Мф.5:
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
худое помышление с4итается грехом, объясните с чем связано? не имею ввиду конкретно (Мф.5) а вообще, любые нехорошие мысли, ведь они приходят от лукавого и как ни крути от них не убежишь... может предаваться таким помыслам грех? а если помысел появился и ты стараешься его избежать это не грех?
Самое начало этого помысла называется в аскетике прилогом. Это помысел-картинка, которая мелькает в голове человека даже независимо от его желания.
Однако если человек начинает останавливаться на этом образе, размышлять о нем, желать его, то здесь начинается уже уклонение воли человека в грех. Начинается его пленение.
Нехорошие помыслы грех, а хорошие? это ведь не благодетель, можно подумать о благом деле и не сотворить, получается помыслы добрые и худые не равны! почему так?
"Щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; <...> и дела принимает, и намерение приветствует" /Слово Огласительное святителя Иоанна Златоустаго на Светлое Христово Воскресение (http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/paskha.html)/.
Очевидно, и добрые дела, и злые имеют своим началом наше сердечное расположение.
Да, но добрые помыслы, не считаются благим делом, а худые считаются грехом ???
Цитата: Артемий от февраля 16, 2011, 14:31:08
добрые помыслы не считаются благим делом
Откуда такая информация?
я так думаю :)
Цитата: Артемий от февраля 16, 2011, 12:31:24
Нехорошие помыслы грех, а хорошие? это ведь не благодетель, можно подумать о благом деле и не сотворить, получается помыслы добрые и худые не равны! почему так?
Начальные помыслы - это ПУТЬ. Или к добру, или в ад.
Так же как следствием кривизны ствола винтовки будет непопадание в цель.
Видимо вы пытаетесь разные акценты поставить.
Хорошо иметь добрые мысли и благие взгляды на жизнь. Их следствием МОЖЕТ стать хороший и благой поступок. А может и не стать...
Точно также плохо и опасно культивировать в себе злые и скверные мысли. Их следствием скорее всего будет плохое дело. И даже если дела не будет, душа все равно этими мыслями будет осквернена и опустошена.
Про намерения и их воплощения красиво написал П.Ю.Малков в своем учебнике о литургическом предании.
Он приводит такую притчу в пример.
Идет человек мимо ларька, где продают колбасу. А это время Великого поста.
1. Он унюхал запах колбаски, заметил ее на прилавке. Это тот самый нейтральный прилог. Искушение. Здесь еще нет греха.
2. Потом он начинает думать о том, как должно быть вкусна эта колбаска. Аж слюнки текут.
Вот здесь уже повреждение идет. Человек внутренне желает запретного и не сдерживает себя. Плывет по течению.
3. Долго он так размышлять не смог. И решил купить немного себе этой прекрасной колбасы. Приготовил деньги. Подошел к прилавку.
Все. Грех совершен. Вспомним слова Христа про вожделенный взгляд на женщину.... Это уже по сути прелюбодеяние.
А дальше совсем не важно, как эта история закончится: продадут ему ли колбасу, или ларек закроется на переучет, или продавщица откажется ему лично продавать свой товар.
В любом случае грех уже свершился в сердце человека, независимо от реализации греха практически.
Можно даже сказать, что любой настоящий грех сначала совершается в сердце человека. Поэтому и борьба должна вестить именно на этом фронте.
Спаси Господи!
А если человек желает смерти другому, это все равно, что убил?
Цитата: Виктор от февраля 16, 2011, 22:08:03
А если человек желает смерти другому, это все равно, что убил?
Это не все равно, что убил.
Помысел и преступление делом можно отличить.
Но в духовном смысле такой человек - убийца.
«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» 1 Ин. 3:15