Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - Священник Александр Усатов

#661
Богословские темы / Re: Рай и ад
марта 04, 2011, 10:03:40
Клайв Стейплз Льюис. Расторжение брака

Вот цитата про замыкание грешника в себе:
— Я тебя не выгоняю, ты не понял! Здесь так хорошо. Все тебе рады. Останься! — но Карлик уменьшался на глазах... Он не ответил. Он исчез.
#662
Не так давно читал удивительную книгу митр. Илариона (Алфеева) "Духовный мир преподобного Исаака Сирина".
Там есть Глава IV. Смирение
Вот какие тезисы я извлек из этого чтения:
1. Без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание
2. Пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение
3. Далеко не всякий, кто по природе скромен и тих, может считаться смиренным

Внутренние и внешние признаки смирения:
Смирение есть прежде всего внутреннее качество, заключающееся в отсутствии надежды на самого себя, уповании на Бога, чувстве своего недостоинства и своей беззащитности, присутствии Святого Духа в сокровенной глубине сердца.
Внутренний покой является характерным признаком смирения. Он выражается в отсутствии у человека страха перед жизненными обстоятельствами, в уверенности в Промысле Божием, защищающем его от всякого зла. Смиренный не боится несчастных случаев потому, что боится Бога: страх Божий вытесняет из его сердца всякий другой страх.
Смиренный вступает в особые отношения с Богом: отказываясь от естественных средств самозащиты, он возлагает всю свою надежду на Бога, «хранящего младенцев».

Вместе с тем смирение проявляется вовне, выражаясь в скромном обличье и бедной одежде человека, в немногословии, ненавязчивости, оказании чести другим, стремлении избежать почестей, терпении обид и оскорблений.

Истинное смирение, согласно Исааку, выражается в оказании подчеркнутого уважения ближним. Ко всякому, кто ни встретится на пути смиренного, он отнесется с благоговейным почтением и любовью:
Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его. Лобызай руки и ноги его, обнимай их часто с великой честью, возлагай руки его на глаза себе, и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нем только хорошее и что-нибудь досточестное. Ибо этим и подобным этому привлечешь его к добру... и посеешь в нем семена добродетели.

Внешний и внутренний аспекты смирения неразрывно связаны: внешнее смирение оказывается ложным, если человек не смирится перед Богом в сердце; но и внутреннее смирение не может быть истинным, если оно никак не выражается вовне.

И очень важный вывод:
Человек не может смириться сам по себе, благодаря собственным усилиям или внешним действиям: он смиряется тогда, когда, встретившись с Богом, познает на опыте величие Божие и собственное ничтожество. После такой встречи человек приступает к Богу в глубоком молчании сердца, не считая себя достойным даже произносить слова молитв в присутствии Того, Кто выше всех слов.
#664
Богословские темы / Re: Рай и ад
марта 03, 2011, 17:27:41
Цитата: Виталий Д. от марта 03, 2011, 17:03:17  
Цитата: Священник Александр Усатов от февраля 27, 2011, 14:40:46  
А мне больше хотелось поговорить о страданиях грешников в аду. В чем они заключаются?
Тема  страшная, но интересная.

Он  словно "не видит" их, "не ведает" их, потому что они "пусты"....  Очень метко Авдеенко называет  таких  "люди пустоты"...
Вы читали у Льюиса "Расторжение брака"?
#665
Дело в том, что слово "приятный" является паронимом и в русском языке означает вовсе не то, что в славянском.
Вспомним и о том, что Каин приносил Богу жертву, но Тот её не принял. Такая жертва была не приятна....
#666
Цитата: Дарья от марта 02, 2011, 15:57:14  
Поститься постом приятным - это значит, нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен
Немного подправлю: "такого поста, который будет духовно приятен Богу", т.е. будет Ему угоден.
Ведь порой люди постятся для себя, или чтобы иные люди увидели.
Вот как Сам Господь об этом говорит: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58:4).


#667
скоро Великий пост - Весна духовная

Кто-нибудь знает, что значит поститься постом приятным?
#668
Богословские темы / Re: Рай и ад
марта 01, 2011, 13:01:43
Ложь ада (статья Александра Ткаченко ВЗБЕСИВШИЙСЯ РОТВЕЙЛЕР, или что такое геенна огненная)

"Был правдою мой Зодчий вдохновлен:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворен...
...Входящие, оставьте упованья."

Так в поэме Данте ад заявляет, что его сотворил Господь. Но это наглая ложь. По православному вероучению, Бог не создавал ада, как не создавал греха, страстей, болезней, смерти и мучения. Зло, в православном понимании, не имеет сущности и является лишь способом бытия свободных личностей, неким образом действия, паразитирующем на творении Божием. Вот как пишет об этом один из самых авторитетных Cвятых Отцов преподобный Исаак Сирин: – "Грех, геенна и смерть вовсе не существуют у Бога, ибо они являются действиями а не сущностями". И горделивые слова над входом в ад, описанный Данте, могли быть нацарапаны только самим дьяволом, для которого клевета на Бога – привычное занятие. Бог есть – совершенная Любовь, и приписывать Ему создание пыточного комплекса для наказания грешников – не что иное как богохульство. Церковь объясняет причину адских страданий совсем по-другому.

Преподобный Иоанн Дамаскин: "Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим. Посему здесь, имея влечение к иным вещам и достигая их, мы хоть как-то наслаждаемся, а там, когда Бог будет все и во всем (1 Кор. 15, 28), и не будет ни еды, ни пития, ни какого-либо плотского наслаждения, ни несправедливости, те, кто уже не имеет обычных удовольствий, но и к тем, что от Бога, уже не восприимчивы, мучаются неизбывно, не потому, что Бог сотворил наказание, но потому, что мы сами устроили себе наказание, так как и смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя".

Преподобный Антоний Великий: "...Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение в грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать – солнце скрывается от лишенных зрения".

Преподобный Исаак Сирин: "Неуместна никому такая мысль, будто грешники лишаются в геенне любви Божией. Любовь дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучает грешников и веселит собою исполнивших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение: оно есть – раскаяние".

"Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания".

Как может мучить любовь, прекрасно показал Василий Шукшин в своем знаменитом фильме "Калина красная". Когда "завязавший" вор под чужим именем, спрятав глаза за солнцезащитные очки, явился к своей матери, которая не видела его больше двадцати лет. Своим образом жизни он ее просто предал, обрек на нищенское существование, на голодную одинокую старость. И вот, этот сын-вор по кличке "Горе" вдруг увидал, что мать по-прежнему любит его несмотря ни на что, и что она будет безмерно рада встретить и принять его даже таким, каким он стал за десятилетия воровской и лагерной жизни... И он не нашел в себе сил открыться. Герой Шукшина, рыдающий в голос и грызущий землю на бугре под березками – одна из самых сильных сцен в нашем кинематографе. Вот он – плач и скрежет зубов!

Каково же будет грешнику, всю жизнь своими грехами предававшему Христа, после смерти увидеть и испытать всепрощающую любовь Спасителя, претерпевшего за него столько страданий...
#669
Богословские темы / Re: Рай и ад
марта 01, 2011, 12:48:42
"СТРАНА ГЛУХИХ"
ЛЕГОЙДА Владимир

Один из самых естественных вопросов сомневающегося - почему существует ад? Если Бог есть Любовь, почему Он обрекает грешников на вечные мучения?


Ответ на этот кажущийся неразрешимым вопрос на самом деле не так сложен. Самое главное здесь вот что: христианство пришло в мир вовсе не с вестью о том, что существует ад. Нет. Ад - темное царство мертвых - известен почти всем дохристианским культурам. Своим же Воскресением Христос открыл людям тайну жизни, а не смерти - тайну Рая.
К сожалению, наши представления об аде и рае далеки от христианских. Слово "ад" у многих современников вызывает в памяти картинки из журнала "Крокодил" советских времен: сковородки, бока которых жадно лижут языки адского пламени; грешники, страдающие в кипящем масле на этих сковородках, и рогатые черти, немилосердно тычущие грешников. Смею утверждать, что картины эти, при всей своей наглядности, имеют мало общего с христианским пониманием вечных мук.
И если говорить об образах, то я бы предложил обратиться к... современному отечественному кино! В одной из последних картин Валерия Тодоровского "Страна глухих" есть сцена, прекрасно передающая христианский нерв ощущения ада.
Для тех, кто не видел фильм, поясню: главная героиня - молодая девушка. Ее любимый парень - азартный игрок - должен огромную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка собирает для любимого необходимую сумму, но он (игрок же!) перед тем, как вернуть долг, решает еще раз попытать счастья. И... вновь проигрывает все до копейки.
А дальше потрясающая по силе и проникновенности сцена: ни одного упрека, ни одного слова обвинения. Все, что пытается сделать девушка - это успокоить любимого. Она говорит, что он не должен расстраиваться, что деньги - это не главное, что она еще заработает. Главное, они любят друг друга, поэтому все будет хорошо.
В ответ парень "взрывается" и начинает гнать от себя девушку. Он кричит, что не может находиться рядом с ней, что ему больно от осознания того, что он - последняя сволочь - проиграл заработанные ей деньги, а в ответ от нее - ни слова упрека, а только обещание любить его, что бы он ни натворил. Но такая любовь выше его сил, так как он не может быть с ней, ощущая свою подлость! Ему БОЛЬНО ОТ ЕЕ ДОБРОТЫ, и он ее прогоняет.
Конечно, дальше ему станет только ЕЩЕ БОЛЬНЕЕ. Прогнав любимую, он будет всю жизнь мучиться, потому что такая любовь - одна и на всю жизнь. Но, согласитесь, трудно в этой ситуации обвинить девушку, упрекнуть ее в том, что именно она обрекает парня на мучения...
Этот образ, на мой взгляд, вполне по-христиански описывает ощущения души грешника, встречающей Бога - Того, Кто есть Любовь. Любовь, которая обжигает, но без которой нет жизни. Так человек, просидевший долгое время в темной комнате и отказывавшийся выходить к свету, неизбежно слепнет, когда солнечные лучи впервые касаются его лица. И кто виноват, что на постоянный призыв выйти на улицу, к свету, он отвечал отказом?.. А глаза, тем временем, потеряли способность воспринимать свет, то есть жизнь. Поэтому именно сам человек обрекает себя на вечную тьму, вечное мучение.
И все же, повторю еще раз, христианство - это Благая Весть (по-гречески - Евангелие) о Жизни, а не смерти. И все, что требуется от нас, - это открыть дверь и выйти к свету, пока не поздно. Время у нас еще есть.
#670
Богословские темы / Re: Рай и ад
февраля 28, 2011, 11:01:48
Обратите внимание на два рассказа: про богача и Лазаря, а также беседу Господа о Страшном суде.
В обоих случаях грешник не видит себя грешником. Жалуется, жалеет себя. Еще и Бога обвиняет.
#671
Богословские темы / Re: Рай и ад
февраля 27, 2011, 17:50:20
Цитата: Максим от февраля 27, 2011, 16:29:29  
Их опаляет Божья любовь?
Человека опаляет грех, т.е. невозможность ответить на Его любовь.
#672
Богословские темы / Re: Рай и ад
февраля 27, 2011, 14:40:46
А мне больше хотелось поговорить о страданиях грешников в аду. В чем они заключаются?
#673
Богословские темы / Re: Рай и ад
февраля 26, 2011, 14:49:34
Цитата: Максим от февраля 26, 2011, 11:31:19  
"апостол Павел поднялся до третьего неба, то есть прошел "три неба" ...
Сколько всего небес три?
Тут есть два толкования.
Или речь идет о восхождении духовном, о способности воспринимать благодать Божию. В этом смысле и люди и ангелы находятся на разных ступенях.

Второе толкование видит три типа небес.
Первое небо, это где птицы небесные летают (воздушное пространство).
Второе небо - это собственно космос, где звезды небесные.
И третье Небо небес - это сфера особого Божия присутствия. Где небожители близ Бога.
#674
Богословские темы / Рай и ад
февраля 25, 2011, 23:05:27
Предлагаю подумать над этими понятиями.
Что есть ад и рай на самом деле?
В качестве информации для размышления даю статью
Митрополит Иерофей (Влахос). РАЙ И АД
#675
Изучаем Св. Писание / Re: Бытие
февраля 23, 2011, 16:09:20
Цитата: Диакон Роман Зимин от февраля 23, 2011, 15:13:52  
Позже Иуда сам изрекает себе осуждение: "Она [Фамарь] правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему" (Быт. 28:26)
Интересно, что в чине обручения супругов это событие упоминается, когда в молитве провозглашается значение перстня: перстнем явися истина Фамары.
Процитирую эту удивительную молитву в переводе на русский язык:
Господи, Боже наш, слуге патриарха Авраама сопутствовавший в Месопотамии, когда тот был послан взять господину своему Исааку жену, и посредством черпания воды обручение его с Ревеккой открывший! Сам благослови обручение рабов Твоих, этого (имя), и этой (имя), и утверди сказанное ими слово, укрепи их исходящим от Тебя святым соединением: ибо Ты от начала создал мужской пол и женский, и по воле Твоей сочетается с мужем жена в помощь ему и для продолжения рода человеческого. Ты же Сам, Господи Боже наш, ниспославший истину наследию Твоему, и обетование Твое –рабам Твоим, отцам нашим, в каждом роде и роде избранным Тобою, воззри на раба Твоего (имя) и на рабу Твою (имя), и утверди обручение их в вере, и единомыслии, и истине, и любви. Ибо Ты, Господи, указал вручать в залог кольцо и тем утверждать всякое дело. Перстнем дана была власть Иосифу в Египте; перстнем прославлен был Даниил в стране Вавилонской; перстнем открылась правота Фамари; перстнем Отец наш небесный явил милосердие к блудному сыну Своему; ибо говорит Он: «Дайте перстень на правую руку его и, приведя окормленного теленка, заколите, – будем есть и возвеселимся!» Сама десница Твоя, Господи, вооружила Моисея в Красном море; ибо словом Твоим истинным небеса утвердились, и была основана земля, и десница рабов Твоих благословится словом Твоим могущественным и мышцею Твоею высокою. Ты же, Владыка, и ныне Сам благослови это возложение перстней благословением небесным, и Ангел Твой да предшествует им во все дни жизни их.
Ибо Ты благословляешь и освящаешь все, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.


Обратите внимание, сколько здесь примеров из библейской истории. Без знаний в этой области никакие переводы на русский язык не помогают...