Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - Священник Александр Усатов

#856
Не зря Вы, отец диакон, процитировали Евангелие от Матфея.
Ведь в параллельном месте Мф 10. 37 вместо глагола «ненавидеть» стоит «более любить».

Посмотрите ветку Сложности в понимании Писаний.
Там я попытался поднять тему о преградах, возникающих при чтении древних текстов.

Так вот. В семитских языках нет степеней сравнения. Поэтому вместо "любить меньше" сказано "возненавидеть".
Знаток арамейского языка Иеремиас утверждает, что отрицательное ?????? [ненавидеть] - это семитизированный заменитель сравнительной степени «любить больше, чем...».

В древнегреческом языке такие степени сравнения есть. Поэтому в двух Евангелиях по-разному передана одна и та же мысль.
#857
Попробуем разобраться, с чем связаны наши проблемы понимания текстов Свщ.Писания.

Здесь я расскажу о земных проблемах (а еще есть духовные, когда грешник не желает видеть Истину).

Дело в том, что Бог открывает Свое слово людям, пользуясь их человеческими языковыми средствами. Иными словами, Он в Ветхом Завете говорит со Своим народом на древнееврейском языке, при этом в Откровении используются обороты, учитывающие исторический и культурный контекст того времени.

Ко времени пришествия Христа разговорным языком евреев стал уже арамейский язык. Именно на этом языке проповедовал Спаситель, хотя Свщ. Писание тогда читалось все еще на древнееврейском языке.

Позже, апостолы пишут книги Нового Завета уже на древнегреческом языке (диалект койне), так как именно этот язык был универсальным в эллинистическом пространстве Римской империи.

И теперь мы, люди XXI века, читаем Евангелие в русском Синодальном переводе.

Получается, что мы пытаемся воспринимать смысл сказанного евреями в I веке н.э., их намеки, обычаи, и даже иронию.
Не погружаясь в культуру того времени, все это очень сложно уловить.
Нужно учесть и особенности семитских языков, в которых нет степеней сравнения. Вот почему в Евангелии мы встречаем слова о необходимости ненависти к родителям, ведь иначе невозможно было выразить пожелание "любить меньше".

Следующая сложность - новозаветные Писания переведены на древнегреческий язык, а потом на русский. При переводе неизбежно привносится элемент профанирования текста, его упрощения.
Между прочим, специалисты в области арамейского языка замечают особую мелодичность и ритмику арамейской первоосновы Нагорной проповеди Христа. В переводе она исчезла.

Все эти наблюдения заставляют нас более внимательно читать Евангелия и ТОЛКОВАНИЯ святых отцов и современных богословов.
По крайней мере, если текст не укладывается в наши современные рамки мышления, обратимся к специалистам, чтобы не "насиловать" древний текст призмой собственного невежества.
#858
«и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» Лук. 9:52-56

Накануне обращения императора Константина, то есть на излете гонений, Лактанций говорил:
«Мы никого не удерживаем против его воли, ибо Богу бесполезен тот, кто лишен веры... Весьма далеки друг от друга пытки и благочестие; не хочет истина соединяться с насилием... Религию следует защищать не убивая, а умирая... Ничто столь не добровольно, как религия» (Божественные установления 5,19,13-22).

В частности, после первой казни еретика в IV в."вызванный этим повсюду ужас показывает, что все отнеслись к казни как к отвратительному новшеству. Приписанные Присциллиану гностические и манихейские умозрения вызвали то исключительное отвращение, которое Церковь всегда питала к ересям этого рода. Но когда он, осужденный тираном Максимом в Трире, был подвергнут пытке и предан казни с шестью своими учениками, а остальные были сосланы на острова в сторону Бре­тани, то по всей Европе раздался громкий крик негодования. Из двух епископов, преследовавших Присциллиана, один был прогнан со своей кафедры, а другой сам удалился на покой. Святитель Мартин Турский, сделавший все возможное, чтобы помешать этому жестокому решению, отказался иметь общение не только с этими епископами, но и с теми, кто находился с ними в сношениях"
#859
в итоге мы тут можем много привести примеров насилия.
Но не для этого я начал ветку.
Нужно дать этому оценку.
Соответствует ли такой подход закону церковной жизни, или нет?
Ведь христиане согрешают, это не секрет.
При этом по словам протоиерея Валентина Свенцицкого «Грех в Церкви есть грех не Церкви, но против Церкви».
#860
Чтобы не показалось, будто я совсем отрицаю перекосы в миссионерском служении Церкви, процитирую отрезвляющие слова протод.Андрея Кураева..
Норму нужно назвать нормой, а искажения - искажениями.
ЦитироватьОчень сильный аргумент употребил святитель Григорий Богослов во время юлиановых гонений на Церковь: «Посмотрите на прошедшее! Были времена и нашего могущества и вашего, и оно переходило попеременно то в те, то в другие руки. Какие же напасти терпели вы от христиан подобные тем, кои так часто терпят от вас верующие? Лишали ли мы вас каких-либо прав? Вооружали ли против кого неистовую чернь? Возбуждали ли против кого начальников, которые бы поступали строже, нежели как им предписано? Подвергли ли кого опасности жизни? Отняли ли у кого власть и почести, принадлежащие мужам отличным? Словом, нанесли ли кому такие обиды, на которые вы так часто отваживались или которыми угрожали нам?» (Слово 4 На царя Юлиана).
Увы, сегодня ни один христианин не имеет права повторить эти слова и не стать при этом лжецом или невеждой... Обиды, причиненные христанами язычникам и иноверцам уже давно превзошли обратные.
Есть православие, а есть мифы о нем. Среди этих мифов есть мифы, создаваемые нецерковными людьми, а есть мифы, с радостью передаваемые людьми из Церкви.
Вот именно в числе таких мифов находится и распространенное мнение о том, что в отличие от католиков, православие никогда не прибегало к понуждению в вопросах веры, что православный мир не знал ни инквизиции, ни крестовых походов, ни костров...
К сожалению, это не так. Крестовых походов вообще не было бы, если бы о них не просила и в них не участвовала православная Византийская Империя.
И преследования еретиков, и сожжения колдунов также были в православной истории...
Самая страшная ошибка миссионера — это насилие. Но готовы ли церковные люди назвать преступной политику своих былых империй (и Византийской и Российской) — когда миссия строилась на подарках, освобождении от налогов, репрессиях, а нередко и на прямых угрозах? ...
«Миссионерское» насилие вырастает из забвения вроде бы очень простой истины: спасению подлежит не «что», а «кто». Не вещь, а человек. Человек не просто «объект» спасения, претерпевающий некие спасительные действия (Бога, Церкви, миссионера), а субъект спасения, который должен с сознанием и свободным желанием совершить некий свой, собственный выбор, без которого никакие извне влагаемые в него «лекарства» не подействуют. Если же человека понуждают к участию в церковном таинстве — то тем самым именно «ревнители» сквернят таинство Христа. 
Подробнее можно ознакомиться с примерами из истории в главе "Миссия и насилие" книги диакона Андрея Кураева "Перестройка в церковь".

Вопрос в другом: можем ли мы утверждать, что искажения стали законом миссии Церкви? Можем ли мы утверждать, что всех и вся принуждали к принятию христианства?
И вообще встает вопрос, а что понимать под насилием в вопросах веры?
Когда атеисты говорили нам в школе, что Бога нет - это насилие?
#861
А для чего в тексте стоит термин "ненавидеть"?
#862
Цитата: Кирилл от декабря 25, 2010, 23:04:04  
Русь крестили "огнём и мечом"     40 (37.38%)
Так кто же мне расскажет, кого именно насильно заставляли принимать христианство и когда это происходило?
С Х века по ХХ век?
Всех и вся? Все миллионы русских славян крестили мечом?
О чем же говорила та летопись и какова ее историческая ценность?
#863
Цитата: Сергей Словенин от декабря 16, 2010, 10:31:23  
Александр Вы боитесь, хоть никогда этого не скажете при своих форумчанах. Потому-что вера Вас кормит. Вера в бога вообще не должна кого либо кормить за счет других и в этом Истина
Сергей, эти вопросы (пожертвования, нужна ли жертва Богу и прочие) можно обсудить в ветке Пожертвования в Церкви
#864
Смежный вопрос касается события изгнания торговцев из Иерусалимского Храма:
Цитировать«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» Ин. 2:13-17
Как это соотносится с тем, что в православных храмах люди берут свечи и дают за это деньги?

#865
Этим занимаются или профессиональные художники-реставраторы, или православные иконописцы.
Однако все эти люди так малочисленны и так загружены работой, что я не могу конкретно посоветовать кого-нибудь из них.
Вы можете лично спросить совета у нашего настоятеля - о.Валерия.
#866
Призывал ли Христос ненавидеть родителей?
Этот вопрос часто ставит в тупик.
Ведь ясно сказано в Евангелии:
«если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук. 14:26).

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
#867
Есть хорошая статья. Осуждение, обличение и рассуждение
А что думают форумчане о различении этих понятий?
#868
Цитата: Сергей Словенин от декабря 13, 2010, 01:45:44  
По поводу жертв в храмах. К сожалению в час ночи нет никакого желания ехать фотографировать  для Вас вывеску в Соборе которая гласит: "Свечи приобретенные вне храма ЖЕРТВОЙ не являются". Это явно было написано для того чтобы дарить тепло и свет окружающим. Так ведь и в каждой семье бывает (да Александр?)
Я служил более четыре лет в кафедральном соборе и видел эту надпись.
Поясняю ее смысл: покупая свечи вне храма человек жертвует свои деньги не на храм, а на иную организацию. Иным людям помогает.
А свеча является воплощением этой помощи.
Здесь подробнее: Диакон Андрей Кураев. ОТКУДА У ЦЕРКВИ ДЕНЬГИ
А помощь Церкви это и есть жертва Богу. Равно как помощь инвалидам и брошенным детям.
Сделанное ради обездоленных Бог воспринимает как сделанное для Него.
#869
Несомненно, что Бог определил русскую нацию и другие православные народы быть хранителями веры до второго пришествия.
Но другой вопрос, что эти нации во многом от этой высокой миссии отказались.
#870
Я тоже надеюсь, что приходя в наш храм Иоанна Воина, Вы будете видеть священника Александра :)