Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - Алексей'

#1336
Цитата: Сергей Девятко от сентября 11, 2011, 03:37:39  Где-то говорится,что говорил Бог,а где-то-Бог говорил через Ангела,чему при надобности можно будет сделать обзор.Где-то говорится,что говорил Бог,а где-то-Бог говорил через Ангела
А я не делаю разницы. Как Авраам поклонившись трём Ангелам, поклонился Богу, так и слова ангельские можно без оговорок считать словами Божьими и действия ангельские считать Божьими действиями. Так было в дипломатии: оскорбление царскому послу есть оскорбление, наносимое Царю, и всё тут. Хотя посол может быть совершенно незначительной личностью.

В связи с этим, я считаю праздным любопытством докапываться, чьи именно слова звучали. Сказано, что говорил Ангел - значит это был ангел; сказано, что сказал Бог - значит это был Бог.
#1338
Цитата: Татиана от сентября 04, 2011, 23:10:15  
...остаюсь при своем мнении...
Я к тому, что у лукавого, на самом деле, сил гораздо меньше, чем он старается показать, выставляя в подкрепление своему слабосильному воинству соломенные и глинянные чучела, так, что кажется, будто его войска покрыли всю землю до горизонта. Ткни одного - упадёт сотня; ткни десяток - половина земли очистится. Я, хоть и не зачислял бы однозначно все новодельные как-бы-христианские секточки в воинство сатаны, но, пообщавшись с их представителями, нахожу, что духовной силы у них немного. При мало-мальски серьёзном нажиме они в панике, с громкими криками убегают и прячутся в раковину своего бездумия. Так же и с чёткостью их целей и достоинствами их лидеров. По большей части это фикция. Вот, если мы у себя станем разводить такие химеры, то, конечно, легко будем побеждены. Даже если победим всех.
#1339
Цитата: Татиана от сентября 04, 2011, 22:39:24  
У любой секты есть четкая цель,лидеры,центры.
Вряд ли. Думаю, там бардака больше, чем у нас. Противоборство же идёт не между порядком и ещё бОльшим порядком, а между порядком и бардаком.
#1340
Цитата: Священник Александр Усатов от сентября 04, 2011, 14:59:44  
я не про это спросил. Раньше нас называли просто идолопоклонниками. А теперь и в оформлении сайтов, и на обложках своих книг помещают изображения наших православных храмов. Зачем?
Может, просто от неразборчивости? Раньше их книжки делали за границей и картинки в них были соответствующие. Теперь наладились делать здесь, вот и лепят, что первое под руку подвернётся. Им-то без разницы.
#1341
Цитата: Сергей Девятко от сентября 04, 2011, 13:40:34  
Как бы там ни сложилось,но и у Византийского престола тоже был армянин.Обида и неприязнь к грекам не помешала Иоанну I Цимисхию стать Византийским императором :-)
Также и императору Льву V Армянину, Вардану Филиппику, императрице-регентше Феодоре (Мамиконян) и другим многим иногда насчитываемым до четырёх десятков. В связи с этим удивительно слышать о том, что армяне-де не разобрали некоторых греческих текстов.
#1342
Здесь хорошо видно устройство алтаря армянского храма: Patarag (Литургия)Надо сказать: впечатляюще.
#1343
Цитата: Священник Александр Усатов от сентября 03, 2011, 18:51:39  
Причин было много и вне религиозной сферы. И обида на византийского императора. И языковые препятствия. И многое другое
На "языковые препятствия" они сильно обижаются. Говорят, что напрасно их считают неразвитой, бескультурной страной, лежавшей за пределами цивилизованного мира. Говорят, что у них были достаточно грамотные специалисты, знающие и греческий, и сирийский языки. Тем более, что Сирия некогда довольно продолжительное время входила в состав Великой Армении. Там до сих пор существует сильный Католикосат Великого Дома Киликийского, претендующий даже на независимость от Эчмиадзина.

А вот к грекам у них, действительно, есть серьёзные претензии. Они считают, что пока армянские первоиерархи вместо Халкидона находились в персидском плену насильно склоняемые к принятию Зороастризма, где многие и погибли, но не отреклись от Христовой веры, Византия, вместо ожидаемой помощи единоверцам, выжидала окончательного ослабления Армении, чтобы урвать от неё свой кусок (что она впоследствии и сделала). И один из последних всплесков армянской государственности - Анийское Царство (выходцами из которого являются ново-нахичеванские (ростовские) армяне) - был подавлен именно византийцами.

Сейчас армяне с превеликой радостью вошли бы в общение с Русской Церковью, но когда слышат о греках, ни о каком единении речи уже идти не может. И греки платят им той же монетой. Подтверждение чему мы можем ежегодно наблюдать в Храме Гроба Господня.
#1344
Цитата: Диакон Роман Зимин от сентября 03, 2011, 12:18:39  
Цитата: Татиана от сентября 03, 2011, 10:21:27  
Тогда почему же армяне все-таки православные ???  ???
Армянская Апостольская Церковь не является Православной. Об этом вся ветка.
Армянскую Церковь вкупе с Эфиопской, Коптской, Сиро-Яковитской, Малабарской, а также Ассирийской Церковью Востока называет православной религоведение - сугубо светская наука. С церковной точки зрения, конечно, мы не можем называть их православными. Хотя, признаться, при изучении вопроса у меня сложилось мнение, что дело даже не собственно в различии догматических формулировок, а в расставлении усиленных смысловых акцентов в определённых местах этих формулировок. Так, например, они вовсе не считают, что божественная природа Христа "поглотила" Его человеческую природу (ересь Евтихия они анафематствовали практически сразу), но указывают на то, что эти две природы действовали в Христе неотделимо друг от друга и считают, что мы недостаточно внимания уделяем этому факту.

Честно сказать, это больше похоже на повод к разделениям, чем на причину их.
#1345
Цитата: Татиана от сентября 03, 2011, 10:21:27  
Не знаю, но кажется там алтарь был открыт (на нем же расположена икона Божьей матери с младенцем ?). А орган или клавесин присутствуют в католических церковях. Тогда почему же армяне все-таки православные ???  ???
Очевидно, дело не в органе.

А на площади у них всё расположено. Это же деревня. Всё важное там строится в центре.
#1346
Цитата: Татиана от сентября 02, 2011, 19:28:21  
Прочитала внимательно здесь об Армянской церкви. Просто сегодня в Чалтыре я посетила их храм. Конечно, чувствуется различие от наших храмов - наши и богаче,красочнее, нет свободных мест от иконописи на стенах и куполах. У армян все намного скромнее, напротив алтаря - лавочки для верующих, свечки можно поставить в большие железные ящики с песком (подобные только с водой есть и в монастырях Черногории), и иконы у них не той школы как наши. Но мне самой очень симпатичны наши донские армяне (у меня даже есть молочный брат из них), ведь это здорово, что в нашей области мирно живут около 150 национальностей, нет ведь одинаковых людей. И армяне - большие труженики, хлеборобы... Мне кажется,что они несмотря на разницу в церковной жизни заслуживают симпатию и уважение.  :)
Наверное, самое заметное отличие в устройстве армянских храмов - это отсутствие иконостаса. Алтарь отделён занавесом, который на время службы раскрывается. Также при богослужении используются музыкальные инструменты вроде небольших органчиков или клавесинов (которые теперь иногда заменяются синтезаторами): Тер Вохормия (Господи помилуй)
#1347
[spoiler="Вероучение Армянской Церкви" (сноски)]1 Архиепископ Иосиф, князь Аргутинский-Долгорукий (1743-1801) - церковный, общественный и политический деятель, духовный предводитель российских армян (с 1773 г.). Входил в ближайшее окружение императрицы Екатерины II.
2 Несторий – епископ Константинопольский (428-431), глава богословской школы несториан, разгромленной св. Кириллом Александрийским. Был осуждён и низложен на III Вселенском Соборе.
3 Зенон Исаврянин – византийский император (474-491).
4 Дувин, Тевин, Двин – город в 35 км от Еревана. С 30-х гг. IV в. до падения династии Аршакуни служил царской резиденцией, с VII в. был центром арабского эмирата в Закавказье. Кафедра Католикоса находилась здесь с VI по IX в.
5 Авраам, Авраам I – Армянский Католикос (607-615).
6 Кирион служил епископом Айраратской области в Армении. В 599 г. Армянский Католикос Мовсес II рукоположил его в Католикоса Грузинского, после чего Кирион отпал от Армянской Церкви. Грузинская духовная кафедра официально отделилась от Армянской Церкви в 608/609 г.
7 Карин, Эрзерум – пограничный с Византией город в Верхней Армении, близ Евфрата (ныне в пределах Турции). Был резиденцией Армянского Католикоса. Император Феодосий II укрепил город, превратив его в военно-административный центр.
8 Езрас, Езр I – Армянский Католикос (630-641). Император Ираклий предложил Езру принять Халкидонский собор с условием, что Греческая Церковь также пойдёт на уступки исповедного характера. В 632 г. Ираклий велел созвать собор в армянском городе Карине и вынудил Езра подписать его решения. Армянское духовенство отказалось принять их.
9 Ираклий (575-641) – византийский император из армянского царского рода Аршакуни.
10 Иоаннес – Ованнес Майраванеци, армянский богослов VII в., архимандрит, ключарь двинской кафедральной церкви Св. Григора. Составитель сборника «Исповедание веры» - свода материалов, обосновывающих истинность православного исповедания Армянской Церкви. Из-за непримиримости Ованесса к союзу с Греческой Церковью Католикос Езр отлучил его от церкви.
11 Маназкерт – ныне Манацкирт, город в Турции, севернее озера Ван.
12 Нерсес III – Армянский Католикос (641-661), строитель церкви Звартноц – храма Бдящих Сил, ознаменовавшего высшие достижения армянской национальной культуры V- VII вв. В 648 г. византийский император Констант II предпринял попытку объединения Армянской Церкви с Греческой. Нерсес созва VI Двинский собор, отказавшийся от унии в связи с неприятием формулы Халкидонского собора. Констант ввёл войска в Армению и во время литургии в двинском кафедральном соборе заставил Нерсеса признать Халкидонский собор в качестве святого.
13 Ширакаван, Ширак, Еразгаворк, Еразгаворс – город в гаваре Ширак провинции Айрарат (ныне село Баш-Шорагял недалеко от города Гюмри), был резиденцией армянского царя Смбата I Багратуни.
14 Захария I – Армянский Католикос (855-876). Константинопольский Патриарх Фотий, пытавшийся объединить Греческую и Армянскую Церкви, в 862 г. направил к Захарии делегацию во главе с Никейским епископом Иоанном. Католикос созвал в Ширакаване собор, выслушавший Иоанна и отказавшийся принять Халкидонскую формулу.
15 Амод – «князь князей» Ашот Багратуни, правитель Армении (685-689).
16 Фотий – Патриарх Константинопольский (858-867, 877-886), известный церковный и политический деятель, причислен к лику святых.
17 Яковиты – последователи сирийского проповедника Якова Барадея.
18 Переписку между Фотием, Каталикосом Захарией I и «князем князей» Ашотом Багратуни см. «Малые творения Фотия», Православный палестинский сборник, вып. 31, т. 11. 1. 1892.
19 Еразхавор – Ширакаван. См. сноску 13.
20 Громкла, Ромкла, Рум-кале – крепость у Евфрата. В 1149 г. католикос Григор III Пахлавуни перенёс сюда католикосат, остававшийся здесь до 1293 г.
21 Григорий Тха (Отрок) – Армянский Католикос Григор IV (1173-1193), видный церковный и государственный деятель. Император Мануил требовал от Григора признания Халкидонского собора и подписания унии с Греческой Церковью. Чтобы избежать политических последствий, Григор созвал в Ромкле собор (1179), согласившийся на союз при условии, что Греческая Церковь также внесёт изменения в своё кредо.
22 Григорис – Армянский Католикос Григор III Пахлавуни (1113-1166). Император Византии Мануил I Комнин вёл переписку с Григором, стремлясь к объединению двух церквей.
23 Нерсес Клаенский – Армянский Католикос Нерсес IV Шнорали, Клаеци (1166-1173). Выдающийся церковный и общественный деятель, один из крупнейших армянских средневековых поэтов, видный философ-эстетик, педагог, музыкант. Причислен к лику святых. Шнорали не противился союзу с Греческой Церковью, но считал, что изменения должны быть внесены в соответствии со Священным Писанием, а не по прихоти монарха.
24 Мануил I Комнин – византийский император (1143-1180).
25 Будущий Католикос Барсег I (1105-1113).
26 Ани – столица Армянского царства Эпохи Багратидов.
27 Алексей II Комнин наследовал престол своего отца Мануила в 12-летнем возрасте. В борьбе за власть был задушен своим родственником Андроником.
28 Докеты не признавали Христа истинным воплотившимся человеком, считая, что Его видимые человеческие действия кажущимися.
29 Аффартодокеты (афтартодокеты) – последователи Галикарнасского епископа Юлиана, учившего, что нетленное тело Христа испытывало человеческие чувства не на самом деле, а по воле Бога Отца.
30 Арий (250/56-336) – пресвитер Александрийской церкви, отрицал божественность Иисуса Христа и догмат о триединстве Бога. Выдвинул тезис о том, что Бог един, всё остальное сотворено Им, а значит, и Сын Божий тоже. Арий был осуждён Первым Вселенским Собором.
31 Македоний – епископ Константинопольский (342-360), глава духоборов.
32 Павел Самосатский – епископ Антиохи (260-268). Отрицал божественность происхождения Христа. Был низложен на епископском соборе в Антиохи.
33 Григорий Нарекенский (951-1003) – Григор Нарекаци. крупнейший богослов, поэт, предтеча Армянского Ренессанса. Настоятель монастыря Нарек, архимандрит. Автор «Книги скорбных песней». Причислен к лику святых.
34 Нерсес Ламбренский (153-1198) – архиепископ Нерсес Ламбронаци. Один из блестящих представителей Армянской литературы XII в., мыслитель, богослов, крупный политический и общественный деятель.
35 Нинейский Символ Веры – краткий свод главных догматов как основа христианского вероучения, принят в 325 г. на первом вселенском Соборе в Нике. Читается во время Литургии.
36 Св. Афанасий (296/98-373) – епископ Александрийский. «Отец православия», возглавил борьбу Церкви с арианством. Произведения Афанасия переводились на армянский язык уже в V-VIII вв. и вошли в «Свод армянских канонов». Сформулированный Афанасием Символ веры не отвергается Православной церковью.
37 Иоанн Дамаскин (ок. 675 – до 753) – византийский философ, богослов и поэт. Называл монофизитов «раскольниками и схизматиками, но не еретиками», подчёркивая, что во всём остальном они православные».
38 Пётр Гнафий – епископ Антиохи с 468 г., монофизит. До принятия сана был суконщиком, почему и носил прозвище Фуллон.
39 Мелхиседек – царь Салима (Шалема – будущего Иерусалима) и «священник Бога Всевышнего (Быт. XIV.18). Явился прообразом Христа. По апостолу Павлу, Мелхиседек не имеет ни начала дней, ни конца жизни (Евр. VII. 3).
40 Гайканский народ, народ Гайка – самоназвание армян, ведущих своё начало от патриарха hАйка.
41 «Плач об Армянском царстве» из «Истории Армении Великой» епископа Мовсеса Хоренаци (410-495).
42 Маккавеи – семеро братьев, претерпевших мучения по приказу сирийского царя язычника Антиоха Елифана в 116 г. до Р.Х.
43 Имеется в виду архиепископ Нерсес Ламбронаци.
44 Из «Соборного послания» Армянского Католикоса Нерсеса IV Шнорали.[/spoiler]
#1348
[spoiler="Вероучение Армянской Церкви" (окончание)]1) Св. Григорий, просветитель Армении, в чудном видении видел некогда огромное стадо, в котором беспрестанно то овцы превращались в козлищ, то козлища в овец, которые при этом беспрестанно переменяли цвет свой, делаясь то белыми, то чёрными. Видел он также, как кроткие агнцы делались хищными волками и с яростью терзали невинных овец. Видел некогда и Исаак Великий, патриарх Армянский, в необычайном видении трон, колеблющийся подобно бурному морю; видел он и пурпуровую одежду архиерейскую и шар, к которым долго прикоснуться никто не смел по недостоинству; видел он и какой-то пергамент, исписанный с одной стороны золотыми и ясными, а с другой стороны неясными и истёртыми буквами. И вот, что видели знаменитые Первосвятители Армении только в видении, то потомки их испытали на самом деле. В стаде Христовом, которое мирно паслось на тучных пастбищах Армении под бдительным надзором верных и мудрых пастырей, явились и хищные волки, которые не раз бросались с яростью на невинных агнцев и готовы были ворваться в самую ограду церковную, чтобы истребить там всё словесное стадо; явились и лжепастыри, которые или бежали от порученного им стада Христова, видя угрожающую беду, или сами разрушали благосостояние паствы. «Рыдаю о тебе, земля Гайканов(40), - взывал один из добрых пастырей армянских(41), - рыдаю о тебе, знаменитая страна Севера! Не стало у тебя царя, не стало священника светодателя и мудрого наставника, везде бунты, попрана святая вера, и место её заступили беззакония и невежество! Плачу о тебе, Церковь армянская, лишённая великолепия и престола, и великодушного пастыря и мудрого его сподвижника... Отовсюду угрожают нам брани и внутренние возмущения, и – нет Маккавеев(42), которые бы нас защитили... Восстали безумные епископы, похитители высокого сана, избранные по мзде, алчущие богатства... и учинились волками, терзающими и пожирающими свои стада. Священники горделивы, презирают свой сан, преданы роскоши и порокам... Благочестие в забвении, и скоро наступит ад, от которого да избавит нас Бог». «оплач нас Иеремия, - взывал другой Святитель Армянский(43), - или другой подобный тебе пророк: Христа, посредника мира, мы сделали предметом ненависти и вражды... Краеугольный камень единения безумные учители сделали орудием разделения среди нас». «Епископы, - жаловался третий Святитель(44), - как слышно об иных, носятся на быстрых конях или охотятся за зверями и птицами... В наши несчастные времена хотят получить епископство не ради чего иного, как для того, чтобы различными средствами собрать себе богатство от подчинённых и приобретать славу от льстецов... Некоторые священники приступают к святому алтарю в обыкновенных одеждах и запачканной обуви, совершают таинство не в священной одежде, считают честным делом выгонять народ из храма и запирать двери для выгнанных. Безумно поносят чин иных церквей и обряды, у них сохраняемые. Народ наш, связанный бедностью, как бы железными узами, под рабским игом различных народов... презирает благолепие храма и не заботится о благе душ своих». Слыша подобные горькие вопли армянских святителей, кто не придёт к мысли, что в Армении было немало людей неправоверующих и что на самой кафедре Просветителя Григория по временам являлись мужи, которые вместо того, чтобы распространять благоухающее слово жизни и спасения, проповедовали лжеучение; вместо того, чтобы утверждать Армянскую Церковь, только потрясали её своими лжемудрствованиями!.. И будем ли удивляться, что в Армении было много неправославных и суемудрых учителей, когда вспомним, где жили армяне, под чьим были владычеством и на какой степени просвещения? Они рассеяны были среди различных еретиков: тут были и несториане, и евтихиане, и яковиты и пр. Находились под властью разных владык, и каких владык?! На престоле Гайка, родоначальника армянского народа, попеременно являлись то Арсакиды, мечом отстаивавшие Армению от парфян, то Сасаниды, обливавшие Армению кровью мучеников, то мусульмане со своим фанатизмом, то персидские шахи со своею ненавистью к христианству. И каких ещё тиранов не видала Армения на своём престоле, пока не нашла себе защиты и утешения в кроткой, миролюбивой России!.. Таким образом, народ армянский, непрерывно переходя из рабства в рабство, естественно мог терять чувство своего достоинства и питать в себе самые жалкие страсти. Самая кафедра Просветителя Григория беспрерывно должна была передвигаться с места на место: из первопрестольного Эчмиадзина – то в Тевин, то в Ани, то в Громклу, то опять в Эчмиадзин. Первосвятители армянские нередко иногда не знали, где главу преклонить... При таком состоянии Армении могло ли быть просвещение в ней? «Как скудная капля знания дерзнёт приблизиться к обширному морю мудрости с вопросами и ответами, - писал один из просвещеннейших армянских Святителей императору Мануилу, - к морю, потоками которого орошаются все существующие под солнцем растения духовного вертограда? Есть ли у нас воздвигнутые учебные заведения? Можем ли мы иметь какую-нибудь надежду достигнуть славы и даров, доставляемых науками? Нам поистине приличествует более, чем древнему народу Израиля, песнь трёх отроков к Богу: «Предал нас в руки врагов беззаконных. Умалился паче всего язык. Нет во время сие князя и правды» (Дан. III).
Таковы печальные обстоятельства, в которые Армения поставлена была с незапамятных времён, не могли не содействовать умножению в ней людей неправоверующих. Живя в рассеянии среди различных еретиков, многие из армян могли многое заимствовать от них и совращаться с пути православия. Находясь под властью владык неправославных, или даже нехристиан, многие из армян могли изменить древней своей вере из угождения к ним, и нередко по воле или против воли своей делаться орудием вражды и ненависти их к сынам Православной Церкви, как это и случилось на деле. Скудость просвещения воспитывала в армянах грубые пороки и страсти и держала их в невежестве относительно вероучения, так что весьма многие из них не в состоянии были «дать ответ с кротостью и упованием» (1 Петр. III. 15), и оттого легко могли увлекаться всяким ветром учения и давать другим повод к неправильным заключениям о состоянии вероучения в их церкви.
2) При чтении различных сочинений об армянах нетрудно заметить, что большей частью писали о них или мимоходом, или ограничивались внешним их бытом, не касаясь внутреннего состояния церкви, или описывали церковь их поверхностно. Обличая армян в каких-нибудь заблуждениях, писатели нигде не ссылаются собственно на учение Армянской Церкви, а излагают оные или положительно как факт несомненный, или выводят произвольные заключения из каких-нибудь обычаев армян. Одни писали об армянах только по слухам; другие повторяли о них почти из слова в слово сказания предшествующих писателей; иные, наконец, брали сведения об армянах из отзывов и сказаний людей неправоверующих, которых встречали в Армении. Что удивительного, если такие писатели распространяли отзывы и мнения об Армянской Церкви весьма поверхностные, односторонние и несправедливые?
Заключаем наше обозрение вероучения армянской Церкви словами Апостола: «Сии, поскольку не ведают, хулят», - словами, которые приложимы и к армянам, по неведению охулившим и осудившим Собор Халкидонский, и ко многим писателям об армянах.[/spoiler]
#1349
[spoiler="Вероучение Армянской Церкви" (продолжение 5)]
III
Остаётся обратить внимание на те истины христианского учения, которые хотя и не были нарочито рассматриваемы Вселенскими Соборами, но постоянно исповедуемы были Вселенскою Церковью, и которые, однако ж, по известиям писателей, армяне или отвергают, или неправильно понимают. Сюда преимущественно относятся:
1) учение о таинствах, и
2) о состоянии людей после смерти.

1) Относительно таинств упрекали армян в том, будто они
а) не признают всех семи таинств, именно не признают таинств миропомазания и елеосвящения;
б) не соединяют с ними благодатной силы.
Но вот как Церковь Армянская учит о таинствах.
Таинства – суть священные действия, учреждённые Богом, коими посредством чувственных знаков даруется достойно приемлющим сии таинства и благодать Божия. Таковых таинств семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение.
Крещение есть такое таинство, в котором тело верующего омывается водою с призыванием имени Пресвятой Троицы, и он возрождается в жизнь новую и вступает в состав верующих. Вещество сего таинства – вода; форма – призывание Св. Троицы; совершитель – священник или епископ.
Миропомазание есть такое священное действие, посредством которого верующему крестообразным помазанием св. миром даётся внутреннее помазание Св. Духом, через что душа помазуемого укрепляется благодатью и утверждается в вере и любви к Богу и соблюдении заповедей Его. Вещество сего таинства – св. миро; форма – слова при помазании; совершитель – епископ или священник.
Покаяние есть таинственное действие, через которое согрешивший и покаявшийся христианин исповедует перед священником Богу грехи свои и с объявлением ему отпущения устами священника получает от Бога прощение во грехах по вере и по состоянию своему. Существо сего таинства – изустная исповедь и прошение об отпущении; форма – слова отпущения, произносимые священником; совершитель – епископ или священник.
Причащение – есть такое священное действие, в котором под видом хлеба мы вкушаем тело Христово, а под видом вина – кровь Христову, в отпущение грехов и для наследования вечной жизни.
Брак есть такое таинственное действие, в котором жених и невеста по добровольному согласию молитвами и благословением священника сопрягаются взаимно во образ духовного союза Иисуса Христа с Церковью для рождения детей и воспитания их в христианстве.
Священство есть такое таинственное действие, в котором удостоенное лицо через рукоположение и молитвы епископа приемлет духовное право отправлять служение в церкви и совершать таинства.
Елеосвящение есть священное действие, в котором священник, благословенным елеем с возложением руки помазуя больного, молится над ним, прося Бога о возвращении ему здравия и оставлении грехов.
Значит, Армянская Церковь учит о таинствах в общих чертах согласно с Православною Церковью, хотя и имеет некоторые особенности, например, в причащении – пресный хлеб и вино, нерастворённое водой, и другие, которые будут указаны в своём месте.

2) Относительно состояния людей по смерти, армяне, по сказанию некоторых, будто думают, что умершие в состоянии благодати не переходят прямо в рай, а грешники не переходят также прямо в ад, но те и другие удерживаются на пути и помещаются в особом месте – на восьмом небе или небе звёздном, где они не чувствуют ни радости, ни печали. Люди, осквернившие себя в земной жизни нечистыми мыслями, словами и делами, через милостыни живых могут быть освобождены от наказаний. Но такого учения нет в армянских книгах; по крайней мере, нет его в сочинениях епископа Саллантьяна. Там довольно подробно говорится о смерти, воскресении мертвых, последнем суде, вечном блаженстве и вечном мучении, и говорится согласно с учением Православной Церкви – но об этом учении и помину нет. Значит, если была, или даже есть подобная мысль между армянами, то это – мысль частных лиц, а не учение Армянской Церкви.

Обозрев таким образом важнейшие черты христианского учения, исповедуемые Армянской Церковью, мы видим, что эта церковь относительно вероучения имеет разительное сходство с Церковью Православной. Мало того, она по своему вероисповеданию гораздо ближе к ней, чем другие церкви, например, римско-католическая и лютеранская, с которыми она не согласна в том же, в чём не согласна с ними Церковь Православная. Так, Церковь Армянская не разделяет мыслей своих с церковью римско-католической ни касательно исхождения Св. Духа от Отца и Сына, потому что она исповедует исхождение Его от одного Отца; ни касательно учения о видимом главе Церкви, потому что Католикос и не признаёт ни других (за что паписты не раз укоряли армян), ни себя видимым главою Церкви Вселенской, а признаёт одного невидимого Главу – Иисуса Христа; ни касательно индульгенций, которых она никогда не знавала и не знает; ни касательно чистилища (за что не раз также упрекали её паписты). Ещё более не согласна она с лютеранами. Именно не согласна с ними:
1) в учении об источниках христианского вероучения, потому что, кроме священного Писания, она за источник вероучения принимает и священное предание;
2) в учении об иконопочитании, как это мы уже видели;
3) в учении об оправдании человека, потому что она учит, что «исповедание веры есть основание Божественного храма в нас. Дела же благие суть здание, возведённое на сем основании: как одного основания палат недостаточно для жительства, а должны привзойти к основанию ещё стены, кровля и другие принадлежности, так и одной веры без дел недостаточно, чтобы кто-нибудь мог себя самого создать в храм Божий... И как голова без тела не может иметь жизненности, равно и тело без головы, так и вера без дел, и дела без веры одинаково мертвы»;
4) в учении о таинствах, потому что признаёт семь таинств;
5) в учении о церковной иерархии, потому что она учит, что «епископство получило начало своё от Того, Кто не по Божеству, а по человечеству приял от Отца священство по чину Мелхиседекову», что «Апостолы Христовы избирали из верующих мужей богобоязненных и мудрых и поставляли их правителями в городах и провинциях, назвав их епископами; учит, что «и священство не от человека, и не чрез человека, но от Того, Кто назван Священником по чину Мелхиседекову(39)», что «сами апостолы при содействии Св. Духа поставляли священников и диаконов»;
6) в учении о молитве за умерших, которую лютеране отвергают, - потому что Армянская Церковь ежедневно воспоминает умерших на Литургии и, кроме того, для поминовения их назначает особые дни;
7) в учении о призывании святых в молитве и пр.
Не упоминаем о других менее значительных обществах христианских, возникших из общества лютеран.

Но если Церковь Армянская так сходна в своём вероучении с Церковью Православной, то отчего же она не находится в общении и единении с нею? Причиной этого странного и горестного явления частью:
1) сами армяне, а частью 2) те, которые писали об армянах.[/spoiler]
#1350
[spoiler="Вероучение Армянской Церкви" (продолжение 4)]
В
По учению Православной Церкви, христианин должен почитать святые иконы и поклоняться им, но поклоняться не краскам и дереву, а тем святым, которые на них изображены, представляя в своём уме присутствие их так, как бы он стоял пред лицом их. Исповедует ли – и так ли именно исповедует этот догмат Церковь Армянская?
Было время, когда армян упрекали в том, что они не почитают никаких икон, кроме креста и Евангелия. и что епископы их даже анафемствуют тех, которые поклоняются св. иконам. Но этот упрёк мог падать только на некоторых армян, а отнюдь не на Церковь Армянскую. вот что написал Нерсес Клаенский грекам: «Дьявол у некоторых из слабоумных обществ наших посеял неуважение к св. иконам; но мы не только осуждаем такие общества, но и налагаем проклятие на тех, которые дерзают хулить св. иконы. Ибо мы сами, нося звание архиерея, приемлем и поклоняемся изображениям страстей Спасителя нашего, и чтим иконы всех святых по чину каждого». Войдите в храмы армянские в настоящее время – и вы увидите в этих храмах множество св. икон, которым воздаётся, как и в наших православных храмах, подобающая честь возжжением перед ними свечей и елея, курением фимиама, поклонением и лобзанием; войдите в жилища армян, - и там увидите св. иконы, которым воздаётся честь поклонением и возжжением елея.
В таком ли духе армяне исповедуют этот догмат, как исповедуют его православные? Удовлетворительный ответ на это можно услышать из уст святителя армянского, Нерсеса Клаенского. Он говорит: «Взирая на Богоносный крест, мы творим пред ним поклонение невидимому Богу, точно также и при образе спасителя мы поклоняемся не веществу и краскам, но Иисусу Христу, яко образу невидимого Бога Отца. Мы чтим и славим также лики святых, коих почитаем посредниками и ходатаями пред Богом... Изображения и имена верных рабов Божьих должно чтить и уважать... Взирая на каждое из таковых изображений, мы должны подражать благим примерам их, помышляя о разных подвигах их ради истины. Ругающийся над оными не над веществом лика посмеивается, но над тем, которого Образ начертан: самого ли то Господа, или рабов Его». Следовательно, и образ почитания св. икон у армян согласен с учением Православной Церкви. С почитанием св. икон Армянская церковь соединяет и почитание св. мощей.[/spoiler]