Четырёхконечный крест

Автор Александр, января 05, 2011, 22:34:51

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Позже эти концы подножия вытянулись. Получилось символическое указание на два пути: на Небо и в ад.
Будем помнить, что распятие отменили в 4-м веке. Поэтому у иконописцев не было опыта наблюдения за спецификой этой казни.
По этой же причине на распятиях ошибочно рисуют место от гвоздей на ладонях. На самом деле гвозди вбивали выше - в запястья.

Григорий Иванов

#16
Ссылка по теме - почему иконография изображает гвозди, прибитые в тело Иисуса, в ладонях, а не в запястьях?.
К слову, на католическом распятии, ноги Христа изображены вместе, пробитыми одним общим гвоздем, т.е. всего гвоздей три, а не четыре. Читал, что связанно это с тремя хранящимися в Риме гвоздями (по католическому преданию именно этими гвоздями был прибит Христос).

Священник Александр Усатов

Между прочим, о символичности иконы мы говорили в ветке Православная икона: смыслы и значение.
Я все же склоняюсь к мысли, что вследствие отмены казни через распятие императором Константином люди просто забыли как производилось распятие.
Вспомнить об этом нам помогла Туринская плащаница, а также изуверские опыты гитлеровцев, которые распинали людей и тщательно описывали происходящее.

Священник Александр Усатов

#18

Один из самых богатых на символику - крест схимнический "Голгофа". Надписи и криптограммы на нем в древнерусской традиции были гораздо разнообразнее, чем на греческих крестах. С XI века под нижней косой появляется символическое изображение главы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе (по-евр. - "лобное место"), где и был распят Господь наш Иисус Христос. "На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп", - пророчествовал праотец Адам. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения "Голгофы" следующие обозначения: "М.Л.Р.Б." – место лобное распять бысть, "Г.Г." – гора Голгофа, "Г.А." – глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед главой, изображаются так: правая на левой, как при погребении или причащении. Буквы "К" и "Т" означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: "ІС", "ХС" - имя Иисуса Христа, а под ней: "НИКА" – Победитель; на титле или около нее надпись: "СНЪ" "БЖІЙ" – Сын Божий или аббревиатура "І.Н.Ц.И." – Иисус Назорей Царь Иудейский; надпись же над титлой : "ЦРЬ" "СЛВЫ" – Царь Славы.