Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - Священник Александр Усатов

#826
Нет. Но такие иконы назвать каноничными нельзя.
#827
Каждый раз задаюсь вопросом: чего нового в празднике нового года кроме смены календаря?
По сравнению с ним в Рождестве всегда великая новизна.
«И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16)
#828
Указанное событие произошло в так называемом дворе язычников, это внешний круг по отношению к зданию Храма (в сам Храм могли входить лишь священники).
Здесь могли молиться язычники, почитающие Бога Израиля.
Вот как молился об этом Соломон при освящении Храма:
«Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, - ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, - и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (3 Цар. 8:41-43).

Но в реальности это место молитвы язычников заняли менялы и торговцы, которые помогали паломникам обменять языческие деньги на священные шекели, а также приобрести жертвенное животное.
Мотивы у всех (продающих и покупающих) были замечательные. Только вот забыли о язычниках. Решали свои проблемы за их счет.
И именно в защиту спокойной молитвы иноплеменников на этом святом месте выступил Христос.
#829
Вы думаете все это внутри здания Иерусалимского храма происходило?
#832
Цитата: Александр от января 05, 2011, 22:34:51  
Является ли четырёхконечный крест православным (каноничным) символом?
Несомненно, является.
"Крест - четырехконечная красота"
#833
Цитата: Владимир от января 05, 2011, 19:52:59  
ЦитироватьПовторюсь, что это не отражение физических параметров святых людей, а отражение величия их святости
Значит,можно предположить, что Иоан Лествичник, более значимая, заслуживающая большего почитания фигура,чем Св. Георгий и Св. Власий??? И как это определяется,по каким критериям?
Знаете, есть общецерковная "градация" значимости вклада святого человека в жизнь Церкви. Выражается в торжественности богослужения, ему посвященного (славословная служба, полиелей или даже бдение).
Но еще есть народное почитание, подчас возвышающее святого, которому служба положена весьма скромная.
Например, великомученица Варвара - одна из самых почитаемых в нашей стране.

И наоборот, бывают исторически значимые святые, о которых весьма мало знают в народе.
#834
Вот пример символических гипербол в изображении роста святых.
Повторюсь, что это не отражение физических параметров святых людей, а отражение величия их святости.

Икона "Иоанн Лествичник, Св. Георгий и Св. Власий".
#835
Между прочим, степень мучения грешников различается.
И об этом не только Данте говорил. Смотрите в Евангелие:
«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» Лук. 12:47-48

Я не отрицаю, что люди в аду мучаются от невозможности принять Божию любовь. Но их удаленность от Бога различна.

#836
Отличие представленных изображений в том, что первые два описывают реальность нашего мира. Более или менее реалистично. При этом художник вкладывает, что называется, свою душу в картину.
Такое изображение умиляет, но ни к чему не обязывает. Никуда не зовет. Не открывает новых планок для предстоящего человека.

А на канонической иконе представлен взгляд Церкви на преображенного человека во Христе. Каким должен быть спасенный человек. Это рассмотрение человека, достигшего Царства Небесного.
Это образец для подражания для молящегося человека.
Вот почему на канонических иконах золотой фон неба и нет затемненных участков. Темнота на иконе часто указывает на мрак ада (Вспомним икону Дионисия "Сошествие во ад").
Таким образом, икона представляет собой средоточие смыслов и целей. Не понимая этого, нам будет очень сложно оценить этот особенный художественный жанр.
Между прочим, каноническая икона характерно отличается своей схематичностью. Многие элементы передаются условно, без тщательной прорисовки. Открыты лишь лицо и руки святых. В редких случаях открываются иные части тела. Это тоже несет в себе богословский смысл.
Напротив, обычная и западная живопись совсем не стесняется изображать обнаженных людей. Это и было запрещено на 6-м Вселенском Соборе (100-й канон).
Совершенно не реалистичными могут быть формы тела человека на иконе. Святой часто представлен в аскетичном виде, складки одежды скрывают анатомические подробности. Все это необходимо для того, чтобы молящийся концентрировал свое внимание на важнейшем, не отвлекался на второстепенное.
Посмотрите на Владимирскую икону. Главное здесь - лик Богородицы, и Ее взаимная любовь с Богомладенцем.

Грустит она о том, что Сына придется отдать на смерть. Ради спасения людей.
Может быть этот укор читается в Ее глазах?
#837
Протоиерей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской мадонне" Рафаэля:
"Здесь — красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением? — это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой... Я наглядно понял, что это она, ослепительная мудрость православной иконы, обезвкусила для меня Рафаэля... Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".

Подробнее про отличие католических и православные икон здесь
#838
Еще раз повторим эти замечательные слова:
Цитироватьотчетливо понимать и осознавать свое несовершенство перед лицом Божиим, т.е. быть смиренным
Здесь ключевое место - слова "пред лицом Божиим".
То есть т.н. самосовершенствование должно происходить в соотношении человека с Богом, а не в плоскости чисто межчеловеческих связей, или самокопания человека.

#839
Цитата: Александр от января 03, 2011, 21:16:36  
Просто к концу 10-го века уже было ясно (даже князю), что язычество уже изжило себя, и что за язычеством нет будущего
Этот узкий вопрос мы пытаемся обсуждать в ветке Эпоха Крещения Руси
#840
Процитирую исследование о религиозной ситуации в 9-11 веках в Древней Руси:

Характерно, что именно великий князь осуществляет "выбор веры" - древнерусское общество признавало права Владимира Святославовича в области религиозной политики. Очевидно, отражением этих представлений и является известие "Повести временных лет", передающее слова киевлян, идущих креститься на Днепр (независимо от его фактологической достоверности):
"с радостью идяху, радующеся и глаголюще: "Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли"" (Повесть временных лет, с.53)...


Далее Карпов А.В. отмечает:

"Очевидно, при наличии обязанностей по приведению населения к новой вере, сыновья Владимира не должны были применять репрессивно-карательные меры, опасаясь вспышек политического протеста и народных волнений...
И хотя "в литературе о крещении Руси стала общим местом мысль о том, что христианизация встретила упорное сопротивление масс", в действительности "количество свидетельств этого сопротивления в источниках невелико" (Прошин Г.Г. Второе крещение // Как была крещена Русь. - М.: 1988, с .167)).
В связи с этим показательны соответствующие данные по Русскому Северу, который обычно воспринимается как наиболее "архаичный" и языческий регион. При раскопках поселений и могильников "ни разу не удалось обнаружить каких-либо следов насильственного введения христианства и религиозного антагонизма, расколовшего общество на две части" (Макаров Н.А. Первые христиане или последние язычники // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вологда, 1994. Вып. 1, с. 78)).
По мнению Раушенбаха Б.В., в условиях христианизации жречество прибегло к двум принципиально разным тактическим приемам:
во-первых, к "уходу в подполье", когда на окраинах и в других местах, где это было возможно, продолжалось служение идолам, совершение магических обрядов и т.п.;
во-вторых, к открытому (даже вооруженному) сопротивлению всей системе реформ Владимира (Раушенбах Б.В. Сквозь глубь веков. Реформы великого князя Владимира // Религии мира. История и современность. - М., 1988, с.122).
Но о каком-либо реальном противодействии мы не имеем даже минимальных сведений. Летописные известия о "восстаниях волхвов" относятся ко времени сыновей и внуков Владимира и не свидетельствуют собственно о прямом протесте против введения новой веры" (Карпов А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. - Спб: Алетейя, 2008, стр.71-74)