[spoiler="Вероучение Армянской Церкви" (продолжение 3)] 1) что в Иисусе Христе и по рождении его от Пресвятой Девы Марии Божество, соединённое с человечеством, осталось всецелым и неизменным;
2) что в то же время в Иисусе Христе осталось во всей целости и человеческое естество и что, следовательно, Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Все эти мысли он развивает очень подробно и в подтверждение их, кроме Священного Писания и свидетельств отеческих, приводит много Церковных песней. Такое учение очевидно не походит на учение евтихиан или монофизитов.
После этого представляются маловажными замечания некоторых писателей, обличавших армян как монофизитов, основанные на том, что армяне будто бы ограждают себя одноперстным знамением креста и совершают евхаристию на одном вине, нерастворённым водою. Кто не видит, что подобные доказательства – не доказательства, а только догадки или натяжки? Притом армяне ограждают себя не одноперстным крестом, а так же, как и мы православные, с тем только различием, что они, творя крестное знамение, возлагают персты прежде на левое, а потом на правое плечо. Да если бы они употребляли, подобно коптам, и одноперстное знамение креста, - то всё ещё нельзя признавать такого обычая за выражение еретичества, доколе не докажется, что перст в крестном знамении, по их понятию, означает именно единое естество во Христе. Что касается до обычая совершать св. евхаристию на одном вине, нерастворённом водою, - то армяне основывают его на совсем других причинах, которые мы в своём месте увидим.
Другое замечание писателей, обличающих армян в ереси Евтихия, более основательно: они указывают на то, что в армянском исповедании веры читается об Иисусе Христе так: «едино лицо, един вид, и соединён в едином естестве». Но нужно заметить, что в этом же самом исповедании есть много таких выражений, которые прямо указывают на два естества Христа; таковы, например, «Бог Слово, нисшедший в Богородицу Марию, чтобы приять (человеческое естество) от кровей её, девять месяцев вмещался во чреве Девы... Вочеловечившийся Господь Иисус, во время пребывания своего на земле, изнемогая телом, томился, алкал и жаждал... Он есть совершенный Бог и совершенный человек» и подобное. Прибавим к этому, что Церковь Армянская приемлет также символ Никейский(35), как и наша Православная Церковь, только с незначительным изменением, и символ Афанасиев(36), где очень подробно излагается учение о двух естествах во Христе, - и мы поймём, что под выражением: «едино естество» Армянская Церковь разумеет отнюдь не то, будто два естества во Христе преложились в одно, а то, что при двух естествах в Нём – одна Ипостась или одно Лицо, как это не раз замечал и Нерсес Клаенский.
Таким образом, видим, что Армянская Церковь учит об Иисусе Христе как Богочеловеке согласно с учением Православной Церкви. Но, к сожалению, армяне любят употреблять в этом учении выражение «едино естество». Правда, ещё Патриарх Нерсес замечал: «Едино ли естество, принимается ради неразрывного и нераздельного соединения, а не ради смешения, или два естества полагаются только ради показания несмешанного и неизменного бытия, а не для разделения», - то и другое выражение остаётся в пределах православия; правда, что выражение не ересь, если с ним не соединена мысль неправославная; но во всяком случае подобное выражение: «едино естество» - и несправедливо, и подозрительно. Несправедливо: хотя в Иисусе Христе два естества соединены тесно и неразрывно, но отсюда не следует, будто они составляют одно естество. Напрасно армяне прибегают к сравнению: как, говорят, душа и тело в человеке, будучи соединены между собою тесно и неразрывно, составляют одного человека, так точно надобно рассуждать о двух естествах во Христе. Правда, душа и тело, соединённые между собою, составляют одного человека; но кто же отсюда заключит, что человек поэтому состоит из одного естества? Отсюда следует только то, что оба естества составляют одно существо человека, одно лицо, а отнюдь не одно естество. Подозрительно: потому что точно также выражаются об Иисусе Христе евтихиане, хотя они этому выражению дают не тот смысл, какой дают ему армяне. Поэтому лучше было бы, если бы армяне во избежание всякого подозрения в неправославии и всякого соблазна, воздержались от подобного выражения. Каждый знает, что и выражение: «Христородица» - само по себе не заключает в себе никакой богохульной мысли; потому что Рождённый от Приснодевы есть Бог, и Христос – однако ж, когда еретики стали злоупотреблять этим выражением, то Церковь осудила оное.
Многие писатели причислили армян также и к аффартодокетами и феопасхитам, именно:
Они утверждали, будто по учению армян, Иисус Христос имел тело нетленное, тонкое, прозрачное, непричастное страданию, что Он являлся людям только по собственному изволению, вкушал и пил, как три странника у Авраама. Другие полагали, что вопрос: «Человеческое естество во Христе тленное ли было или нетленное?» - остаётся у армян нерешённым. Но кто желает узнать, справедливы или ложны такие отзывы об армянах, для того довольно вникнуть в вышеизложенное учение Армянской Церкви о двух естествах во Христе или в исповедание веры Церкви Армянской, где очень ясно говорится, что человеческое естество во Христе во всём единосущно нашему естеству, кроме греха, или в слова Нерсеса Клаенского: «Мы исповедуем тело Его единосущным с нашим телом: ибо оно от состава Адамова, вещественное, а не облик только тела... но тело действительное. Если тело Его не было вещественно, то кого ко кресту пригвоздили? Или как мёртвого его положили во гроб? И Фома осязал Его по воскрешении?»
К феопасхитам армян причисляют потому, что они к трисвятой песне делают прибавление: «Распявшийся за нас». Она поётся у них так: «Святый Боже, Святый и крепкий, Святый и бессмертный, распявшийся за нас, помилуй нас». Так как песнь эта, говорят, относится к Пресвятой Троице, то армяне, делая к ней такое прибавление, явно выражают ту мысль, что на кресте пострадала вся Святая Троица. Эту мысль выражают они и самым делом: ибо у них есть обычай слагать вместе три деревянные креста и называть их Св. Троицею.
Но надобно заметить, что трисвятую песнь армяне относят не ко всей Святой Троице, а только к Иисусу Христу, и притом к Его человечеству. Это видно из того, что прибавление «распявшийся за нас у них изменяется смотря по различию праздников, например, в воскресенье они употребляют: «воскресший из мёртвых» вместо «распявшийся за нас»; в день Вознесения: «Вознесшийся со славою к Отцу». А положительные свидетельства на то, что Спаситель, по учению армян, пострадал не Божеским, а человеческим естеством, мы можем найти, кроме исповедания Армянской Церкви, где об Иисусе Христе, между прочим, читается: « Распятый и умерший телом, жив же Божеством Своим», - как в определениях соборных, так и в учении учителей и пастырей Церкви Армянской. На соборе в Ширакаване положение третье прямо говорит: «Святая Троица и Божество не подвержены страданию, и Иисус Христос пострадал телом, а не Божеством», Из учителей Армянской Церкви подробно рассуждают об этом Нерсес Клаенский, Григорий Нарекенский, Нерсес Ламбренский и другие.
Итак, несправедливо называют армян феопасхитами, основываясь только на прибавлении к трисвятой песни слов: «Распявшийся за нас». Но, с другой стороны, нельзя не заметить, что напрасно делается к ней и такое прибавление, потому что:
а) древняя церковь, по свидетельству св. Иоанна Дамаскина(37), относила её ко всей Св. Троице;
б) по благочестивому преданию первоначально эта песнь вышла из уст ангелов, от которых перенял её отрок, восхищенный (446 г.) – и вышла без всякого прибавления;
в) прибавление «распявшийся за нас» сделано уже после (474 г.) Антиохийским епископом Петром Гнафеем или Фуллоном(38), жарким поборником ереси феопасхитов, и потому осуждено 81-м правилом VI Вселенского Собора.
По учению Православной Церкви во Иисусе Христе «две естественные воли или хотения и два естественных действия неразлучно, неизменно, нераздельно и неслиянно», - и притом, так что «два естественных хотения не противные, но Его человеческое хотение последующее, и непротивостоящее или противоборствующее, паче же и подчиняющееся Его Божественному и всемогущему хотению» (Догмат VI Вселенского Собора). Так ли этот догмат исповедует и Армянская Церковь?
Большая часть писателей утверждает, что армяне извратили и это учение, признавая во Христе одну только волю Божественную и отвергая в Нём человеческое хотение. Но если Армянская Церковь учит, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, то этим самым исповедует в Нём и две естественные воли: Божескую и человеческую, и два естественных действия. Впрочем, есть и прямое учение об этом предмете у армян: «О воле (во Христе), - говорит один отец Армянской Церкви, - разумеем мы не так, чтобы Божеская воля во Христе была противна воле человеческой, или человеческая воля – Божьей; но по разным временам воля была иногда Божественная, когда хотел Он являть силу Божескую, и иногда человеческая, когда хотел показывать смирение человеческое... Человеческая воля не могла препобеждать Божескую, но следовала воле Божественной... Веруем, что и действие также было Божеское и человеческое. Впрочем, мы не приписываем высших действий одному Божеству без плоти, ни низших одному человечеству, взятому отдельно от Божества... Но исповедуем, что те и другие действия были действия единого Лица». И затем описывает историю земной жизни Спасителя, изображая Его как Богочеловека, с двумя волями. «Так как Иисус Христос, - говорит один из армянских богословов, - есть совершенный Бог и совершенный человек, то Он необходимо имеет как Божественную волю и действия, так и человеческую волю и действия».
Но мы не заметили, что Отцы армянской церкви употребляли выражения: «Во Христе две воли и два действия». Везде говорят они об этом неопределённо, выражая так: «Воля Божеская и человеческая, действие Божеское и человеческое, двоякая воля». Эта неопределённость выражений, конечно, может, возбудить мысль: не исповедуют ли армяне, что во Христе воля одна, но обнаруживается двояко – то как воля Божеская, то как воля человеческая, и совершала действия то Божеские, то человеческие?.. Поэтому, во избежание недоразумений и соблазна, следовало бы непременно принять и постоянно употреблять сии выражения: «Две воли и два действия в Иисусе Христе». Впрочем, нельзя не заметить, что Армянская Церковь не выражается таким образом о двух волях и двух действиях во Христе по той же, без сомнения причине, по какой она не выражается определённо и о двух естествах во Христе, т. е. из опасения впасть в ересь Нестория, разднлявшего Иисуса Христа на два лица.[/spoiler]
2) что в то же время в Иисусе Христе осталось во всей целости и человеческое естество и что, следовательно, Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Все эти мысли он развивает очень подробно и в подтверждение их, кроме Священного Писания и свидетельств отеческих, приводит много Церковных песней. Такое учение очевидно не походит на учение евтихиан или монофизитов.
После этого представляются маловажными замечания некоторых писателей, обличавших армян как монофизитов, основанные на том, что армяне будто бы ограждают себя одноперстным знамением креста и совершают евхаристию на одном вине, нерастворённым водою. Кто не видит, что подобные доказательства – не доказательства, а только догадки или натяжки? Притом армяне ограждают себя не одноперстным крестом, а так же, как и мы православные, с тем только различием, что они, творя крестное знамение, возлагают персты прежде на левое, а потом на правое плечо. Да если бы они употребляли, подобно коптам, и одноперстное знамение креста, - то всё ещё нельзя признавать такого обычая за выражение еретичества, доколе не докажется, что перст в крестном знамении, по их понятию, означает именно единое естество во Христе. Что касается до обычая совершать св. евхаристию на одном вине, нерастворённом водою, - то армяне основывают его на совсем других причинах, которые мы в своём месте увидим.
Другое замечание писателей, обличающих армян в ереси Евтихия, более основательно: они указывают на то, что в армянском исповедании веры читается об Иисусе Христе так: «едино лицо, един вид, и соединён в едином естестве». Но нужно заметить, что в этом же самом исповедании есть много таких выражений, которые прямо указывают на два естества Христа; таковы, например, «Бог Слово, нисшедший в Богородицу Марию, чтобы приять (человеческое естество) от кровей её, девять месяцев вмещался во чреве Девы... Вочеловечившийся Господь Иисус, во время пребывания своего на земле, изнемогая телом, томился, алкал и жаждал... Он есть совершенный Бог и совершенный человек» и подобное. Прибавим к этому, что Церковь Армянская приемлет также символ Никейский(35), как и наша Православная Церковь, только с незначительным изменением, и символ Афанасиев(36), где очень подробно излагается учение о двух естествах во Христе, - и мы поймём, что под выражением: «едино естество» Армянская Церковь разумеет отнюдь не то, будто два естества во Христе преложились в одно, а то, что при двух естествах в Нём – одна Ипостась или одно Лицо, как это не раз замечал и Нерсес Клаенский.
Таким образом, видим, что Армянская Церковь учит об Иисусе Христе как Богочеловеке согласно с учением Православной Церкви. Но, к сожалению, армяне любят употреблять в этом учении выражение «едино естество». Правда, ещё Патриарх Нерсес замечал: «Едино ли естество, принимается ради неразрывного и нераздельного соединения, а не ради смешения, или два естества полагаются только ради показания несмешанного и неизменного бытия, а не для разделения», - то и другое выражение остаётся в пределах православия; правда, что выражение не ересь, если с ним не соединена мысль неправославная; но во всяком случае подобное выражение: «едино естество» - и несправедливо, и подозрительно. Несправедливо: хотя в Иисусе Христе два естества соединены тесно и неразрывно, но отсюда не следует, будто они составляют одно естество. Напрасно армяне прибегают к сравнению: как, говорят, душа и тело в человеке, будучи соединены между собою тесно и неразрывно, составляют одного человека, так точно надобно рассуждать о двух естествах во Христе. Правда, душа и тело, соединённые между собою, составляют одного человека; но кто же отсюда заключит, что человек поэтому состоит из одного естества? Отсюда следует только то, что оба естества составляют одно существо человека, одно лицо, а отнюдь не одно естество. Подозрительно: потому что точно также выражаются об Иисусе Христе евтихиане, хотя они этому выражению дают не тот смысл, какой дают ему армяне. Поэтому лучше было бы, если бы армяне во избежание всякого подозрения в неправославии и всякого соблазна, воздержались от подобного выражения. Каждый знает, что и выражение: «Христородица» - само по себе не заключает в себе никакой богохульной мысли; потому что Рождённый от Приснодевы есть Бог, и Христос – однако ж, когда еретики стали злоупотреблять этим выражением, то Церковь осудила оное.
Многие писатели причислили армян также и к аффартодокетами и феопасхитам, именно:
Они утверждали, будто по учению армян, Иисус Христос имел тело нетленное, тонкое, прозрачное, непричастное страданию, что Он являлся людям только по собственному изволению, вкушал и пил, как три странника у Авраама. Другие полагали, что вопрос: «Человеческое естество во Христе тленное ли было или нетленное?» - остаётся у армян нерешённым. Но кто желает узнать, справедливы или ложны такие отзывы об армянах, для того довольно вникнуть в вышеизложенное учение Армянской Церкви о двух естествах во Христе или в исповедание веры Церкви Армянской, где очень ясно говорится, что человеческое естество во Христе во всём единосущно нашему естеству, кроме греха, или в слова Нерсеса Клаенского: «Мы исповедуем тело Его единосущным с нашим телом: ибо оно от состава Адамова, вещественное, а не облик только тела... но тело действительное. Если тело Его не было вещественно, то кого ко кресту пригвоздили? Или как мёртвого его положили во гроб? И Фома осязал Его по воскрешении?»
К феопасхитам армян причисляют потому, что они к трисвятой песне делают прибавление: «Распявшийся за нас». Она поётся у них так: «Святый Боже, Святый и крепкий, Святый и бессмертный, распявшийся за нас, помилуй нас». Так как песнь эта, говорят, относится к Пресвятой Троице, то армяне, делая к ней такое прибавление, явно выражают ту мысль, что на кресте пострадала вся Святая Троица. Эту мысль выражают они и самым делом: ибо у них есть обычай слагать вместе три деревянные креста и называть их Св. Троицею.
Но надобно заметить, что трисвятую песнь армяне относят не ко всей Святой Троице, а только к Иисусу Христу, и притом к Его человечеству. Это видно из того, что прибавление «распявшийся за нас у них изменяется смотря по различию праздников, например, в воскресенье они употребляют: «воскресший из мёртвых» вместо «распявшийся за нас»; в день Вознесения: «Вознесшийся со славою к Отцу». А положительные свидетельства на то, что Спаситель, по учению армян, пострадал не Божеским, а человеческим естеством, мы можем найти, кроме исповедания Армянской Церкви, где об Иисусе Христе, между прочим, читается: « Распятый и умерший телом, жив же Божеством Своим», - как в определениях соборных, так и в учении учителей и пастырей Церкви Армянской. На соборе в Ширакаване положение третье прямо говорит: «Святая Троица и Божество не подвержены страданию, и Иисус Христос пострадал телом, а не Божеством», Из учителей Армянской Церкви подробно рассуждают об этом Нерсес Клаенский, Григорий Нарекенский, Нерсес Ламбренский и другие.
Итак, несправедливо называют армян феопасхитами, основываясь только на прибавлении к трисвятой песни слов: «Распявшийся за нас». Но, с другой стороны, нельзя не заметить, что напрасно делается к ней и такое прибавление, потому что:
а) древняя церковь, по свидетельству св. Иоанна Дамаскина(37), относила её ко всей Св. Троице;
б) по благочестивому преданию первоначально эта песнь вышла из уст ангелов, от которых перенял её отрок, восхищенный (446 г.) – и вышла без всякого прибавления;
в) прибавление «распявшийся за нас» сделано уже после (474 г.) Антиохийским епископом Петром Гнафеем или Фуллоном(38), жарким поборником ереси феопасхитов, и потому осуждено 81-м правилом VI Вселенского Собора.
По учению Православной Церкви во Иисусе Христе «две естественные воли или хотения и два естественных действия неразлучно, неизменно, нераздельно и неслиянно», - и притом, так что «два естественных хотения не противные, но Его человеческое хотение последующее, и непротивостоящее или противоборствующее, паче же и подчиняющееся Его Божественному и всемогущему хотению» (Догмат VI Вселенского Собора). Так ли этот догмат исповедует и Армянская Церковь?
Большая часть писателей утверждает, что армяне извратили и это учение, признавая во Христе одну только волю Божественную и отвергая в Нём человеческое хотение. Но если Армянская Церковь учит, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, то этим самым исповедует в Нём и две естественные воли: Божескую и человеческую, и два естественных действия. Впрочем, есть и прямое учение об этом предмете у армян: «О воле (во Христе), - говорит один отец Армянской Церкви, - разумеем мы не так, чтобы Божеская воля во Христе была противна воле человеческой, или человеческая воля – Божьей; но по разным временам воля была иногда Божественная, когда хотел Он являть силу Божескую, и иногда человеческая, когда хотел показывать смирение человеческое... Человеческая воля не могла препобеждать Божескую, но следовала воле Божественной... Веруем, что и действие также было Божеское и человеческое. Впрочем, мы не приписываем высших действий одному Божеству без плоти, ни низших одному человечеству, взятому отдельно от Божества... Но исповедуем, что те и другие действия были действия единого Лица». И затем описывает историю земной жизни Спасителя, изображая Его как Богочеловека, с двумя волями. «Так как Иисус Христос, - говорит один из армянских богословов, - есть совершенный Бог и совершенный человек, то Он необходимо имеет как Божественную волю и действия, так и человеческую волю и действия».
Но мы не заметили, что Отцы армянской церкви употребляли выражения: «Во Христе две воли и два действия». Везде говорят они об этом неопределённо, выражая так: «Воля Божеская и человеческая, действие Божеское и человеческое, двоякая воля». Эта неопределённость выражений, конечно, может, возбудить мысль: не исповедуют ли армяне, что во Христе воля одна, но обнаруживается двояко – то как воля Божеская, то как воля человеческая, и совершала действия то Божеские, то человеческие?.. Поэтому, во избежание недоразумений и соблазна, следовало бы непременно принять и постоянно употреблять сии выражения: «Две воли и два действия в Иисусе Христе». Впрочем, нельзя не заметить, что Армянская Церковь не выражается таким образом о двух волях и двух действиях во Христе по той же, без сомнения причине, по какой она не выражается определённо и о двух естествах во Христе, т. е. из опасения впасть в ересь Нестория, разднлявшего Иисуса Христа на два лица.[/spoiler]