Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - Священник Александр Усатов

#346
Попробуем рассмотреть это на конкретных примерах. Что сказано в Св.Писании и у свв.отцов о попытках заставить Бога войти в грешную и неверующую душу, а также о надежде на святыню без покаяния сердца.
#347
Вчера по Союзу передавали лекцию Осипова.
Он ясно сказал, что следствие магического отношения к Таинству - болезни и смерть. Иными словами, в этом случае Таинство принесет не благодать, а послужит во вред человеку.
Одна и та же благодать достойных просветляет, а лукавых людей - омрачает и опаляет.

Напомню, что такое магия.
Магизм (греч. ?????? – «колдовство, чародейство, волшебство») - вера в возможность человека овладеть сверхъестественными и естественными (природными) силами с помощью заклинаний, ритуалов и т.д. В основе магизма лежит мысль о детерминированности, охватывающей все бытие, т.е. магическое миропонимание не оставляет места для свободы ни богам, ни духам, ни силам природы. Все и вся подчинены извечно существующим оккультным законам, поэтому нашедший к ним «ключ» становится подлинным властелином богов, людей и мира. В магизме скрытно присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества: поставить себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы. Магизм ставит на первое место не волю Творца, а волю человека, который стремится вырвать дары у Неба с помощью ритуальных актов. Антиподом магизма является открытость Богу, выраженная в словах Молитвы Господней: «Да будет воля Твоя».

В религии общение с Богом - первая ценность. А в магии более важны дары Неба, чем Само Небо. Также как в советском мультфильме Золотая антилопа была интересна радже лишь как источник золота, а для мальчика это был Друг. Точно также в сказке о Золотой рыбке старик являет собой религиозного человека, а бабка - магического.
Для мага соприкосновение с невидимым миром обусловлено лишь стремлением ИСПОЛЬЗОВАТЬ его в своих целях, ВЛАСТВОВАТЬ над ним, ПОТРЕБЛЯТЬ его помощь...
Понятно, что при таком потребительском подходе нет и благоговения к Богу, или той служебной силе, которую маг пытается поставить себе на службу.

"В христианском богообщении нет механицизма. Здесь не найти той древней, как первородный грех, ложной языческой послыки: если я совершил Таинство, то оно должно «сработать», и Господь, в ответ на мои действия, просто обязан дать мне то-то и то-то. В Церкви Христовой нет места магизму – как принуждению Божества" (П.Ю.Малков. Введение в литургическое предание).

Св. Феофан Затворник говорит: «Господь приступающего к нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняем, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати».

Далее комментарий А.И.Осипова:
"Вы слышите, какие сильные мысли? Автоматически Бог не изгоняет. Совершили действие и все в порядке, и греха нет. Нет-нет! Без нравственно свободной решимости, т.е. без воли самого человека, его напряжения духовного ничего не произойдет. Даже греха Бог сам не изгоняет, а предоставляет человеку изгонять его. Чем? Как? Праведной жизнью и дарованием той благодати, которая подается в Крещении. В каком качестве? В качестве помощи человеку. Ведь нам что хочется? Хочется что-нибудь такое сделать. Чтобы без меня я оказался спасенным. «Господи спаси меня, а я буду сидеть сложив ручки». Вот что нам хочется. Крестить человека и все в порядке, больше ничего не надо. Я освобожден от всего. Все время мы стремимся к магизму, а Святые отцы настаивают на необходимости сознательного, волевого, добровольного участия человека, настаивают на необходимости подвига для очищения человека. Ничего без человека не происходит
Афанасий Великий произнес великую истину: «Бог спасает нас не без нас и ни одно таинство не может иметь в нас действие без нас». Если, т.е. с нашей стороны не будет соответствующего духовного устроения, которое называется: Вера, Благоговение и Покаяние. Нет этого – ничего не будет. Бог спасает нас не без нас. И это прямо относится ко всем таинствам Церкви, нет магии в христианстве. Христианские таинства не магические действия. Это помощь Божия человеку. Помощь, Великий Дар Божий, который дается только тому, кто способен принять этот дар...
Где нет сердца, души и ничего не может быть и никакие таинства не спасут, по толкованию отдельных отцов. Толкования в данном случае разные бывают, но по толкованию некоторых отцов в Иуду вселился сатана, вы помните когда? Некоторые утверждают что после того, как он причастился. С этим куском вошел в него сатана. Вот оказывается, таинство какое имеет действие. Это сильное лекарство, сильное. Оно требует соответствующих условий в человеке. Врачи знают, что некоторые лекарства можно применять только при соблюдении очень строгих условий. И оно может быть очень полезным, нарушаете эти условия – виновны сами, жестоко пострадаете. Это относится к любому таинству. Учтите, таинство действует соответственно мере нашего духовного устроения
Ибо Бог не может насильно войти в душу человека. Бог только говорит одно, помните Апокалипсис: «Се стою при дверях сердца и стучу. Кто откроет мне, к тому я войду и буду вечерять». Т.е. торжествовать, пировать с ним. Стучит только Бог, насильно не входит. И никаким священнодействием вы не заставите Бога войти в ту душу, которая не способна принять Бога. Нет такого священнодействия, которое может заставить Бога войти в душу неподготовленную. В этом глубочайший порок языческого воззрения на отношения человека с Богом. Там только понимается: «Главное правильно сделать все и тогда мы все получим. И сам Бог подчинится нам. Заставим Бога средствами священнодействия войти в человека». Нет, этого быть не может".
#348
Цитата: Елена_K от мая 20, 2011, 16:28:28  
ЦитироватьОткуда такие мысли???  :o
Из жизни. Знаете, как детей причащают, чтоб не болели?

Недавно слышала идею, что люди причащающиеся "не такие, как мирские". Мои слова о том, что Причастие не действует механически, были не приняты. Магия!

На эту тему мы говорим здесь: Таинства и магия
#349
Цитата: Елена А. от мая 19, 2011, 23:13:24  
Я полностью согласна с Вами в том, что православие и психология имеют несколько иные цели, а их понятия лежат в разных плоскостях. И более того, их ценности во многом кардинально противоположные. Поэтому и сообщения о.Александра, на которых я строила свое сообщение, как и сама тема, не совсем для данного форума. Это наглядно подтверждают мною приведенные слова Святителя Игнатия Брянчанинова, не говоря уже о самом Новом Завете: кто хочет быть первым, тот да будет Вам слугой; благотворите обижающим и ненавидящим Вас; отвергнись себя, чтобы идти за Христом и т.п. Все несовместимо с той самостью, на которую опирается психология или психологи (т.к. сужу по их методам).
Между прочим, я бы не стал противопоставлять Православие и психологию, также как и Православие с химией.
Бывают химики православные, а бывают и психологи - оккультисты или атеисты.
К тому же в психологии нет полного единства как среди химиков. Это скорее набор психологических школ, чем единая наука. И в этом спектре бывают разные психологические подходы и методы, включая стимулирование гордости и методы манипулирования иными людьми для своей выгоды.
Но все это не означает, что любой психолог замешан в подобном. Лучшие психологи - святые отцы и старцы. Обычные православные психологи, конечно, не могут похвастаться благодатными дарами прозорливости душ человеческих. Но они могут подсказать, в каком направлении двигаться, чтобы выпрямить свою душу.

Теперь возвращаясь к теме ветки.
Цитироватьотвергнись себя, чтобы идти за Христом. Все несовместимо с той самостью, на которую опирается психология или психологи (т.к. сужу по их методам).
Ну конечно, самость несовместима с христианским путем спасения. Никто это и не утверждает.
Православный принимает не себя "как есть" (принятие себя - один из основных принципов самоуспокоения в светской психологии), а принимает "Божье прощения себя", Его любовь к себе.
Этого ведь не хватило Иуде Искариотскому.
Православный верит, что он нужен Богу, что Господь наградил Его множеством Своих драгоценных даров, и эти дары необходимо ценить, хранить и приумножать. Он верит в то, что окружающие люди могут получить радость от общения с ним, что он сможет с помощью Божией наладить с ними взаимоотношения.

Повторю еще раз: православный оценивает не самого себя (автономного человека), а именно союз "Бог+я", причем в этом союзе он фактически забывает себя, взирая на Христа и Его людей.
#350
Оправдания убийства нет. Это всегда катастрофа. Но из двух зол порой приходится выбирать меньшее.

Священник Александр Усатов. Как Церковь относится к войне?

#351
На самом деле Исповедь проходит на вечерней службе и после нее вечером.
А на Литургии бывает Исповедь как исключение из правила. Ради немощных, больных и мамочек с детьми.
#352
В этом рассказе много поучительного, но до анекдотов призываю здесь не скатываться.
#353
Цитата: Священник Александр Усатов от августа 19, 2010, 17:31:20  
В первую очередь это касается Поместных Церквей (не зря говорится "святых Божиих Церквей"), между которыми иногда случаются недомолвки
К сожалению на днях такая недомолвка снова возникла.
Иерусалимская Патриархия прервала общение с Румынской Патриархией
#354
Вместе с тем, меня удивляет, что фактически нет никакой реакции (в виде штрафа, например) на нарушения правил пешеходами.
Вместе с тем, наблюдая каждый день за бегающими пешеходами, прихожу к мысли о необходимости физического ограждения наших дорог. В виде заборчиков...
Даже в Ветхом Завете предписывалось делать ограждения в опасных местах:
«Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто - нибудь упадет с него» Втор. 22:8

#355
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что поведение людей на дорогах имеет очевидное нравственное измерение и что существующие в этой области проблемы нельзя разрешить только полицейскими или законодательными методами.
#357
Поздравляю всех наших православных форумчанок с их "профессиональным" праздником - днем жен-мироносиц!
Не ослабевать, духом пламенеть и Господу служить!
#359
Теперь о детской молитве.

Советую распечатать и сложить детский молитвослов из одного листа бумаги:
Детский молитвослов

Еще советую статьи.
Антоний, митрополит Сурожский. Как учить ребенка молиться?
Диакон Андрей Кураев. Как бы я рассказывал детям о Библии




#360
Во-первых посоветую книги православных психологов.

1. Литвиненко Константин и София. Откуда возникают внутренние проблемы и как их преодолеть.
   Книга раскрывает причины внутренних противоречий человека, рассматривает подходы к самопознанию и решению психологических проблем, достижению внутренней духовной чистоты и душевною здоровья, гармонии с собой и окружающим миром путем обращения к Богу, используя традиции христианской психологии и педагогики. Она позволяет в доступной форме ознакомиться с христианскими ценностями, дает возможность родителям, педагогам, психологам понять внутренние проблемы детей, их поведение и реакции, а также переосмыслить собственную жизнь, лучше понять себя, начать раскрытие в себе потенциал Богозданной личности.

2. Склярова. Возрастная педагогика и психология


Во-вторых, есть еще замечательные статьи о воспитании детей (важные аспекты)

Игры детей
Абраменкова. Детское сознание. Проблемы демонизации
Абраменкова. Опасные игрушки

Гендерные вопросы
Шишова Т. Л. Воспитание мальчиков

Детская святость и нравственность
Абраменкова. Воспитание целомудрия
Абраменкова. Феномен детской святости

Влияние мультфильмов, СМИ и компьютера на ребенка
Абраменкова. Воспитанники экрана
Богатырев. Мультик - опасная зона
Влияние мультфильмов на детей

Профилактика наркомании и алкоголизма
Что нужно знать родителям о наркотиках