Бог есть дух

Автор Алексей', мая 03, 2012, 09:25:42

« назад - далее »

Алексей'

Вот я не понимаю. Бог – Он ведь Творец и видимого, и невидимого мира. То есть, и материи, и духа. Сам Он не обязан относиться ни к тому, ни к другому и не относится. Очевидно, когда говорится, что «Бог есть дух» (Иоан.4:24), имеется ввиду некое специфичное понимание духа.

Раб божий Константин

Имеется ввиду отсутствие плоти.

Седой Даниил

Бог триедин: отец, сын и святой дух

Алексей'

Цитата: Седой Даниил от мая 03, 2012, 14:40:27  
Бог триедин: отец, сын и святой дух
Я в курсе. И что?

Наталия Хучуа

Цитата: Лёша от мая 03, 2012, 09:25:42  
Вот я не понимаю. Бог – Он ведь Творец и видимого, и невидимого мира. То есть, и материи, и духа. Сам Он не обязан относиться ни к тому, ни к другому и не относится. Очевидно, когда говорится, что «Бог есть дух» (Иоан.4:24), имеется ввиду некое специфичное понимание духа.

В Катехизисе протоиер. Олега Давиденкова написано:

Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге:
"Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24).
Что это означает?
"Слово "Дух"... понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие"[24].
Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что:
1) естество Божие невещественно, Богу не присуща даже самая тонкая материя.
2) Божественная природа непричастна ни малейшей сложности[25]. По словам свт. Григория Нисского,
"Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна, несложна"[26].
Понятие несложности или простоты означает:
а) отсутствие элементарного состава. Божественное естество не допускает даже мысленного разделения на части. Божественные свойства невозможно рассматривать как некие части Божественного естества. В Боге нет дистанции между самой природой и ее свойствами. Бог не только обладает разумом, премудростью или любовью, подобно человеку. Он весь есть разум, весь есть премудрость, весь есть любовь; все эти качества в существе Божием непостижимым для нас образом сливаются в совершенное единство и тождество[27], разделяясь только в нашем умопредставлении.
б) в простой природе не может быть каких-либо противоположных сторон или тенденций, которые также вводят сложность.
3) Бог для Своего существования не нуждается в месте, Он не имеет пространственной протяженности, а следовательно объема и формы, так как любую протяженную вещь можно, по крайней мере мысленно, разделить на части.
4) Божественное естество внутренне едино, просто, само тождественно и не допускает какого-либо изменения.
5) Господь говорит о поклонении Богу как Духу, следовательно, слово "Дух" означает существо живое, свободно-разумное, так как существо безличное не может быть предметом религиозного поклонения.
Таким образом, из рассматриваемых слов Спасителя следует, что
1. Бог есть существо свободно-разумное;
2. Он обладает совершенно простой, неограниченной, лишенной всякой материальности природой (сущностью).
Две эти истины обусловливают' деление Божественных свойств на две группы:
а) свойства, относящиеся к совершенствам Божественного существа, которые называются онтологическими или апофатическими (отрицательными);
б) свойства, характеризующие Бога как свободно-разумное существо, которые называются духовными или катафатическими (положительными).

Надежда_

Цитата: Лёша от мая 03, 2012, 09:25:42  
Вот я не понимаю. Бог – Он ведь Творец и видимого, и невидимого мира. То есть, и материи, и духа. Сам Он не обязан относиться ни к тому, ни к другому и не относится. Очевидно, когда говорится, что «Бог есть дух» (Иоан.4:24), имеется ввиду некое специфичное понимание духа.
Мне думается - это сказано для нас - людей, чтобы мы знали, что Бог есть дух.

Алексей'

Цитата: Надежда_ от мая 03, 2012, 22:00:51  
Цитата: Лёша от мая 03, 2012, 09:25:42  
Вот я не понимаю. Бог – Он ведь Творец и видимого, и невидимого мира. То есть, и материи, и духа. Сам Он не обязан относиться ни к тому, ни к другому и не относится. Очевидно, когда говорится, что «Бог есть дух» (Иоан.4:24), имеется ввиду некое специфичное понимание духа.
Мне думается - это сказано для нас - людей, чтобы мы знали, что Бог есть дух.
Понятно, что если так сказано, то так оно и есть. Но не понятно. Выходит, что Бог - Творец духов и Сам дух. И Бог же - Творец материи, но Сам не материален.

Алексей'

Цитата: Наталия Хучуа от мая 03, 2012, 17:18:39  
В Катехизисе протоиер. Олега Давиденкова написано:

Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге:
"Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24).
Опять же. Не написано "Бог есть Дух". Написано "Бог есть дух".

Наталия Хучуа

Может что-то прояснит толкование блаж. Феофилакта Болгарского:

Так как Бог есть дух, то есть бестелесен, то и поклоняться Ему должно бестелесно, то есть душою. Это означается словом: "в духе". Ибо душа есть дух и существо бестелесное. А как многие, по-видимому, поклоняются Ему душою, но не имеют об Нем истинного понятия, например, еретики, посему присовокупил: "и в истине". Ибо должно поклоняться Богу умом, но также должно иметь и понятие об Нем истинное. - Иной, быть может, скажет, что здесь сими двумя словами "в духе и истине" намекается на две части нашего любомудрия: на деятельность и созерцание. Словом: "в духе" намекается на деятельность. Ибо, по словам божественного апостола, все водимые Духом Божиим умерщвляют дела плотские (Рим. 8, 13. 14). И опять: "плоть желает противного духу, а дух противного плоти" (Гал. 5, 17). Таким образом, словом "в духе" намекается на деятельность; словом же "в истине" - на созерцание. Так и Павел (1 Кор. 5, 8 ) понимает, когда говорит: "с опресноками чистоты", то есть чистоты жизни, или, что то же, деятельности, "и истины", то есть созерцания, ибо созерцание занимается истиною догматического учения. И иначе: так как самаряне ограничивали Бога местом и говорили, что на этом месте должно поклоняться, а у иудеев все совершалось в образах и тенях, то против отличия самарян употребляет слово: "в духе", так что речь имеет такой смысл: вы, самаряне, совершаете служение Богу какое-то местное, а истинные поклонники будут совершать не местное, ибо они будут служить "в духе", то есть умом и душою. Не будут поклоняться под образом и тенью, как иудеи, но "в истине", так как обычаи и обряды иудейские будут отменены. Так как закон иудейский, понимаемый буквально, был образом и тенью, то, может быть, слово "в духе" употреблено для отличия от буквы; ибо в нас действует уже закон не буквы, а духа, "ибо буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3, 6). Для отличия от образа и тени употреблено слово: "в истине". Настанет, говорит, время, и настало уже, именно: время явления Моего во плоти, когда истинные поклонники будут поклоняться не на одном месте, как самаряне, но на всяком месте "духом", совершая поклонение не телесное только, как и Павел говорит: Которому (Богу) я служу "в духе" моём (Рим, 1, 9), будут совершать служение не образное, тенистое и указывающее собою на будущее, как иудеи, но служение истинное и не имеющее никаких теней. Ибо таких поклонников ищет Себе Бог: как Дух - духовных, как Истина - истинных.

Алексей, я думаю, что это место нельзя вырывать из контекста и что-то измышлять о Боге.
Мы,сотворенные Создателем, Его просто не в силах уразуметь так - как нам бы этого хотелось..))

Надежда_

Цитата: Лёша от мая 03, 2012, 22:15:17  
Цитата: Надежда_ от мая 03, 2012, 22:00:51  
Цитата: Лёша от мая 03, 2012, 09:25:42  
Вот я не понимаю. Бог – Он ведь Творец и видимого, и невидимого мира. То есть, и материи, и духа. Сам Он не обязан относиться ни к тому, ни к другому и не относится. Очевидно, когда говорится, что «Бог есть дух» (Иоан.4:24), имеется ввиду некое специфичное понимание духа.
Мне думается - это сказано для нас - людей, чтобы мы знали, что Бог есть дух.
Понятно, что если так сказано, то так оно и есть. Но не понятно. Выходит, что Бог - Творец духов и Сам дух. И Бог же - Творец материи, но Сам не материален.
Ну да, Творец духовного и материального, сам дух. Это и показывает, что первично у нас творений Бога - дух, а материя должна подчиняться духу.

Священник Роман Зимин

Когда мы говорим, что Бог есть дух и ангелы, например, - духи, это не одно и то же. Ведь Бог в своём совершенстве превосходит любые наши представления и ни с чем Он вполне не сравним.

Когда мы даём определения, мы лишь отделаем определяемое от всего остального. И совершенно не приближаемся к сущности вещи. Так, когда мы говорим, что Бог есть дух - это значит только, что Он бестелесен. Так я это понимаю.

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от мая 09, 2012, 15:43:52  
Когда мы говорим, что Бог есть дух и ангелы, например, - духи, это не одно и то же. Ведь Бог в своём совершенстве превосходит любые наши представления и ни с чем Он вполне не сравним.

Когда мы даём определения, мы лишь отделаем определяемое от всего остального. И совершенно не приближаемся к сущности вещи. Так, когда мы говорим, что Бог есть дух - это значит только, что Он бестелесен. Так я это понимаю.
Может быть, так:

Полностью трансцендентен тварному миру Отец.
Дух, Который "носился над водою", когда земля была ещё "безвидна и пуста", что толкуют как обустройство невидимого мира, явлен в мире духов. (Быт.1:2)
Сын же, "сущий в недре Отчем", явил нам Бога и в видимом мире. (Иоан.1:18)

Нельзя же сказать, что Святой Дух - не дух или что Господь Иисус Христос - не человек.

Наталия Хучуа

Цитата: Лёша от мая 09, 2012, 17:21:38  
Цитата: Священник Роман Зимин от мая 09, 2012, 15:43:52  
Когда мы говорим, что Бог есть дух и ангелы, например, - духи, это не одно и то же. Ведь Бог в своём совершенстве превосходит любые наши представления и ни с чем Он вполне не сравним.

Когда мы даём определения, мы лишь отделаем определяемое от всего остального. И совершенно не приближаемся к сущности вещи. Так, когда мы говорим, что Бог есть дух - это значит только, что Он бестелесен. Так я это понимаю.
Может быть, так:

Полностью трансцендентен тварному миру Отец.

+200%

Священник Роман Зимин

Цитата: Лёша от мая 09, 2012, 17:21:38  
Святой Дух - не дух или что Господь Иисус Христос - не человек.
По контексту, речь здесь идёт об Отце:

"...когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине".

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от мая 09, 2012, 18:29:56  
Цитата: Лёша от мая 09, 2012, 17:21:38  
Святой Дух - не дух или что Господь Иисус Христос - не человек.
По контексту, речь здесь идёт об Отце:

"...когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине".
Я ж не про здесь. Я вообще. Про то, что Бог - не дух, хотя и назван духом. Хотя, с другой стороны, Духом и является.