Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - Священник Александр Усатов

#1216
Вот конкретные примеры церковнославянских паронимов:

1. "озлобленный" в славянском "обиженный, тот, кому причинили зло"
2. "нужда" (избавити от всякия нужды) = насилие, принуждение
3. "равнодушный" = единодушный, равного сердечного устроения
4. "умиление" = сокрушение и помилование (а вовсе не нежность и растроганность)
#1217
Здесь можно найти пособия по славянскому языку, включая словарь Седаковой http://azbyka.ru/tserkov/tserkovno-slavyanskiy/uchebnye_posobiya/sedakova_paronimy.shtml
#1218
Уверен, что достать этот словарь для многих будет весьма сложно. Равно как и полностью прочесть. Попробуем здесь рассмотреть самые интересные недоразумения
#1219
Анализ существующих подходов по наполнению курса оглашения показывает, что малоэффективна беседа с некрещеным человеком, в основе которой лежит буквальное истолкование Символа веры, десяти заповедей Закона Божия, заповедях Блаженств и Молитвы Господней. [spoiler]Подобный подход удобен там, где воспринимающие уже являются носителями христианской культуры, живут в церковной среде, и для себя уже дали ответ: кто они и с Кем они.
Огласительные беседы призваны помочь человеку обрести личную и живую веру в Бога, доверие Богу и верность Ему, а не только «правильную» идеологию . Современный человек, желающий принять Крещение, не имеет точного представления о смысле жизни, вере и Боге. Поэтому катехизатор призван раскрыть перед ним евангельские основы веры, познакомить человека с тем, что Сам Бог открыл людям, а также с основами богословского осмысления этого Откровения. На этой беседе можно рассказать о Евангелии как Книге Жизни и Благой Вести о спасении во Христе.
В первой беседе внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека с просьбой о Крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов Крещения, ответам на его вопросы.
Уже на первой беседе необходимо определиться с оглашаемыми в понятиях, чтобы говорить с ними на одном языке.
Схема рассуждений: Бог – Человек – Вера (Религия). Эти понятия нужно раскрыть в следующих аспектах:
Бог - Кто? или «что»? Безликая энергия или Личность? Молитва как общение с Богом. Бог как Творец мира, человека и Промыслитель.
Человек - состав природы человека, образ и подобие Божие, указать на динамичность личности, присущее ей неотъемлемое религиозное чувство и духовную жажду.
Вера - как устремленность человека к Богу, как ответ человека на Откровение и Призыв Божий, как доверие человека другой Личности и верность Ей.
Религия как живой и личностный союз Бога и человека. Её кардинальное отличие от магии, в основе которой лежит попытка механически овладеть духовной силой и заставить ее служить своим земным целям.
Преодоление магических убеждений у новоначальных христиан является залогом построения их правильных отношений с Богом.
На второй беседе необходимо рассмотреть учение Церкви о спасении человека («от чего и с помощью чего мы хотим спастись?»). Спасение как приобщение к восстановленной Христом связи с Богом.
Во время этой беседы полезно рассмотреть взгляд Церкви на истинное зло - Грех:
Зло - это кто или что?
Рассуждения могут следовать схеме: Диавол – Грех - Последствия греха (поврежденность человеческой природы)  - необходимость исцеления человеческой природы во Христе .
Представление о грехе у людей бывает весьма искаженным и ограниченным списком смертных грехов и обрядовыми нарушениями. Без евангельского представления о грехе, о поврежденности человеческого естества невозможно понимание спасения во Христе. Поэтому во время беседы необходимо заложить основы святоотеческого понимания святости, греха и страстей как его первопричин (без углубления в аскетическую практику) .
Сопутствующие понятия: покаяние, обеты крещения, отречение от сатаны. Раскрытие члена Символа веры: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов».
Немаловажно и введение в христианскую нравственность, раскрываемую через рассмотрение трех евангельских притч: о блудном сыне, о самарянине и о талантах.
Третья беседа с оглашенными предполагает обсуждение главных событий истории спасения в объеме Символа веры : Творение, грехопадение, Промысел Божий в ветхозаветном мире, Боговоплощение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница.
Важно показать оглашенному, что принимая Таинство Крещения и приобщаясь к церковной жизни, он становится участником общечеловеческой истории спасения, и лично воспринимает спасительные плоды Искупительного подвига Христа.
На заключительной четвертой беседе необходимо подробно рассказать о чинопоследовании Таинства Крещения  и показать, как центральное событие истории спасения (Смерть и Воскресение Спасителя) актуализируется в литургической жизни Церкви и соотносится с жизнью каждого христианина.

Огласительные беседы призваны содействовать проявлению у людей чувства Церкви и формированию правильных понятий о её устройстве, свойствах и Таинствах.
Во время этих бесед необходимо рассмотреть следующие аспекты:
- ошибочность представлений об абстрактной принадлежности к Церкви, существовании внецерковного христианства и веры в «Бога в душе»;
- церковность христианина выражается через участие в определенном Евхаристическом собрании . [/spoiler]
#1220
задача катехизатора заключается в том, чтобы доходчивым и ясным языком показать желающему крестится человеку незамутненный образ православного вероучения и помочь в преодолении стереотипов.
Основные вероучительные темы огласительных бесед определены Символом веры.
#1221
Предлагаю в этой ветке размещать Часто задаваемые Вопросы (ЧаВо) о вере и Церкви для нашего сайта
#1222
В этой ветке мы будем пытаться вместе преодолевать проблемы с пониманием славянских богослужебных текстов
#1223
Предлагаю в этой ветке делиться вопросами и соображениями по поводу оглашения, т.е. подготовки к принятию Крещения
#1224
Рубашки для омовения в Иордане представляют собой особый предмет бизнеса. В одном месте за них берут 5$, а в другом 10$ и выше.
Причем с эстетической точки зрение совместные омовения в Иордане в таких рубашках мужчин и женщин мне не нравятся.
Нам, кстати, удалось в Галилейском озере погрузиться в воду.

Игорь, Вы заметили, что в греческих храмах Святой Земли стоят скамеечки для молящихся?
Вот фото назаретинского храма Благовещения, где источник Пресвятой Богородицы
#1225
Цитата: Александр от августа 13, 2010, 22:35:14  
Цитата: Священник Александр Усатов от августа 13, 2010, 21:59:42  
Мне очень понравился цитируемый Вами труд.
Понравился в каком смысле?
Я читал сей труд в свое время. Очень трезвая и глубокая богословская работа.
В каких-то прозрениях весьма близкая православной позиции  :)
#1226
Мне очень понравился цитируемый Вами труд.

Советую по данной теме доклады Богословской Конференции Русской Православной Церкви
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ЧЕЛОВЕКЕ (Москва, 5-8 ноября 2001 г.) http://theolcom.ru/ru/text.php?SECTION_ID=30
Особенно этот : Священник Андрей Лоргус. "Душа и дух": природа бытие".
#1227
Цитата: Александр от августа 13, 2010, 12:18:51  
Монизм это не только окультисты и тому подобные исповедывают. Есть не мало новых христианских течений, для которых монизм это норма
Прошу уточнить, что Вы имели в виду.
Для кого монизм норма и как это там понимается?
Нью-Эйдж? или еще какие-то секты?
#1228
В данном случае я подчеркивал несводимость человека к сумме его "частей", и для этого использовал термин холизм (он не вполне православный).
Но монизм тем более нам не подходит, утверждая единое начало добра и зла. Это совершенно иное по отношению к различиям души и тела, которые сами по себе не являются воплощением зла.
Оккультисты утверждают укорененность зла в Боге. "Высокая мысль Востока давно разрешила проблему существования зла. Единое Божественное Начало, или Абсолют, вмещающий потен-циал всего сущего, следовательно, и все противоположения, несет в себе и вечный процесс рас-крытия или совершенствования. Эволюция создает относительность всех понятий" (Письмо Е. Рерих от 27.11.37).
#1229
Между прочим, сегодня была встреча многих наших форумчан на престольном празднике.
Будет здорово, если и впредь мы будем очно встречаться
#1230
Нет. Холизм.
Единство всех измерений человека :)