побеседовал со мной, посоветовал что-то, помог понять себя, ответил на вопросы. Только чтобы не спеша. А то когда я знаю, что человек торопится, а тут еще я со своими вопросами и разговорами пристаю, как-то не по себе и вообще ничего уже не хочется ни спрашивать, ни рассказывать, а хочется отстать поскорее от священника и не надоедать ему. :(
Отец Александр Усатов как-то на беседах говорил, что кроме исповеди существует "беседа с батюшкой", о времени которой можно заранее договориться. Сейчас кстати в Соборе каждый день принимает дежурный священник, как раз для таких бесед.
Слово "дежурный" как-то настораживает. Такое ощущение, что он там повинность отбывает и не захочет целый час или два общаться ???
А не с дежурным батюшкой, со своим знакомым это реально?
Реально с любым батюшкой договориться. А дежурный - он просто целый день в Соборе, и по очереди все батюшки собора в этой роли находятся.
Страшно.
Вы ж сами Мари хотели беседу, а уже и на попятную? Надо конечно присмотреться к батюшкам, выбрать того, кому вам легче открыться.
Да я не батюшку боюсь, а просто привыкла что все везде посылают подальше, кто с этим не сталкивался. Вот и страшно становится подойти к человеку малознакомому и поговорить о себе, о своих проблемах, думаешь: "А нужно оно ему? У него своих дел полно." Знаю несколько батюшек хороших, опытных, добрых, а все равно страшно :-[
Близкие люди и те не хотят выслушать, помочь, поддержать иногда, а священнику я ведь совсем чужая. Да к тому же не одна у него, а сотни, наверное, приходят со своими проблемами. Попробуй на всех напастись терпения и моральных сил.
Так пишите Мари, (простите, просто ерунду) потому что батюшек не знаете. Не выдумывайте, настройтесь и идите. За один раз всех проблем конечно не решите. Но решительный шаг нужно сделать.
Ерунду? Это вы о моей боязни, что со мной не захотят разговаривать?
Конечно не знаю батюшек. Но ведь любой нормальный человек понимает, что другим до него нет дела, и у каждого свои заботы. Может и пишу глупости, то только потому, что я не знаю, что такое Православие, как православные друг к другу относятся, действительно ли все так красиво, как написано в духовных книгах? Или в литературе и с экрана телевизора одно, а в жизни - другое. Я обычный человек, такой же как большинство. А спросите у любого на улице, верит ли он, что кто-то малознакомый будет выслушивать его проблемы, стараться помочь разобраться в себе и избавить от депресняков и комплексов (конечно речь не о психологах, берущих за такие беседы огромные деньги). Вам ответят, что если и есть такие люди, то их всего два-три на всей планете.
Только не подумайте, что я огрызаюсь (а то я прочитала свое сообщение, какое-то оно грубое получилось). Я просто стараюсь объяснить Вам свои страхи.
Если хотите помощи, меньше "копайтесь в себе" а больше действуйте. В церкви все для этого - исповедуйтесь, причащайтесь, ходите на беседы с батюшкой, на любые занятия в церкви, курсы и т.д.. Может вам нужно поучаствовать в беседах с православным психологом, посмотрите его телефон на этом сайте.
Просто и "все сразу" не будет. Любой шаг и "шажок"- это всегда трудно, это преодоление себя, страхов, стеснения и др.
Я например если не могу настроиться на исповедь представляю себе как "враг рода человеческого" держит меня за ноги или придумывает другие хитрости. Потом можно "разозлиться", взять себя в руки и готовиться к исповеди и причастию.
Мари, приходите, уделим Вам время. И психолог у нас, кстати, есть.
Вот все и устроилось. Главное бояться совсем не надо. И в клуб "Ступени" очень интересно походить, знаю от женщин, что ходили, кстати совсем бесплатно http://psgp.ru/psixolog.html
Перед исповедью обязательно поститься или вообще не нужно?
Цитата: Инесса (Инна) от сентября 26, 2013, 14:19:43
Перед исповедью обязательно поститься или вообще не нужно?
Если вы собираетесь только на Таинство Исповеди, то можно и не поститься.
Спасибо :)